Цикл уроков экологической направленности

Разделы: Технология


Цель урока: Оформить картонную коробочку в виде петушка.

Оборудование: Цветная бумага, клей ПВА, ножницы, картонная коробочка из-под заварки или витамин, коробочка из-под спичек, книжная иллюстрация петушка.

Урок рассчитан на 2 часа

План урока:

1. Орг. момент - 1-2 мин.

2. Сообщение темы и задачи урока – 3 мин.
а) показ небольшой выставки работ прошлых лет;

3. Объяснение материала – 10-15 мин.
а) подготовка коробочки к работе;
б) вырезание из цветной бумаги деталей игрушки;
в) соединение деталей и оформление игрушки;
г) техника безопасности при работе с ножницами.

4. Практическая часть - 60 мин.

5. Выставка и обсуждение выполненных работ – 5 мин.

6. Выставление оценки за выполненную работу.

7. Домашнее задание к следующему уроку.

Ход урока

Учитель

- Здравствуйте, садитесь.

- Проверка явки учащихся на занятие, подготовки к уроку. Шаблоны и другой раздаточный материал, педагог раздает перед уроком.

- Сегодня на уроке, мы сделаем вот такого петушка (учитель показывает игрушку, сделанную учащимися прошлого года обучения). Правда, он красивый?!

- Из чего он сделан, чем украшен? (ответ учащихся)

- Вы правы, это все бросовый материал. Но мы нашли ему применение, дали ему вторую жизнь.

- Давайте и мы с вами сделаем такую работу, он может быть прекрасным подарком на день рождение или подарком на память.

Изготовление туловища петушка

- Приготовленную коробочку аккуратно разъединить по месту склеивания.

- Давайте подумаем, какого цвета может быть туловище петушка? (ответ учащихся)

- Приготовьте цветную бумагу, того цвета, каким будет туловище.

- Изнаночную (не цветную) сторону коробочки смажьте клеем и наложите сверху цветную бумагу. Аккуратно ее разгладьте, чтобы не было морщин.

- Выступающие стороны цветной бумаги аккуратно срежьте.

- Согните коробочку по линиям сгиба и склейте.

Изготовление головы петушка.

- Спичечный коробок смазывается клеем и оборачивается, как в пеленку, цветной бумагой того же цвета, что и туловище. Остатки бумаги срезаются.

- Головка оформляется глазками, гребешком, клювиком, которые вырезаются самостоятельно, опираясь на зрительную память ребенка, иллюстрацию или выставочные работы детей.

Изготовление хвоста петушка.

- Приготовьте три различных цвета цветной бумаги. Каждый цвет перегните по диагонали и нарежьте полосками шириной 5-7 мм. Полоски нарезаются, не доходя до края:

  • первый цвет - 3см
  • второй цвет – 5 см.
  • третий цвет – 6 см.

Каждая из полосок накручивается ножницами, образуя «кудри» хвоста. Не нарезанные места, склеиваются между собой, образуя единое целое.

Изготовление крыльев и лапок петушка

- Крылья и лапки вырезаются в произвольной форме.

По завершению работы, все детали склеиваются, образуя единую фигурку петушка.

В процессе самостоятельной работы учащихся, учитель проводит текущий инструктаж, обходит рабочие места и контролирует работу учащихся. Учитель повторяет с детьми правила техники безопасности при работе с ножницами, проверяет правильность выполнения приемов, указывает на недостатки, дает дополнительные пояснения. Если многие учащиеся допускают одну и ту же ошибку, то можно остановить работу и частично повторить объяснение новой темы, т.е. изготовление туловища, головы или хвоста.

Итоговая часть урока

  1. Учитель оценивает и анализирует работы учащихся.
  2. Задается задание на дом.
  3. Завершается урок, уборкой рабочих мест.

Занятие экологического содержания проводится во 2 классе

Тема: «Выполнение вазы с цветами из пластиковой бутылки»

Цель урока: Из пластиковой бутылки сделать вазу и украсить ее цветами.

Задачи урока: Развитие мышц кистей рук, совершенствование глазомера, закрепление трудовых умений и навыков, полученных при работе с другими материалами.

Оборудование: Зеленая пластиковая бутылка, ножницы, пластиковые пакеты.

Урок рассчитан на 2 часа

План урока:

1. Орг. момент - 1-2 мин.

