"Цветная музыка стиха". Лингвистический анализ художественного текста

Разделы: Литература


 

Предмет: Литература

Тема: « Цветная музыка стиха»

Класс: 6

Цель: формирование умений лингвистического анализа художественного текста , выявление художественных возможностей поэтического произведения, активизация познавательной , исследовательской деятельности учащихся., привитие любви к художественному слову.

Тип урока: урок-исследование

Технологии урока: элементы личностного ориентирования, ИКТ, традиционные

Оборудование: слайды презентации, краски, бумага для рисования, рисунки учащихся, текст стихотворения С. Есенина « Из-за леса, леса тёмного»

Ход урока

Этап урока и его цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Использование наглядного материала (см. презентацию)

I. Организационный момент

Цель: психологический настрой учащихся

Вступительное слово учителя:

Добрый день, мои друзья!
Мы сегодня вновь начнем
Рада встрече с вами я.
Говорить о том, о сём…
Чтобы грамотными быть,
Старанье нужно приложить.
Чтобы знанья пошли впрок,
Начинаем наш урок.

Настрой учащихся на урок

 

II. Целеполагание

Цель: формирование умений выделять из фразы ключевые слова, формулировать целевые установки

Сегодня на уроке мы продолжим работу по лингвистическому анализу художественного текста.
На предыдущих уроках мы рассматривали текст на уровне морфологии, синтаксиса, лексики, словообразования. Данный урок мы посвятим уровню фонетики.
Обратите внимание на тему сегодняшнего урока, эпиграфы к нему и попытайтесь сформулировать цель нашего сегодняшнего занятия.

 

Итак, на сегодняшнем уроке мы попытаемся уловить соответствие звука и цвета. Именно в свойствах звуков скрыта одна из тайн рождения, жизни и смерти Слова. И эту тайну нам предстоит открыть.
Мы продолжаем анализировать стихотворение С.Есенина « Из-за леса, леса тёмного»
Для сегодняшней работы мы обратимся к гласным звукам. Мы уже встречались с таким анализом и знаем, что все звуки имеют цвет.
Давайте вспомним их значение.

 

 

 

Выделяют ключевые слова, формулируют цель урока

 

 

 

 

 

 

III. Анализ художественного текста

Цель: напомнить учащимся цветовую расшифровку гласных

1. Цветовая палитра звуков

 

 

 

2. Правила работы с текстом

 

 

 

 

 

 

 

3. Чтение текста учителем
Цель: эмоциональный настрой учащихся

 

 

 

 

 

 

4. Анализ текста

Цель: формирование умений видеть образ

а)беседа

 

б) анализ 1 строфы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в)анализ 2 строфы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г) анализ 3 строфы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д) итог анализа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я вижу свет, когда кричат,
Я слышу крик, свет яркий созерцая.
Все звуки светятся, и все цвета звучат,
И ныне я их тайну раскрываю.
А - красная рубаха палача,
А - ахает толпа, на казнь взирая.
Ы - чёрный бык, мычащий по ночам.
О - осень: крона клена золотая.
Э - это свежесть молодого лета,
Зеленый переплет Есенина и Фета.
И - птичий свист над синею рекой.
У - это грустный свет зелено-синих
Очей её глубоких как пучина.
У - это гулкий цвет волны морской.

( В. Шапиро)

 

Что нам необходимо знать для исследования сегодняшнего текста?
Для того, чтобы справиться с данным анализом нам необходимо посчитать количество гласных звуков в стихотворении, причем ударные звуки мы считаем за две единицы; выявить насколько звук соответствует цвету и насколько звуковой образ соответствует цветовому образу; выяснить играет ли роль данный образ в системе образов художественного текста; отобразить звуковые и цветовые ассоциации на бумаге.

 

Из-за леса , леса тёмного
Подымалась красна зорюшка.
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые.

Загорались ярким пламенем
Сосны старые, могучие.
Наряжали сетки хвойные
В покрывала златотканые.

А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши склонясь, шепталися.
(С.Есенин)

 

 

- Назовите тему стихотворения.
- Какое явление природы описывает автор в стихотворении?

 

 

На предыдущих уроках, рассматривая образ зари мы обращались к синтаксису морфологии, словообразованию. Как эти разделы науки о языке помогли увидеть вам это чудесное явление
природы?

 

 

 

 

-Какие краски природы у нас присутствуют?

- Какой цвет преобладает?

 

- А соответствует ли словесный цвет звуковому?
Давайте проведем исследование строфы.
- Каковы же наши результаты?
- Есть ли соответствие?
- Нарисуйте свои ассоциации.

