Урок "Чтобы душа была жива…" по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Разделы: Литература


Тема: «Чтобы душа была жива…» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Цели урока:

  • Учить пониманию идейно-художественного замысла писателя через анализ эпизодов, осознание роли художественной детали, антитезы, лексического повтора;
  • Развивать навыки размышления, сопоставления, сравнения, синтеза в постижении идеи произведения;
  • Воспитывать чувство сострадания к ближнему, уважение к гуманным заповедям, стремление к сохранению нравственных законов в себе, неприятию насилия во всех его идейных проявлениях;

  Оборудование:

  • Компьютеры, соединенные в сеть (7 штук для 14 учащихся).
  • 1 компьютер для помощника-старшеклассника, обрабатывающего ответы в тестах во время урока.
  • 1 компьютер на столе учителя для ведения урока.
  • Экран, видеопроектор, колонки.

Материалы к уроку, подготовленные учителем:

  • Урок сопровождается презентацией «Чтобы душа была жива» (Приложение 1);
  • Видеоряд «Герои Достоевского», подготовленный учителем (Приложение 2);
  • Видеофрагмент эпизода художественного фильма «Преступление и наказание» (первая встреча Родиона Раскольникова со следователем) (Приложение 4);
  • Видеоряд «ХХ век под знаком Достоевского» (Приложение 6)
  • Критическая статья Н.Н.Страхова (Из рецензии  «Преступление и наказание» Роман в шести частях с эпилогом Ф.М.Достоевского)
  • Тест в программе Excel, протокол для сетевого помощника (Приложение 3)
  • Электронная страница с таблицей для заполнения ответов на вопросы.
  • Печатные листы теста и таблицы для тех ребят, которые работают не за машинами.

Задание к уроку:

  • Знать содержание романа «Преступление и наказание»;
  • Перечитать эпизод «Разговор студента и офицера, подслушанный Раскольниковым».

ХОД УРОКА

1. Организационный и мотивационный этап

– Здравствуйте, ребята. Посмотрите  друг на друга и на наших гостей. Улыбнитесь. У нас с вами все сегодня получится. Желаю вам успеха.

Слово учителя. Родион Раскольников.  «Родя» – так ласково называла сына Пульхерия Александровна. Папенька писал романтические стихи. Мальчик рос чутким, впечатлительным, отзывчивым, верил в Бога, знал заповедь «Не убий!»
«И что-то случилось с человеком, когда он берет топор и идет на дело. А потом обольется у него сердце кровью от мысли, что ни за что погубил и себя, и свою живую душу!»
Как не допустить катастрофы? О чем человек должен помнить всегда, чтобы душа его была жива? Об этом мы сегодня должны задуматься. Об этом предупреждает нас автор романа «Преступление и наказание». Давайте вспомним атмосферу романа.

2. Проверка знания романа

Просмотр видеоряда «Герои Достоевского».

Беседа:

  1. Какое чувство вызвал просмотр видеоряда? (Тревоги)
  2. Узнали ли вы художника, композитора? (И.Глазунов.  Вивальди. «Аллегро»)
  3. Кто в ряду героев Ф.М.Достоевского показался вам неожиданным персонажем? (Наполеон)
  4. Оправданно ли его появление среди героев романа?
  5. Знаете ли вы, кому принадлежат слова: «Мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы – для нас орудие одно»? (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
  6. Как вы понимаете эту фразу?
  7. Какой эпизод в романе убеждает Родиона Раскольникова в том, что  наполеонов, оказывается, много и он (Раскольников) тоже « имеет право встать над всем людским муравейником»?

Верно, это эпизод, когда Родион подслушивает в трактире разговор студента и офицера. Каково же идейно-художественное содержание этого эпизода? Что скрывается за фразами героев? Что должен был услышать Раскольников? Ответить на эти вопросы непросто. Давайте вспомним текст и постараемся сначала ответить на простые вопросы. Откройте Диск С – папку «shere» – папку «Dostoyevski» – тест Excel. Выбираем правильный вариант ответа, в голубое (или желтое) поле вставляем цифру ответа (1 или 2). Даю вам 3 минуты. Подумайте над тем, почему именно такие вопросы заданы? Не забываем сохранить результаты своей работы.

3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Активизация имеющихся знаний.

Заполнение теста. Задания теста высвечиваются также на экране для тех ребят, которые работают не за машинами и заполняют бумажный эквивалент.

Обсуждение ответов. Как вы думаете, какие  мысли вызывают ответы на вопросы теста?

