Каникулярная программа "Каникулы — это здорово!" (для среднего школьного возраста)

Разделы: Внеклассная работа


 

Пояснительная записка.

Каникулы – время действий, пробы и проверки сил, время освоения и осмысления окружающего мира ребёнком. Каждый день, каждый час каникул удивителен и неповторим.
Весь вопрос заключается в том, чтобы интересно, занимательно с выдумкой организовать досуг детей, увлечь их полезными практическими занятиями.

На каникулах дети открывают мир и себя в этом мире, осваивают пространство времени, отведённое для этих каникул, пытаются узнать всё о чём-нибудь и что-нибудь, обо всём абсолютно добровольно и всегда с удовольствием.
Здоровый образ жизни и активный отдых – две составляющие формирования и становления личности ребенка.
Современный школьник находится в условиях максимально - учебной загруженности. В связи с этим ребенок постоянно находится в состоянии своего рода психологического стресса и невозможности, из-за отсутствия времени, реализовать свои собственные потребности и интересы. Организованная деятельность школьников, во время каникул – одна из эффективных форм данной интеграции. Но время провождения детей не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовать, учитывая потребность подрастающего поколения, а также влияние микросоциума на процессы социализации личности.
Организация детского отдыха во время школьных каникул направлена на представление максимальной возможности, научиться самостоятельной деятельности, развивать свои творческие способности.

Данная программа разработана с целью организации и занятости детей в каникулярное время, каникулы должны бать для ученика периодом, когда через систему организованного досуга он получает новый заряд энергии. Она позволяет развить индивидуальные творческие способности школьников, исполнительность, артистизм, научить анализировать и понимать органическую ценность народной культуры, программа позволяет детям получить дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (литературе, истории, музыке, рисованию).

Каникулярная программа «Зимние забавы» разработана с целью совершенствования условий активного, разнопланового – развивающего отдыха детей, профилактики безнадзорности учащихся.
Классные коллективы, в которых работают тьюторы. Включают в себя детей из семей разных социальных категорий: многодетных, малообеспеченных, социально – неблагополучных, опекунских, коренной национальности. Три человека состоит ОДН, только у 35% учащихся организованный досуг, остальные учащиеся остаются без присмотра.

Анализ анкет проведенных среди учащихся и их родителей показал, что 70% учащихся 5-7 классов на каникулах находятся дома. По итогам мониторинга - большую часть свободного времени дети проводят за компьютером и у телевизоров. 60% родителей из-за занятости не уделяют достаточно времени, чтобы проконтролировать свободный досуг ребенка. Поэтому 70% родителей заинтересованы в организации отдыха детей во время школьных каникул.

Задачи

  1. Активизировать деятельность учащихся по формированию духовных ценностей.
  2. Способствовать повышению статуса патриотического воспитания, формирования активной жизненной позиции и патриотического сознания через включения детей в личностно и социально-значимую деятельность.
  3. Совершенствовать работу по сплочению ученического коллектива, классного самоуправления, успешной социализации учащихся.

Структура программы

Программа включает в себя 3 раздела.

I Раздел. «Новый год стучится в дом»
II Раздел. Рождество «Коляда, коляда накинул рождества»
III Раздел. «Мороз веселью не помеха».

Участники программы

  • Ученические коллективы 6-х – 7-х классов.
  • Классные руководители, тьюторы, учителя музыки, ИЗО, психолог, организатор внеклассных работ.
  • Совет школьного молодёжного движения «ОАЗИС», совет старшеклассников «ШАНС».


Сроки реализации программы
:

Программа рассчитана на пять дней в зимние каникулы.

Форма реализации программы:

  • Анкетирование
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Игры
  • Беседы
  • Театр экспромт
  • Методы самовыражения (в рисунке, в создании образа и т.п.)
  • Тренинги межличностной коммуникации.
  • Выставки
  • Экскурсии

Механизм оценки результативности программы:

  1. Повышение ученической мотивации.
  2. Вовлечение большого числа учащихся в досуговую деятельность и повышение уровня сплоченности коллектива.
  3. Снижении правонарушений учащимися, организация активного и полезного отдыха.
  4. Повышения личного «Я», ответственности учащихся.
  5. Улучшение психического и физического здоровья учащихся.