2. Сообщение темы и задачи урока – 3 мин.
а) показ небольшой выставки работ прошлых лет;

3. Объяснение материала – 10-15 мин.
а) изготовление вазы из пластиковой бутылки;
б) оформление вазы цветами;
в) техника безопасности при работе с ножницами.

4. Практическая часть - 60 мин.

5. Выставка и обсуждение выполненных работ – 5 мин.

6. Выставление оценки за выполненную работу – 2 мин.

7. Домашнее задание к следующему уроку – 2 мин.

Ход урока

Учитель

- Здравствуйте, садитесь.

- Проверка явки учащихся на занятие, подготовки к уроку. Шаблоны и другой раздаточный материал, педагог раздает перед уроком.

- Сегодня на уроке, мы научимся делать вазу, вот такую (учитель показывает вазы, сделанные учащимися прошлого года обучения). Правда, он красивый?!

- Из чего они сделаны, чем украшены? (ответ учащихся)

- Вы правы, это все бросовый материал. Но мы нашли ему применение, дали ему вторую жизнь.

- Давайте и мы с вами сделаем такую работу, он может быть прекрасным подарком на день рождение или подарком на память.

Изготовление вазы из пластиковой бутылки

- Срезать горлышко с пластиковой, зеленой бутылки ножницами.

- Оставшуюся часть бутылки нарезать полосками шириной 8-10 мм.

- Получившиеся полоски закрутить ножницами наружу, получается виток.

- Полоску заостряют и оформляют цветами.

Изготовление цветов

- У не пригодных для использования хозяйственных пакетов, выбирают самые красочные места и аккуратно их отрезают.

- Авторучкой, на приготовленных кусочках, рисуют цветы, которые затем вырезают.

- Цветочки накалывают на заостренные полоски вазы.

В процессе самостоятельной работы учащихся, учитель проводит текущий инструктаж, обходит рабочие места и контролирует работу учащихся. Учитель повторяет с детьми правила техники безопасности при работе с ножницами, проверяет правильность выполнения приемов, указывает на недостатки, дает дополнительные пояснения. Если многие учащиеся допускают одну и ту же ошибку, то можно остановить работу и частично повторить объяснение новой темы, т.е. изготовления вазы или цветов.

Итоговая часть урока

  1. Учитель оценивает и анализирует работы учащихся.
  2. Задается задание на дом.
  3. Завершается урок, уборкой рабочих мест.

Занятие экологического содержания проводится в 3 классе

Тема «Изготовление из соломинок для коктейля салфетки и вазы»

Цель урока: Сконструировать из соломинок салфетку и вазу.

Оборудование:

Ваза:

  • 1 упаковка соломинок желтого цвета длиной 25,5см
  • 1 упаковка соломинок красного цвета;
  • Двухсторонний прозрачный скотч;
  • Капроновая нить;
  • Швейная игла;
  • Ножницы.

Салфетка:

  • 1 упаковка соломинок желаемого цвета;
  • Атласная лента 1м;
  • Двухсторонний скотч;
  • Линейка, ножницы
  • Креповая клеящая лента.

Урок рассчитан на 4 часа

План урока:

1. Орг. момент - 1-2 мин.

2. Сообщение темы и задачи урока – 3 мин.

3. Объяснение материала – 10-15 мин.
а) изготовление салфетки;
б) изготовление вазы;

4. Практическая часть - 140 мин.

5. Выставка и обсуждение выполненных работ – 5 мин.

6. Выставление оценки за выполненную работу – 2 мин.

7. Домашнее задание к следующему уроку – 1-2 мин.

Ход урока

Учитель

- Здравствуйте, садитесь.

- Проверка явки учащихся на занятие, подготовки к уроку. Шаблоны и другой раздаточный материал, педагог раздает перед уроком.

- Сегодня на уроке, мы сделаем вазу и салфетку из трубочек для коктейля, вот такие (учитель показывает готовые работы).

- Из чего они сделаны? (ответ учащихся)

- Вы правы, это все бросовый материал. Но мы нашли ему применение, дали ему вторую жизнь.

- Давайте и мы с вами сделаем такую работу, он может быть прекрасным подарком на день рождение или подарком на память.

