Научно-практическая конференция с элементами ролевой игры "Металлы в жизни человека"

Разделы: Химия, Информатика


Цели урока:

1. Образовательные:

  • систематизация и обобщение знаний, умений, навыков учащихся по теме “Металлы”;
  • умение применять полученные знания;
  • формирование экологической, экономической грамотности;
  • расширение кругозора учащихся в области химии и информатики.

2. Развивающие:

  • развитие познавательного интереса к предметам химии и информатики;
  • формирование информационной культуры учащихся;
  • развитие навыков самостоятельной, творческой деятельности учащихся;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование навыков публичных выступлений, публичной защиты результатов деятельности.

3. Воспитательные:

  • осуществляя межпредметные связи курсов химии, информатики, биологии, литературы, русского языка формировать диалектико-материалистические взгляды;
  • профориентация учащихся.

Методы обучения: (по Ю.К. Бабанскому)

  • применение знаний, исследовательский, частично-поисковый, информационно-сообщающий, творческой деятельности.

Оборудование:

  • периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
  • фотовыставки “Памятники г. Ставрополя”, “Металлы в нашей жизни”;
  • стенгазета ”Что мы знаем о металлах”;
  • персональный компьютер, проектор, экран, столик для проектора, цифровая кинокамера, цифровой фотоаппарат, внешние носители.

Программное обеспечение:

  • OC Windows 2000 и выше; пакет MS Office.

Печатные ресурсы:

  1. Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений, О.С. Габриелян, ДРОФА, 2005г.;
  2. Методика обучения химии, О.С. Зайцев, ВЛАДОС,1999г.;
  3. Химия-9, О.С. Габриелян, ДРОФА, 2007г.;
  4. Химия пособие-репетитор, А.Е. Егоров, “Феникс”, 2006г.;
  5. Химия, Р.А. Лидин, В.А. Молочко, Л.Л. Андреева, ДРОФА, 2001г.;
  6. Книга для чтения по неорганической химии, В.А. Крицман, “Просвещение”, 1984г.;
  7. Занимательная химия, Л.Ю. Аликберова, “АСТ пресс”, 1999г.

Интернет-ресурсы: www.all-met.narod.ru; www.allmetals.ru; www.elementy.ru; www.chem.msu.ru; www.alhimik.ru; www.chemport.ru; www.ru.wikipedia.org.; www.xumuk.ru и другие.

Форма урока: урок-конференция с элементами ролевой игры.

Продолжительность урока: 1,5 часа; место проведения – актовый зал.

Ход урока

I этап – подготовительный.

Программа конференции вручается всем участникам и приглашённым.

Приглашённые: к.х.н. доцент кафедры методики преподавания химии; скульптор, автор нескольких памятников в г. Ставрополе; завуч по НМР гимназии Воронина В.Ю.; руководители МО естественно – научного цикла города и гимназии Павлищева А.Ю. и Рыльцева Л.А.

Группа оппонентов: - это гимназисты, являющиеся специалистами в разных областях: инженер, врач, историк, информатик, искусствовед, химик, биолог, учитель.

Экспертная группа: доцент кафедры методики, завуч по НМР, руководители МО, эксперты—учащиеся.

Другие участники: представители школьного Пресс–центра (фоторепортер, кинооператор, представители печатных СМИ); по итогам работы конференции выпускают информационные материалы.

Содержание пакета материалов конференции (все материалы разработаны участниками конференции и изготовлены с помощью тех.средств гимназии):

Программа конференции (Приложение 1);

Журналы по темам:

Фотоальбомы по темам “Наша жизнь среди металлов”(Приложение 5; Красота металла” Приложение 6. Данные приложения, вы можете получить, обратившись непосредственно к автору данной статьи).

Буклеты по темам “Алюминий, история, строение, свойства, получение, применение, биологическое значение” (Приложение 7); “Железо, история, строение, свойства, получение, применение, биологическое значение” (Приложение 8).

Презентации по темам “Металлы – наши друзья или враги?” (Приложение 9), “Из истории Каслинского литья” (Приложение 10).