 

- Обратимся ко второй строфе. Чем это явление необычно.

 

 

 

 

 

 

- Какая цветовая гамма преобладает?

- Давайте посмотрим, есть ли в этой строфе соответствия?
- Отобразите свои наблюдения на бумаге.

- Как окружающий мир реагирует на такое чудо природы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Посмотрим в этой строфе соответствия звука и цвета.
- Каковы же результаты?

 

Итак, анализируя текст, можно убедиться, что во всех трех строфах преобладает красный цвет зари, которая к третьей строфе растрачивает свою силу.
Далее по интенсивности идет желтый и белый цвет, причем в первой строфе он желтый, а в третьей превращается в желто-белый. Так и солнце. Сначала желто -красное, затем становится бледнее и переходит в желто-белое.
Синие и сине-зеленые оттенки претерпевают незначительные изменения. Это все говорит о том, что основной цвет – красный, цвет зари, цвет восходящего солнца.

- Уловили ли мы соответствие звука и цвета?
Вдумайтесь в это взаимопроникновение разных видов творчества – музыки звуков, поэзии слов и красок живописи, почувствуйте гармонию их слияния, и вы проникните в тайну образа, постигните единый смысл искусства.

Подобно голосам на дальнем расстоянье,
Когда их смутный хор един как тьма и свет,
Перекликаются звук, запах, форма, цвет,
Глубокий , темный смысл, обретшие в слиянье.

( Шарль Бодлер)

 

Учащиеся вспоминают цветовую палитру звуков

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают правила работы
по лингвистическому анализу текста

 

 

 

 

 

 

 

Восприятие учащимися художественного текста

 

 

 

 

 

 

 

Ответ учащихся. Тезисы:
Тема природы.
Автор описывает утреннюю зарю.

 

 

Ответ учащихся. Тезисы:
Рассматривая строфу, мы говорили, что заря подымается после сна, полная силы. И эту силу она не обрушивает на мир, а рассыпает щедро на всю округу. Это сила не злая, а добрая, т.к. поднимается не просто заря, а зорюшка, и рассыпает не огни, а огоньки, добрые, не палящие. Не для того чтобы сжечь, а чтобы было всем светло.

Красный, цвета радуги, бордовый.
Преобладают оттенки красного цвета

Учащиеся проводят подсчет гласных .
Дети приходят к выводу о соответствии звука и цвета.
Учащиеся рисуют строфу, производят выставку рисунков.

Ответ учащихся. Тезисы:
Анализируя вторую строфу, мы говорили, что природа-это храм. Заря – таинство природы. И природа, как в храме, зажигает свечи-сосны. Ощущается возраст сосен, их величие. Это говорит о вечности мироздания. Заря для сосен- божественный праздник, радость. И как мы наряжаемся на праздник, так и лес наряжается в свои самые лучшие одежды, в «златотканые покрывала»

 

Учащие производят аналогичную работу.

 

Ответ учащихся. Тезисы:
Праздник ощущается не только лесом, он ощущается всем миром и поэтому строфа начинается с наречия «кругом». Заря- это благословение природы. И роса, и озеро, и камыши – все предметы освещены божественным светом. И камыши, находясь в этом храме природы, могут только склонить свои головы, восхищенные этим зрелищем.
Прилагательные, обозначающие цвет -златотканые, жемчужная, серебряным,- образованы от существительных золото, жемчуг, серебро. Это драгоценности. Заря не просто освещает землю, а дарит свои сокровища.
Лирический герой заворожен происходящим, так как попадает в сокровищницу природы, попадает в сказку.
Учащиеся проводят аналогичное исследование и делают соответствующий вывод.

 

Учащиеся наблюдают сравнительный анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунки учащихся к стихотворению

 

 

 

 

 

 

 

Текст стихотворения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.Рефлексия

Цель: самооценка урока

Последние минуты до звонка,
И оценить свои силы нужно.
Последние минуты…а пока
Заполните анкету дружно

Анкета «Я на уроке»

- Понравился ли вам урок?
- Проявили ли вы себя?
- Узнали ли вы для себя что-либо новое?
- Позволил ли вам данный урок проникнуть в мир поэзии?
- Поставьте себе отметку за свою работу?

Учащиеся заполняют анкету.

 

V.Заключение

Цель:
Прощание с детьми, эмоциональный настрой на дальнейшее сотрудничество

Спасибо вам, не подвели, не дрогнули!
И каждый был открыт таким, каким он был.
Минуты короткие за сердце тронули.
Спасибо вам, прощайте до поры.