Изготовление столовой салфетки

В ходе работы, мы будем пользоваться ножницами, давайте повторим технику безопасности при работе с ними (ответ учащихся)

  • Отсортируйте соломинки по цвету, и выложите в ряд. Следите за тем, чтобы места сгиба на соломинках попеременно оказывались то наверху, то внизу, так как это позволяет поверхности оставаться прямоугольной.
  • Подровняйте соломинки с помощью линейки. Зафиксируйте соломинки посередине полоской креповой клеящей ленты.
  • Отрежьте от ленты две полоски. Полоски должны быть примерно на 10 см. длиннее, чем поверхность соломинок. Для каждой ленты отрежьте 2 кусочка двухстороннего скотча той же длины.
  • Положите полоски скотча, на рабочую поверхность клеящей стороной наверх. Склейте полоски скотча лентами. Следите за тем, чтобы они хорошо склеились.
  • Удалите защитную пленку скотча и наклейте обе ленточки сверху и снизу на месте сгибы соломинок.
  • Выступающие кончики лент загните за края салфеток и хорошо придавите. Таким образом, края ленты будут обработаны.
  • Удалите полоску креповой ленты, размещенной по середине.
  • Количество соломинок указано для 2 салфеток.

Внимание!

Салфетки не предназначены для горячей посуды. Пластмассовые соломинки под действием тепла плавятся и могут оставить некрасивые следы.

Изготовление вазы

В ходе работы, мы будем пользоваться иглой, давайте повторим технику безопасности при работе с иглой (ответ учащихся)

  • Выложите в ряд соломинки, подровняйте их и заклейте достаточным количеством скотча. Разрежьте соломинки вдоль полосок скотча. Для того чтобы подготовить дно вазы, необходимо нанизать на капроновую нить полоски с соломинками. При этом соломинки нужно прокалывать иглой точно по центру. Удалите защитную пленку скотча и приклейте полоски в форме улитки.
  • Когда дно приобретет желаемый размер, последний раз нанижите соломинки желтого цвета по кругу донышка. Конец капроновой нитки крепко завяжите.
  • Для того чтобы верхний край вазы приобрел необходимый размер, разрежьте соломинки красного цвета на маленькие кусочки и прошейте ими большие соломинки капроновой нитью. При этом следите за одинаковым расстоянием по отношению к верхнему краю соломинок.

В процессе самостоятельной работы учащихся, учитель проводит текущий инструктаж, обходит рабочие места и контролирует работу учащихся. Учитель повторяет с детьми правила техники безопасности при работе с ножницами, проверяет правильность выполнения приемов, указывает на недостатки, дает дополнительные пояснения. Если многие учащиеся допускают одну и ту же ошибку, то можно остановить работу и частично повторить объяснение новой темы, т.е. изготовление туловища, головы или хвоста.

Итоговая часть урока

  1. Учитель оценивает и анализирует работы учащихся.
  2. Задается задание на дом.
  3. Завершается урок, уборкой рабочих мест.

Занятие экологического содержания проводится в 4 классе

Тема «Изготовление паровозика с прицепом из пробок»

Цель урока: Сконструировать из пробок - вагончик и паровозик, из спичек – железную дорогу.

Оборудование: 1 коробок спичек, клей «момент», клей ПВА, нож, краски, кисть, тряпочка для рук, пробки из пробкового дерева 11-12 шт.

Урок рассчитан на 4 часа

План урока:

1. Орг. момент - 1-2 мин.

2. Сообщение темы и задачи урока – 3 мин.
а) показ небольшой выставки работ прошлых лет;

3. Объяснение материала – 10-15 мин.
а) изготовление паровозика;
б) изготовление вагончика;
в) изготовление железной дороги;

4. Практическая часть - 140 мин.

5. Выставка и обсуждение выполненных работ – 5 мин.

6. Выставление оценки за выполненную работу – 2 мин.

7. Домашнее задание к следующему уроку – 1-2 мин.

Ход урока

Учитель

- Здравствуйте, садитесь.

- Проверка явки учащихся на занятие, подготовки к уроку. Шаблоны и другой раздаточный материал, педагог раздает перед уроком.

- Сегодня на уроке, мы сделаем паровозик с вагончиком, вот такой (учитель показывает работы, сделанные учащимися прошлого года обучения).

- Из чего они сделаны? (ответ учащихся)

- Вы правы, это все бросовый материал. Но мы нашли ему применение, дали ему вторую жизнь.