Анимационный фильм по теме “Железодефицитная анемия или железо в жизни, человека” (Приложение 11).

Экспертные листы.

II этап – организационный.

Вступительное слово учителя.

Девизом нашей конференции являются слова:

Преуменьшать нам вовсе не пристало
Заслуги безусловные металлов.

В ходе конференции, перед вами стоит задача не только своими работами раскрыть прикладной аспект химии, но и продемонстрировать эффективный инструмент, с помощью которого вы подготовили материалы – информационные технологии на службе у химии. Великий русский химик Н.Н.Зинин, говоря о значении химии, подчёркивал ”многочисленность и разнообразие применений химии почти ко всем моментам жизни и человеческих обществ и отдельного человека, прикосновенность её к другим отдельным, совершенно самостоятельным отраслям знаний”. (слова учёного проецируются на экран) Используя сплетение знаний по истории и литературе, физике и биологии, химии и информатике, в своих работах вы сможете подтвердить гениальность слов учёного.

  • Представители всех секций, экспертная группа, группа оппонентов получают пакет материалов конференции.
  • Секции работают по определённым темам. В каждой секции автор представленной работы рассказывает о научности, актуальности темы, о содержании и технологии оформления работы. Предоставляет список печатных ресурсов и Интернет – ресурсов. Члены секции обсуждают работу и вырабатывают положения, согласно которым, обсуждаемая работа может быть более интересной и яркой. Все секции выдвигают по два представителя, которые вместе с автором работы должны выступать и отвечать на вопросы оппонентов.
  • Группа оппонентов изучает предоставленные материалы конференции и составляет вопросы ко всем обсуждаемым темам. Задача оппонентов своими вопросами раскрыть широчайший диапазон использования металлов.
  • Экспертная группа изучает материалы с точки зрения научности, актуальности, информативности, доступности, наглядности.

III этап - пленарное заседание конференции.

  • Выступления авторов работ и представителей их секций предваряются словами ведущего.
  • Оппоненты задают вопросы всем выступающим.
  • Группа экспертов внимательно следит за ходом конференции и предварительно определяет в какой номинации может участвовать каждая работа. Замечания фиксируются в экспертных листках.

Ведущий. Вряд ли у кого-нибудь из присутствующих вызовет сомнение тот факт, что развитие человечества было бы невозможным без покорения им металлов. Ведь даже этапы цивилизации носят названия: Бронзовый век, Железный век как дань уважения роли металлов и их сплавов для нас. В культурном развитии России были золотой и серебряный века, отмеченные творчеством ярчайших представителей человечества. Так существуют ли параллели между историей развития человечества и металлической цивилизацией? Этому вопросу посвящена работа Федотова М., ученика 9г класса, который создал журнал на тему “Есть ли параллель между историей развития человечества и металлической цивилизацией?” (Приложение 2).

Выступление автора и его оппонентов. Возможны вопросы из зала.

Ведущий. В 1556году Георг Агрикола очень ярко сказал о значении металлов в жизни человека: “Человек не может обойтись без металлов… Если бы не было металлов, люди влачили бы самую омерзительную и, жалкую жизнь среди диких зверей…”(cлова проецируются на экран). В подтверждение этим словам являются журнал ученика 9г класса Букреева С. “Применение металлов” (Приложение 4) и фотоальбом “На жизнь среди металлов” ученика 8а класса Лахина К. (Приложение 5, данное приложение, вы можете получить, обратившись непосредственно к автору данной статьи).

Выступление авторов и их оппонентов.

Ведущий. Не секрет, что нам часто не интересен текст учебника, его объём и многие из нас пытаются найти альтернативу. Вашему вниманию предлагается работа ученицы 10в класса Трофимовой А.. Её буклет посвящён алюминию, о котором Н.Г.Чернышевский сказал так: ‘Этому металлу суждено великое будущее…” (слова проецируются на экран) (Приложение 7).

Выступление автора и его оппонентов.

