Личностно-ориентированный подход в организации процесса самообразования ИПК ПУ № 5

Разделы: Администрирование школы


Подход к организации саморазвития преподавателя может быть только дифференцированным. В зависимости от темперамента, круга социальных и семейных обстоятельств, состояния здоровья, отношения к труду вообще и к профессиональной деятельности в частности, опыта работы, мотива исследовательской деятельности педагог, мастер п/о создает индивидуальную программу саморазвития.

В организационной деятельности научно-методическая служба Профессионального училища № 5 использует структуру индивидуального плана, предложенную Н.В. Немовой. В плане отражены разнообразные направления деятельности преподавателя, мастера п/о. Однако это не означает, что по каждому из них должна быть обязательно спланирована определенная работа, нужно исходить из реальных потребностей и возможностей педагога. Для оптимизации процесса контроля предусматриваются социальные меры управления реализацией плана: формы представления промежуточных и итоговых результатов и отчетов по ним.

Назовем основные разделы индивидуального плана профессионального развития учителя:

  • Изучение психолого-педагогической литературы. Указывается, по каким вопросам будет изучаться литература. Формой представления отчета может быть выступление на методическом совещании или ссылки на использованную литературу в собственном методическом проекте.
  • Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Указывается, что именно будет разрабатываться учителем: авторские курсы, конспекты уроков, подборки упражнений, дидактического материала, контрольных работ, тестовых заданий. В качестве отчета могут быть представлены разработанные материалы в русле тематики занятий на проблемных семинарах, методических совещаниях.
  • Обобщение собственного опыта педагогической деятельности. Указывается тема, по которой преподаватель предлагает обобщить свой опыт. Обобщенный опыт может быть представлен на педагогическом совете, в методическом проекте, на мастер-классе.
  • Участие в системе методической работы училища. Указывается, в каких методических мероприятиях училища предполагает принять участие преподаватель, и в каком качестве.
  • Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне училища. Указываются темы курсов, которые предполагает закончить преподаватель. Отчетом о прохождении курсов служат курсовые работы, рефераты и свидетельства. Копии документов остаются в личном деле преподавателя, а копии выполненных работ в методическом кабинете училища.
  • Взаимообучение. Указывается, уроки каких учителей планирует посетить педагог. В качестве отчета представляется отзыв о посещенных уроках с рекомендациями и анализом «изюминок» в работе коллеги.

Бланк индивидуального плана, содержащий в себе вышеперечисленные параметры, начинается с эпиграфа: «Никакой ветер не будет попутным, если не знаешь куда плыть» (Сенека). Данные слова, на наш взгляд, как нельзя, кстати, объясняют целесообразность заполнения данного документа.

В настоящее время в своем училище мы пошли по пути вариативной организации исследовательской деятельности педагогов. Выбор за преподавателем. Первый путьсамостоятельная разработка научно-методического проекта с выработкой цели, задач, выдвижением гипотезы, обоснованием актуальности и практической значимости работы. Особое внимание обращается на методическую новизну идей, положенных в основу проекта. В ходе работы педагог получает необходимые консультации по научной организации труда, академическому этикету, по методическим и общепедагогическим вопросам. Методист Борисова О.А. оказывает содействие в подборе литературы, других источниках информации. Итогом данной работы является представление проекта на рецензирование, обсуждение его на научно-методической конференции, подготовка материалов исследования к публикации. Примером может послужить работа преподавателя спец. дисциплин Ивакиной Н.В. «Дети группы риска в учреждениях начального профессионального образования (на примере работы с группой по специальности «Продавец», которая обсуждалась на научно-методической конференции ПУ № 5 и была направлена на Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации». По результатам конкурса автор работы получил звание лауреата и был награжден медалью им. Януша Корчака. Проект «Учагрофирма: бизнес, кадры и перспективы развития УНПО» получил финансовую поддержку Министерства образования и науки Республики Бурятия в размере 25 тысяч рублей на создание и развитие учебной фирмы на Учебно-производственном хозяйстве Профессионального училища № 5. Проект «Школа сельского труда» подготовленный директором училища в рамках Всероссийского конкурса «Лучший директор образовательного учреждения» стал призером в номинации «Организация оздоровительной работы в школе». Ряд других проектов также получил одобрение и финансовую поддержку разного уровня.

Технология проектной деятельности достаточно подробно описана в методической литературе. Однако практически вся литература по методу проектов адресована учителю, который руководит проектной деятельностью учащихся. В нашем же случае педагогу, мастеру п/о, зачастую мастеру своего дела, но не имеющему педагогического образования, предлагается самому пройти весь путь по созданию проекта: разработки методического пособия, рекомендаций, сборника дидактических заданий и т.д. С одной стороны, подобная форма оформления методического опыта очень удобна и, на наш взгляд, оптимальна, с другой – преподаватель овладевает методом «изнутри», что, безусловно, способствует более грамотной его работе в качестве руководителя детского исследования.