- Давайте и мы с вами сделаем такую работу, он может быть прекрасным подарком на день рождение или подарком на память.

Изготовление паровозика

Для работы понадобится: краски гуашь (черная), тонкая кисть, клей «момент», 6-7 пробок, нож.

Методические рекомендации.

Трудность данной работы в том, что по модели – паровозика, пробку необходимо нарезать.

Пробка режется только ножом. Использовать нож на уроках не безопасно, поэтому все мелкие детали паровозика делает учитель перед началом занятия. К мелким деталям относятся: - 6 колес - шириной 4 мм;

- крыша паровозика – пробка режется пополам по диагонали;

- 4 стойки шириной 5-6 мм. – соединяющие и поддерживающие крышу и создающие иллюзию кабины у паровозика;

1. Колеса паровозика

- Понадобится пробка № 1. Пробка по вертикали нарезается на 6 одинаковых кружков, шириной 4мм.

- Колеса паровозика разрисовываются черной краской – обводится обод колес, а затем внутри кольца, тонкой линией рисуются линии «снежинки».

2. Основание паровозика

- Подсохнув, колеса наклеиваются на пробку № 2, по три колеса с обеих сторон, образуя тем самым основание паровозика.

3.Корпус паровозика

- У пробки № 3 срезается часть, равная 1см.

- Пробка № 3 склеивается между собой, с пробкой № 4, образуя корпус паровозика.

4. На основание с колесами наклеивается корпус паровозика, одна часть корпуса - выравнивается по основанию, другая – выступает за основание.

5. Крыша паровозика

- Понадобится пробка № 5, разрезанная по длине пополам. Одна половинка переворачивается срезанной (ровной) стороной вверх и ребром склеивается с другой половинкой, образуя плоскую поверхность крыши.

6. Стойки паровозика

- Понадобится пробка № 6. Пробка, по длине нарезается на 4 полоски. Ширина и толщина полосок равна 5 мм.

7. Кабина паровозика

- По углам крыши наклеиваются стойки.

- Готовая конструкция наклеивается на корпус паровозика, образуя кабину паровозика.

8. Труба паровозика

- На конце корпуса паровозика, наклеивается маленький квадратик пробки, образуя трубу паровозика.

Изготовление вагончика для паровозика

Для работы понадобится: клей «Момент», нож, 5 пробок, 2 кусочка проволоки длиной 2см.

Методические рекомендации: см. методические рекомендации паровозика.

1. Колеса вагончика

- У пробки № 1, по вертикали, нарезается 4 кружочка, шириной 4 мм.

- Оформление колес, так же как и у колес паровозика.

2. Основание вагончика

- Готовые колеса наклеиваются на пробку № 2, по два колеса с обеих сторон.

3. Крыша вагончика

- Понадобится пробка № 3, и № 4. Пробки режутся пополам по длине и склеиваются ребрами между собой (см. изготовление крыши паровозика). Для работы необходимо 3 половинки от пробок.

4. Стойки паровозика

- Понадобится пробка № 5. Пробка, по длине нарезается на 4 полоски. Ширина и толщина полосок равна 5 мм.

5. Вагончик

- По углам крыши наклеиваются стойки.

- Готовая конструкция наклеивается на корпус вагончика.

Соединение паровозика и вагончика

- Из проволоки скручиваются 2 пели, соединенные между собой. Конец одной петли вкручивается в вагончик, конец другой петли в основание паровозика.

Изготовление железной дороги

Для работы понадобится: 1 коробок спичек, клей ПВА, кисть, тряпка.

Методические рекомендации: данная работа основана на зрительной памяти детей. По просьбе учителя, прежде чем начать работу, дети из спичек выкладывают железную дорогу на столе. Вместе с детьми, учитель находит лучшие способы соединения спичек между собой, и только после этого, разрешает детям склеить их.

В процессе всей самостоятельной работы учащихся, учитель проводит текущий инструктаж, обходит рабочие места и контролирует работу учащихся. Учитель проверяет правильность выполнения приемов, указывает на недостатки, дает дополнительные пояснения. Если многие учащиеся допускают одну и ту же ошибку, то можно остановить работу и частично повторить объяснение темы.

Итоговая часть урока

  1. Учитель оценивает и анализирует работы учащихся.
  2. Задается задание на дом.
  3. Завершается урок, уборкой рабочих мест.