Ведущий. Вот что нам поведал об этом металле герой романа Д.Дефо Робинзон Крузо: “После долгих поисков я нашел ящик, нашего плотника, и это было для меня поистине драгоценная находка, которой я не отдал бы тогда за целый корабль с золотом’……” (слова проецируются на экран). Ученица 9а класса Геворкян О. в своём буклете рассказала об истории этого металла, его строении, свойствах, получении, биологическом значении. Именем каким он наречён? (Приложение 8).

Выступление автора и его оппонентов.

Ведущий. Существует мнение о том, что металлам грозит забвение. Они не смогут выдержать натиска конкуренции полимеров. “Есть ли будущее у металлов?”- об этом мы хотим спросить преподавателя СГУ.

Выступление к.х.н. преподавателя кафедры химии.

Ведущий. Автор работы “Металлы на переднем крае науки” (Приложение 3) Букреев С. считает, что без людей, продвигающих науку и цивилизацию, человечество деградирует. В материалах его публикации приведены аргументы и доказательства этого.

Выступление автора и его оппонентов.

Ведущий. Когда мы употребляем пищу, то не задумываемся над тем, что вместе с пищевыми продуктами и водой в наш организм поступают практически все химические элементы, в том числе и металлы. Экспериментально установлено, что в организме человека металлы составляют около 3% (по массе). Это очень много. Если принять массу человека за 70кг., то на долю металлов приходится 2,1кг. Вашему вниманию предоставляется презентация на тему “Металлы – наши друзья или враги?”, созданная ученицей 10а класса Фединой А (Приложение 9).

Просмотр презентации и её обсуждение.

Ведущий. Мы все любим мультфильмы, а если они созданы нашим одноклассником, это вызывает еще больший интерес. Мне кажется, что следующая работа не оставит вас равнодушными, тем более, что речь в ней идет о роли металлов в поддержании здоровья человека. Итак, вашему вниманию – премьера анимационного фильма «Железодефицитная анемия, или железо в жизни человека» (Приложение 11). Его автором является ученик 11б Абатуров Алексей.

Просмотр фильма и его обсуждение.

Ведущий. На вопрос «Красота металла... Какая она?» гениальный русский ученый М.В. ломоносов ответил бы так: «Металлы подают укрепление и красоту важнейшим вещам в обществе потребным… И кратко сказать ни едино ремесло, ни едино художество простое употребление металлов миновать не может… » (слова и потрет ученого проецируются на экран).

Как ответит на этот вопрос уважаемый скульптор?

Выступление скульптора.

Ведущий. Фотоальбом «Красота металла», который создала ученица 11а класса Половинченко Жанна, показывает всю красота скульптур нашего родного города (Приложение 6, данное приложение, вы можете получить, обратившись непосредственно к автору данной статьи).

Просмотр альбома, обсуждение работы.

Ведущий. Издавна человек заметил красоту металла в различных изделиях. Сегодня на ваш суд мы выносим работу – презентацию ученицы 9 а класса Чемеркиной Анны на тему «Из истории Каслинского литья» (Приложение 10).

Просмотр слайдов презентации, обсуждение работы.

IV этап – подведение итогов.

Ведущий. Все работы просмотрены. Выступления заслушаны и обсуждены. Наступил момент, когда необходимо предоставить слово нашим экспертам. Определение победителей будет проходить по следующим номинациям: «Соответствие содержания выбранной теме», «Привлечение Интернет-ресурсов», «Использование ИКТ», «Качество защиты работы».

Выступление экспертов. Награждение победителей.

Заключительное слово учителя. Великий французский химик П.Э. М. Бертло сказал: «Химия обладает творческой силой в высокой степени. Благодаря этой созидательной способности химия приобрела существенную роль в материальном устройстве мира, из неё вытекает применение химии в промышленности и в обществе. Этот характер придает её методам и результатам способность огромного влияния на общее развитие человеческого сознания. (слова и портрет автора проецируются на экране).

Работа, которая была проведена участниками конференции и полученные ими результаты, являются ярким подтверждением правоты слов великого ученого.

Свои впечатления вы можете оставить в «Книге отзывов».

Спасибо всем участникам за участие, желаем успехов и продолжения работы!