Этапы работы над методическим проектом

Май. Выбор темы, согласование ее с научным руководителем (председателем методического объединения, администрацией).

Сентябрь. Определение актуальности темы, постановка целей работы, выработка гипотезы, определение практического результата.

Октябрь. Подбор научной и методической литературы по теме (с привлечением различных ресурсов: от библиотеки до Internet).

Ноябрь. Собеседование по предварительным результатам работы.

Декабрь-февраль. Собеседования и консультации.

Март. Оформление работы, предоставление исследования для рецензирования.

Апрель. Научно-методическая конференция. Подготовка проекта к публикации в сборнике научно-методических работ.

В начале работы над проектом (сентябрь-октябрь) учитель заполняет план-проспект будущего исследования, который позволяет координировать работу педагога и методиста.

В процессе разработки своих проектов педагоги столкнулись с рядом трудностей (данные получены в результате анкетирования), Вызывает затруднение выбор темы исследования, многие преподаватели отметили недостаточное владение методической и научной терминологией, оказалась сложной задача грамотного оформления практических разработок. Проблемы с оформлением исследований напрямую связаны с недостаточным уровнем компьютерной грамотности педагогов. Выявленные трудности обусловили необходимость расширения форм методической работы.

Второй путь организации исследовательской деятельности педагогов аналогичен методике обучения педагогов на курсах повышения квалификации. В течение года преподаватель посещает проблемные семинары, которые проводят представители администрации или приглашенные научные работники. На семинарах обсуждаются наиболее острые вопросы современной педагогики, идет ознакомление с инновациями и новыми подходами к организации обучения учащихся. Принципиальным отличием семинаров от занятий на ФПК является их межпредме6тный характер, часто занятия строятся на анализе работы педагогов училища, слушатели сами определяют «болевые точки» практики. Тематика семинаров предусматривает дискуссию, анкетирование, анализ посещенных уроков и т.д. Заседания проходят с использованием мультимедиа проектора, аудиозаписей экспертно-аналитических семинаров, проводимых представителями Министерства образования РФ и Института образовательной политики «Эврика».

Данная форма работы является не альтернативой существующей системе повышения квалификации педагогов вне училища, а, скорее, «поддерживающей терапией», позволяющей преподавателю не потерять связи с передовой наукой и практикой за пять лет.

В процессе занятий педагог выступает не как пассивный слушатель, а как рецензент, аналитик, даже оппонент. Занятия на проблемных семинарах строятся по принципам проблемного обучения, т.е. обучение педагогической технологии происходит «изнутри». Постановка проблемного вопроса, проблемное задание и проблемная ситуация, дискуссия, в том числе ролевая, создание креативного поля, эвристическая беседа – все эти формы и методы работы на семинарах призваны создать в преподавательской среде ситуацию успеха, спровоцировать педагога на более высокую ступень мотивационного развития.

Итогом занятий на семинаре создание слушателем итоговой работы, в которой преподаватель демонстрирует владение одной или несколькими проблемами, обсуждавшимися на семинаре, и преломление полученных знаний в собственной педагогической практике. Учитель может представить статью, цикл уроков или мероприятий с пояснительной запиской, комплект дидактических материалов, авторские курсы, подборки контрольных работ, тестовых заданий и т.п. В процессе занятий на семинарах могут создаваться проблемные группы, которые представляют одну, общую работу на педагогических чтениях. Главное требование к итоговой работе – связь с тематикой и проблематикой посещенных семинаров, иначе результативность такого вида организации методической работы равна нулю. В качестве примера результативности подобной формы работы можно привести тематику представленных на рецензирование материалов: Афанасьева Л.В., воспитатель общежития, «Коммуникативная культура и поведение учащихся в общежитии: этнокультурный компонент», Винокурова С.И., библиотекарь, «Экология – дело всех и каждого», Филиппова Е.В., мастер п/о, «Развитие познавательной активности учащихся на уроках производственного обучения», Каницкая Е.О., воспитатель общежития, «Лаборатория творчества или как выжить в современном мире», Сокольникова С.И., преподаватель спец. дисциплин, «Бизнес-проект «Образовательный деловой центр «Надежда» и т.д.

Таким образом, все внимание научно-методической службы сосредоточено на преподавателе, процессе его самообразования. Если на первый план выносить педагогический процесс, то человеческий фактор потеряется среди планов и концепций. Потеряв преподавателя, мастера п/о, мы соответственно, не найдем дорогу и к учащимся. Инновации, эксперимент, наука в настоящее время просто необходимы училищу, но все-таки преподаватель, его интересы и потребности должны быть во главе угла. Одна из важнейших задач научно-методической службы – установить равновесие между наукой и практикой, традицией и новацией, учителем и вышестоящими инстанциями.