Образный подход: от теории Л.Выготского к практике обучения английскому языку

Разделы: Иностранные языки


По словам выдающегося российского психолога Выготского, теоретически обосновавшего теорию обучения с опорой на полисенсорное восприятие, весь мир ребенка базируется на визуальных, акустических, тактильных, кинестетических образах, которые как цемент скрепляют слова и понятия. Чем больше анализаторов работает, тем лучше ребенок познает, изучает предмет, событие. Впрочем, еще в средние века Я.А. Коменский рекомендовал учителям “всё, что только можно, представлять для восприятия чувствами”, т.е. включать новую учебную информацию в известные ученикам природные явления, события, предметы. Даты, проценты, квадратные километры очень быстро забываются, когда они не подкреплены конкретными образами. Образный подход к обучению и воспитанию создает у детей эмоциональную основу глубокого усвоения, формирует целостное восприятие, создает условия для формирования творческих способностей.

Все, даже самые причудливые и непредсказуемые, образы основываются на впечатлениях, которые дети получают из окружающего мира. Л. С. Выготский писал: "Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека". Чувственные образы, т.е. то, что реально существует и близко ребенку, помогают ему достичь ясного, осознанного понимания изучаемого. Природа, картины, вещи помогают сформировать визуальный образ. Музыка, голос учителя, пение птиц, тишина – акустический. Рисование, лепка, мимика, пантомима, танцы – кинестетический. Прикосновения, печатание слов на клавиатуре компьютера – тактильный. Говорят, что “интеллект ребенка находится на кончиках его пальцев”. В Бостоне построен необычный Музей Детства, где малыши могут познавать окружающий мир, увидев все своими глазами, услышав невероятные звуки, потрогав все руками. Посетители могут примерять национальные костюмы разных народов, работать инструментами каменного века. Тактильное постижение мира начинается в колыбели и продолжается всю жизнь. Поэтому нам всегда хочется все потрогать. Более того, прикосновения дают нам чувство уверенности и душевного комфорта. А как редко при обучении мы используем запахи! Между тем каждый может припомнить положительное влияние запахов домашних пирогов, внесенной в дом с мороза елки и апельсинов под Рождество. Помните, как у Есенина “Пахнет яблоком и медом по лугам твой кроткий Спас…”? Итоги исследования Национального тренингового центра штата Мэриленд, представленные на конференции победителей конкурса “Учитель Года США-98” в Делаверском университете, на которой мне посчастливилось быть, свидетельствуют о заметном увеличении процента усвоения материала при полисенсорный подходе.

Люди запоминают Каналы получения информации Полученные навыки
10% прочитанного Чтение Описать. Объяснить

Составить список.

20% услышанного Слушание
30% увиденного Осмотр предметов Анализируют

Проектируют

Создают

Оценивают

Просмотр видео, кино,

выставок, наблюдение за опытами, показами

50% того, что

увидели + услышали

70% того, что

проговорили и написали

Практическая

деятельность

90% того, что сделали своими руками Эксперименты,

моделирование

Практические умения

Очень важно с первых занятий с дошкольниками и младшими школьниками активизировать все органы восприятия: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Буквы и правила должны “оживать” для них в звуках, в пластике тела, дизайне. Чем больше будет задействовано каналов получения информации, тем ярче будут создаваемые образы, лучше запоминание нового материала.

Таинство образного подхода на первом уроке по теме “Мир, в котором мы живем” начинается с показа большого яблока и слова: “Представьте!” “Представьте, что это яблоко - наша Земля!” За окном падает снег, и яблоко непроизвольно притягивает взгляды детей: они уже ощущают его вкус и аромат, ласкают взглядом его великолепно округлую форму. Острым ножом режу сочную белую мякоть на 4 части. “Три части яблока - это воды Земли: океаны, моря, реки, озера и маленькие ручьи. Четвертая часть – суша”. Яркая образность навсегда связывает в памяти детей процентное соотношение воды и суши на планете с конкретным образом яблока. Затем я снова делю эту четвертинку на две равные части. Одна из них будет представлять пустыни, горы, ледники, другая – место для проживания людей. Всего лишь 1/8 часть от целого! Маленький, хрупкий кусочек яблока лежит у меня на руке. В классе тишина. Я осторожно перекладываю его на ладошку ученика с первой парты: “Подержи и передай другому!” Бережно передавая друг другу этот “кусочек планеты”, они ощущают его хрупкость, зависимость от их действий и свою ответственность. Это и есть практика того, что ученые называют переходом “объективно значимой информации в субъективно значимую”. Ведь возможно, именно в этот момент, у кого-то из них сформируется сознание защитника природы.