1. Почему именно студента, а не офицера  автор заставляет излагать идеи о праве на кровь? Казалось бы, офицер по роду профессии больше связан с проявлениями насилия, смерти… (В ходе диалога приходим к мысли, что студенты – это еще не доучившиеся специалисты, они поверхностно знакомы с идеями, бродящими в обществе. А брожение  идей бывает во все времена и в каждом обществе).
2. Почему старуха, по замыслу автора, деньги завещает не сестре, а монастырю? (Оказывается,  злая и вредная,  она все-таки печется о своей душе. Помнит о душе!)
3. Почему Лизавета во всем противопоставлена Алене  Ивановне? (Эта героиня из мира обездоленных, бесправных.  Ради таких, как она, выстрадал свою теорию Раскольников, но именно Лизавета  и станет жертвой этой теории).
4. Почему так важен вопрос о том, чем измеряется человеческая жизнь? (Автор предупреждает: жизнь бесценна!)  Раскольников  как  умный человек должен был проанализировать содержание  разговора, ответить на эти вопросы, почувствовать предупреждение. Что же поняли мы, перечитав эпизод и задумавшись над замыслом автора?

4. Усвоение новых знаний.

Заполнение ответов на вопросы таблицы:

Выводы по итогам тестирования

Ответы

1. В умах людей в разные эпохи  всегда будут бродить самые разные…

Идеи

2. Даже самый бесчувственный человек не должен забывать …

О собственной душе

3. Какова цена человеческой жизни?

Жизнь бесценна

4. Любое насилие, задуманное из лучших побуждений, оборачивается преступлением прежде всего против…

Бесправных, обездоленных

5. В условиях духовного тупика человек может противопоставить невыносимым обстоятельствам …

Законы совести, заповеди

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Какие ответы вы записали?
На экране высвечивается таблица, идет обсуждение вариантов ответов.
Как видим, содержание данного эпизода автор продумал так, чтобы заставить читателя почувствовать тревогу, услышать  предупреждение о том, что никакая теория не должна приводить к насилию. Почему же Раскольников не услышал этого? (Ребята отвечают, что Раскольников услышал только то, что хотел, а не то, что должен был. Им овладела чудовищная идея. Ради нее он отказался от законов совести, заповедей Бога).
Ф.М.Достоевский как глубокий психолог показывает борьбу, происходящую в сознании героя. Эта борьба раскрывает мучительный разлад в душе Раскольникова.
Это подтверждается  в  эпизоде романа «Первая встреча Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем.

5. Закрепление изученного

Чтобы понять замысел писателя, мы сопоставим текст произведения и режиссерскую постановку фрагмента в художественном фильме Льва Кулиджанова. Перечитайте эпизод  беседы Раскольникова со следователем и найдите авторский прием лексического повтора. Попробуйте ответить на вопрос, с какой целью его использует автор. (Самостоятельная работа с текстом).
В указанном эпизоде несколько раз применяется данный прием, но один из них не был включен в постановку художественного фильма Льва Кулиджанова. Что именно исключил режиссер?
Вы увидите игру талантливых актеров Георгия Тараторкина, Иннокентия Смоктуновского, услышите  еще раз текст.

Просмотр видеофрагмента.

В ходе поисковой сопоставительной деятельности ребята находят ответ. На вопрос  следователя, верит ли Раскольников в Бога, Родион трижды повторят слова: «Верю – верю – верую!»
Как вы думаете, зачем автор заставляет своего героя говорить эти слова? Последнее слово несет окраску высокого стиля, свидетельствует о душевной борьбе Раскольникова, о том, что законы совести, общечеловеческие заповеди не чужды ему. Но он позволил себе через них переступить.  Автор напоминает читателю о них, предупреждает о том, что в свое время написал А.С.Пушкин: «Гений и злодейство – две вещи несовместные!»
В любом обществе может быть брожение идей. Множество теорий посещает человечество, но ни одна из них не должна основываться на забвении  нравственных законов, а тем более на сознательном переступлении через них.

Выводы урока.

Не так давно в  Санкт-Петербурге была осуществлена акция вандалов. Подростки осквернили памятники  погибших во время блокады ленинградцев. Нарисовали свастику, а на одном из памятников написали: «Родя, ты был прав!» Новоявленные Раскольниковы возмечтали о новом реванше. Что недопоняли подростки в чудовищной теории о праве на кровь? Читали ли они роман? Помнят ли о собственной душе? Дошло ли до них предупреждающее слово писателя?
По решению ЮНЕСКО,  ХХ век человеческой истории был объявлен веком, прошедшим  «под знаком Достоевского». Следующий видеоряд напоминает трагические события, прошедшие по воле новых Раскольниковых, вызвавших гибель миллионов людей. Этого нельзя допустить в ХХI веке. Следует помнить заповеди великого русского классика. Следует помнить о законах совести.

Просмотр видеофрагмента «Под знаком Достоевского».

6. Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  • Обязательное домашнее задание для всех: знать содержание романа (часть IV глава 5; часть VI главы 5, 6).
  • Дополнительное домашнее задание (на выбор):
    • письменное рассуждение «О чем заставил задуматься роман  Ф.М.Достоевского»;
    • прочитать критическую статью Н.Н.Страхова (Из рецензии «Преступление и наказание» Роман в шести частях с эпилогом Ф.М.Достоевского), выписать тезисы, подготовить устное сообщение;
    • подготовить пересказ статей учебников:
      • В.И.Сахаров стр. 222–227 или
      • Ю.В.Лебедев стр.207–209.

Приложение 6