 Условия реализации программы:

  • Наличие помещения для организации и проведения активного досуга (актовый, музыкальный, спортивный, гимнастический залы, библиотека, школьный двор);
  • Наличие наглядного материала и сценарных разработок в соответствии с тематикой воспитательных мероприятий;
  • Создание атмосферы комфорта и доброжелательности;
  • Материально – техническое обеспечение: музыкальный центр, теле – видео аппаратура, компьютер, мультимедиа проектор, канцелярские товары;
  • Помощь родителей в организации, проведении и спонсировании воспитательных мероприятий.

Содержание программы.

Определяя содержание программы, мы руководствовались тем, что в воспитание каникул не бывает.
Особенно для ученических коллективов, которые являются участниками данной программы. Так как они включают в себя детей, из семей разных социальных категорий, в том числе и социально-неблагополучных, поэтому особое внимание необходимо уделять их занятости в каникулярное время.
Одна из задач программы – сделать это время интересным, полезным и незабываемым, формировать здоровую личность, способную к адаптации и самореализации в различных социальных сферах: семье, школе, социуме.
Содержание программы предусматривает следующие формы деятельности: соревнования, игры на свежем воздухе, конкурсы, викторины, беседы, выставки, театр-экспромт, КВН.
Всё это поможет улучшению физического и психологического здоровья учащихся, повышению ученической мотивации, оценке и развитию своих творческих способностей, повышению уровня сплочённости коллектива.

 

1. Анкетирование.

2. Раздел I. «Новый год стучится в дверь».

Тематическое мероприятие «Путешествие в страну деда Мороза» (путешествие по станциям):

Первая станция. «Что расскажет календарь» (беседа об истории возникновения праздника новый год).
Вторая станция. «Мастерская» (изготовление ёлочных украшений, масок, снежинок).
Третья станция. «Музыкальная» (разучивание новогодних песен и танцев).
Четвёртая станция. КВН «Что? Где? Когда?» (как встречают новый год в разных странах мира).
Пятая станция. «Юный художник» (изготовление новогодних открыток, плакатов, рисунков).
Шестая станция. «Спортивная» (спортивные игры на улице).

«Новогодняя карусель с героями мультфильмов» (новогоднее представление и праздничное чаепитие).
Экскурсия на праздничную городскую ёлку.
Участие в акции «Новогодний праздник в каждый дом» (посещение городского приюта «Ветер перемен»).

3. Раздел II. «Гуляй на святки без оглядки».

  • «Святочные посиделки» (народные приметы, загадки, пословицы, поговорки).
  • «Деды Морозы – на старт!» (спортивные соревнования в спортивном зале).
    Экскурсия в зимний парк.

4. Раздел III. «Рождество».

  • «Пришло Рождество, начинаем торжество» (разучивание колядок и рождественских песен).
  • Мастерская (изготовление масок, костюмов для обряда).
  • Театр-экспромт (театральное рождественское представление).
  • «Мороз веселью не помеха» (игра «Взятие снежного городка»).

Режим дня.

  1. Встреча детей 10 00 – 10 10
  2. Минутка здоровья (Беседа «Чтобы праздник Новогодний праздник отлично провели», гимнастическая разминка).
  3. Проведение мероприятий с учащимися 10 40 – 11 20
  4. Подготовка к мероприятиям 11 20 – 12 20 (изготовление новогодних украшений, масок, рисунков, костюмов, разучивание песен, танцев, пословиц, загадок).
  5. Экскурсии 12 30 – 14 00
  6. Уход детей домой 14 00

Список литературы:

  • А.А. Басаргина «Народные праздники в школе ГУиПП г. Курск»
  • Энциклопедия зимних праздников Л.И. Брудная ИУП «Кристалл»
  • Журнал «Классный руководитель» Москва 2007г.
  • Журнал «Методист» 2007г.
  • С.А. Шмаков «Уроки детского досуга» Москва 1993г.
  • И.П. Иванов «Энциклопедия коллективных творческих дел» Москва 1989г.
  • В.О. Кутьев «Внеурочная деятельность школьников» Москва Просвещение 1985г.

Приложение 1

Тематическое планирование