Каждый вступающий в мир человек обладает определенным потенциалом художественного развития. Роль учителей, которые находятся рядом с ним/ней на протяжении всего сенситивного периода, состоит в:

  • принятии малыша таким, какой он есть,
  • вере в его творческие возможности,
  • создании условий для самовыражения в атмосфере психологического комфорта,
  • поощрении нестандартности и оригинальности высказываемых детьми идей,
  • помощи ребенку в создании небольших, но законченных работ.

Образный подход, стимулируя процесс развития ассоциативного мышления, т.е. способности видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, дает толчок нешаблонному воображению и фантазии. Благодаря этому мышление становится гибким и оригинальным. Результаты первых творческих заданий: лингвистических сказок (см. Приложение 1), рисунков ассоциаций на образы букв (см. Приложение 2) уникальны и неповторимы. Их особенность состоит в том, что они носят открытый характер, то есть имеют столько вариантов, сколько детей их выполняют, потому что каждый ребёнок - это отдельный неповторимый мир со своими индивидуальными ощущениями, собственными фантазиями. Например, вот так объясняют второклассницы появление одной и той же буквы W.

Сказка Жени Белоусовой “V+V=W”

В огромном царстве АВС правил мудрый король Алфавит. Все буквы жили в мире и согласии в его королевстве. Однажды он устроил большой пир, на который были приглашены все-все буквы: и большие, и маленькие. Были даже гости из других стран. На том карнавале встретились и полюбили друг друга принцесса V из Англии и принц V из Германии, и больше не хотели расставаться.

-Зачем английскому королю Алфавиту еще одна буква V? - шептались буквы.

И тогда мудрый король решил:

- Пусть влюбленные живут вместе и никогда не расстаются. Встаньте рядом! Я объявляю молодую пару новой буквой W, которая будет в начале чудесного слова wedding (свадьба)!

Сказка Тани Михайловой “Непослушная М”

В прекрасной стране английских букв, в которой правил Мистер Алфавит, иногда случались необыкновенные вещи. Одна из букв семейства “М” стала капризничать и не хотела называться своим именем и выполнять свою работу.

-Как тебя зовут? - спрашивали ее.

Она в ответ вместо [m] бурчала: [w]-[w]-[w].Каприз непослушной буквы грозил обернуться катастрофой непонимания! Вместо “May”(Май) звучало “way”(дорога), “me” превратилось в “we”. А вывеска “Mine”(шахта) поменялась на “Wine”(вино)! Расстояния между городами стали измеряться не милями “miles”,а интригами “ wiles”! Представляете?!!! От Москвы до Лондона 3000 интриг!

“Are you mad?” (Ты сошла с ума?) спрашивали ее буквы. “I’m wag!”(Я –шутница!) звучало им в ответ.

Пораженный таким неслыханным и очень опасным для речи непослушанием мистер Алфавит издал приказ: ”Букву М отправить в ссылку в самый дальний угол королевства ABC! И пусть там хоть на голове стоит!” Испугалась М, протянула руки, моля о прощении, но было поздно. Так капризная малышка M превратилась W.

Воображение детей развивается и изменятся по мере приобретения ими жизненного опыта. На средней ступени ученики с удовольствием пишут ассоциативные нерифмованные стихи по схеме, помогающей им выразить восприятие описываемого предмета через цвета, вкус, запахи, звуки. На вопрос “Что такое аглийский язык?”, они приготовили следующие ответы в форме акростиха и ассоциаций “5 чувств”.

English is a mixture of blue, red and white on its state flag

It tastes like Lipton tea warming my body and spirit

It sounds like Beatles”Strawberry meadows’, charming and sensitive

It smells like a morning red rose, symbol of England, with dew drops on its petals

It looks like an open window to another culture

It makes girls feel thrilled as Alice in Wonderland and boys magic as Harry Potter

English is a new way of thinking and a fresh approach to accepted humor

English is as green as its spacious emerald golf fields

It tastes like porridge, a bit unflavored but still traditional

It sounds like Eliza’s phonetic drillings from “My fair lady”

It smells like logs in the fireplace and candles in ancient castles

It looks like Miss Marple, smart and conservative

It makes me feel thankful to my English teacher

I dream to practice it in the UK so much!

Express my thoughts in the Internet

Never feel dropped out of innovations and new trends in science and technology

Get to know how people live overseas: in Great Britain, Australia, the USA, etc

Learn to love my own mother tongue, its wealth and perspectives

Influence solving problems on ecology, peace with other people of the Earth

Study successfully at school and later at the University

Have breakfast in Shipunovo, lunch in London, five o’clock tea in New York!

Задача развития творческих способностей, приводящих к новым знаниям о мире, новым критическим отношениям к действительности, созданию новых технологий является одной из важнейших в воспитании современного человека.. Способность старшеклассников критически осмысливать изучаемый материал, создавать собственный образ абстрактных понятий можно отследить на примере творческих работ выпускниц Юношевой Юлии и Серветник Юлии. Вот как они излагают свое понимание идиомы “It’s a small world”.

The exact meaning of the idiom “It’s a small world” you can easily find out on Pocket English Idioms site “Go English.com”. In this story I dare to follow the stages and motives of my own small world ongoing reshaping.

Some 17 years ago a tiny bud came into life in a soft warm cradle deep inside my mum’s belly. It was me! I believe I was happy in that tiny, safe, and cozy spot. Nine months later a sense of inquiring curiosity and search for something new pushed me forward to the unknown world. It was as if I heard some call, a fairy ding-a-ling of a silver bell that encouraged me to enlarge my personal area making it more spacious. By this time my first palace became unbearably small and too closed for me! I craved to see all seven colors of the rainbow with my own eyes, smell the odor of meadow flowers, taste bananas, feel the touch of sun rays, and watch snowflakes slowly melting on my hand. Did I miss my comfortable shell? I feel I did. But a new, really big, amazing, and promising world was opening its entrance door for me.

Packed in lace, calico and pink ribbons I crossed its threshold. I was waited! A fantastic bouquet was presented to my mum, a bottle of Champaign and a box of chocolates to a man in a white coat, piles of bright toys and snow white diapers to me! However, after seven years of being a big fish in a careless angel infancy pond, watched toddling, bedtime lullabies and fairy tales, a familiar sense of tightness and smallness began to haunt me again. The silver bell made a second tinkling. It ticked the time of loosing dairy teeth and further mental and emotional changes and challenges of my small world. Towering in naive seven years confidence I fancied that very soon I would find out all secrets of the Universe: why spring is green and autumn is yellow, birds fly and fish swim, where the Sun goes to sleep to, how the clouds know their way in the sky, etc. To carry out this idea I had to change my homely family nest for a six-days-a-week learning at school, adapt to strict discipline, timetable, and not always smooth relations with peers and teachers. Honestly, I can’t be praised for being the best at school, but I’ve made out one important thing: success in life requires more common sense and ability to adjust than all mankind knowledge crammed in store.

I’m 17 now. I hear and recognize a familiar chiming. It gives boost to a new reshaping of my space for the third time. R. Braithwaite once wrote that “time and tide stayeth for no man”, no one can stop “ever wheeling wheels of time.” In a little while tidal waves of my grown-up life will seize and drag me off the shores of Childhood far into the ocean of adult sorrows and joys. I hope a mast and sails of my vessel are well prepared for this voyage and I will be able to make mature decisions and turn all problems into challenges. I dream to match the facts I’ve learnt at the lessons of History, English, and Geography with a real life, greet millions of people, gain knowledge of their cultures, languages, and help them if necessary. Maybe some blissful day this crazy idea will come true: my small world will expand to a global size and prove a great law of human evolution: everything small should turn in its time into the big, the big into the bigger, and etc.

If it so happens, that in the far off corner of the Earth, where a seven-colored rainbow drinks salty water of the ocean, I accidentally bump into my green days fellows I’ll memorize the phrase "it's a small world" and realize that the process of my small world reshaping is going on. What will be next? A Universe?

It’s a small world.
(Botany fable)
Once upon a time, in the year Dot,
There lived 10 green peas in a green pea pod.
That fresh and tidy green pea pod was their roomy spacious world.
Its quarters were a living part
Of high and lovely climbing plant.
They grow to be marrow fat in their lovely home flat.
They were awakened by the Sun.
The sunrays kissed them one by one.
The roots would carry vitamins: B, D, F, C and carotene.
Healthy food was must of day to help peas grow, dance, and play.
A farmer, who can never sit cultivated, nurtured it,
(Watched its weight, metabolism, water level, calories).
Only one of them was sly.
His name was Nosy Bossy Guy.
Day and night he yelled and scold, “Too much wet or too much cold!
Space is not enough for me,
As a future King of Pea!
I am a Present; I am a Wish, a special gift for Christmas dish!
If truth be told, I’m very cool!
(Have ever met you such a fool?)
Of pretty pod he banged the door and… flopped into the ground floor!
Next day a man in snow-white frock gathered peas at 5 o’clock.
The harvest was extremely good:
The peas were soft and good for food.
Chef presented them a pot,
Added water, spice and salt,
“Peas look so nice and dear for cooking juicy Christmas dinner!”
But suddenly he heard a cry, (it was again that silly Guy).
“They’re soft skinned! My coat’s hard!
I’m tough and rough as real nut“
Peas faint, “My God!
Guy’s back! He has returned!
He gets us down! It’s really a small world!”
Chef calmed the peas and said, “Oh, my!
I’ve never seen such a dreadful guy!
You’re a stiff and filthy seed that fits for dirty pigs to feed!
I’ll put an end to all your tricks!”
And strictly ordered kitchen kid
To throw Guy into the street!
…Once upon a time, in the year dot,
There lived 10 green peas in a green pea pod.
Unfortunately, not all were worthy their mission
To look like real royal pearls in Christmas dishes.

Победы моих учеников на межрегиональных и всероссийских конкурсах берут свое начало в полисенсорных переживаниях на первых уроках английского языка.

Все чаще помощниками учителя в формировании зрительного и акустического и тактильного образа изучаемого материала становятся мультимедийные средства обучения. В отличие от информации на бумажных носителях, мультимедийная версия обладает рядом ценных достоинств. К преимуществам следует отнести:

  • яркое наглядное предъявление языкового материала,
  • возможность многократного возврата к изучаемому аспекту,
  • предоставление условий большего эмоционального комфорта, в условиях автономной, вдумчивой работы, без эмоционального воздействия со стороны возможных негативных эмоций одноклассников и учителя,
  • возможность реализации принципа индивидуальности.

Использование ИКТ во время объяснения, тренинга, закрепления нового материала, активизирует эмоциональное отношение учеников к изучаемому материалу, оставляет глубокий след в чувствах детей, обеспечивая понимание, уяснение и запоминание учебной информации без видимых усилий с их стороны, т.е является основой “учения с увлечением”. Но главное, происходит запуск механизма образного мышления, одного из важнейших компонентов творческой деятельности, представляющего собой, по словам Л. Выготского “сплав интеллекта и аффекта”. Важно только, чтобы внешняя образность соответствовала внутренней сути вводимого материала.

Приложение 1, приложение 2.