Формирование положительной мотивации путем интегрированно-дифференцированного подхода в изучении химии и биологии

Разделы: Химия, Биология


Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для формирования положительной мотивации к учению посредством дифференцированного и интегрированного подхода в обучении химии и биологии.

Для достижения этой цели мной введены активные формы обучения, в которых школьник занимает главенствующее место в приобретении и применении знаний. При этом решаются следующие педагогические задачи:

  • формирование и развитие умений добывать и применять информацию;
  • формирование и развитие общеучебных знаний, умений, навыков;
  • развитие психофизиологических свойств личности: мышление, память;
  • воспитание гуманного отношения к окружающей среде, обществу, здоровью;
  • профессиональная ориентация.

Первая составная часть системы – дифференцированный подход, заключается в разделении каждого этапа обучения по уровню развития познавательного интереса в соответствии с особенностями мотивируемой им деятельности учащихся.

Основные принципы:

  • главное то, что усвоил ученик;
  • возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного;
  • реальная практическая дифференциация;
  • открытость требований;
  • признание прав ученика на выбор уровня обучения;
  • мотивация, а не констатация.

Верное определение конкретной проблематики обучения также является важным условием реализации обозначенной идеи. Систематическое создание интеллектуальных затруднений стимулирует познавательную поисковую деятельность учащихся. Результатом этого является самостоятельное открытие новых понятий, закономерностей, выявление новых свойств ранее изученных объектов, обобщение их на новом понятийном уровне.

Проблемный подход обеспечивает развитие у учащихся следующих качеств:

  • умение видеть и формулировать проблему,
  • выдвигать и обосновывать гипотезы,
  • способность применять усвоенные прежде знания в новых ситуациях,
  • находить новые способы решения поставленных задач.

При этом перспектива решения проблемы собственными силами вдохновляет учащихся, мобилизует их волевые усилия, делает познавательный процесс привлекательным и личностно значимым.

Вторая составная часть системы – интегрированное обучение, заключается в логике и методах изложения содержания предмета. Она базируется на диалектических принципах движения от простого к сложному, от единичного к общему, от абстрактного к конкретному, причинно-следственных связях между явлениями.

Данная методическая система отражает закономерности процесса бучения:

  • социальную обусловленность;
  • взаимосвязь воспитания, образования и развития;
  • определяющую роль деятельности и общения в воспитании и образовании;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;
  • постоянную мотивацию учения и развитие всех сфер личности;
  • влияние на качество процесса экологизации обучения химии образовательной среды школы,, концепции ее развития;
  • учет региональных и краеведческих особенностей в решении экологических проблем.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

1. Изучение нового материала.

При изложении нового материала активно используются уже имеющиеся знания, умения, навыки и жизненный опыт учащихся.

Более простые операции – нахождение информации в таблицах, учебнике, и объяснение ее, записывание уравнений химических реакций и их чтение – выполняют школьники с низким уровнем мотивации, для которых привлекательна легкость выполнения действий.

Ребятам со средним уровнем мотивации, которые умеют находить и использовать нужный алгоритм действий, предлагается анализировать, сравнивать, систематизировать информацию (конечно, же, с поддержкой учителя).

Возможность объяснить факт, результат эксперимента, то есть сделать выводы, найти причинно-следственные связи, дается учащимся с высоким уровнем мотивации, для которых преобладающим видом деятельности является поиск решений, требующих изменения комбинаций известных алгоритмов.

В результате новый материал изучается самими детьми. Каждому из них выпадает возможность оценить свои силы. У них появляется уверенность в себе, в том, что с похожими заданиями они смогут справиться в будущем. Кто-то может попробовать себя на более высоком уровне.

Особенность данного этапа в том, что работа учащихся оценивается только подбадривающими высказываниями, а не конкретными отметками.

2. Закрепление информации.

Этот этап имеет три вида. Первичное закрепление – идет в процессе работы над новым материалом, так как ребята методом проб и ошибок добывают новые знания. Конечно же, ошибки исправляются с помощью учителя.

Вторичное закрепление проводится сразу после первичного и носит репродуктивный характер, так как к концу урока ребята уже устали. Это может быть беседа, тест в виде игры “Звездный час” или выполнение самими учащимися демонстрационных опытов.

Полное закрепление происходит при опросе домашнего задания. При его проверке указываются ошибки, которые исправляются самими же учениками или учителем.

3. Домашние задания.

Задания подбираются так, чтобы они соответствовали уровням дифференциации. При этом используются самые обычные учебники и сборники задач и упражнений по химии, имеющиеся в каждой школьной библиотеке.

Задача учителя – определить наиболее целесообразное задание для каждого ученика в зависимости от мотивации, уровня подготовленности, способностей и т.д.

Для низкого уровня мотивации – репродуктивного характера, для среднего уровня мотивации – требующие применение полученных знаний в новой ситуации, а для высокого уровня мотивации – творческие задания (решение нестандартной задачи – с лишними данными, или, наоборот, с недостающими).

4. Опрос домашнего задания.

Проверка домашней работы имеет следующие формы:

  • индивидуальная работа у доски,
  • работа на месте,
  • фронтальный опрос.

Чтобы снять напряжение у школьников при подготовке к уроку и пребывание на нем, опрос проводится следующим образом: на одном уроке данный ученик выполняет индивидуальную работу на месте, на следующем – индивидуально у доски и на последующем, участвует во фронтальном опросе.

Такой прием позволяет более объективно оценить знания, умения и навыки каждого ученика, предупредить пробелы и отставания.

При индивидуальной работе у доски ученик комментирует подготовленное устное или письменное задание и отвечает на дополнительные вопросы.

Уровень задания школьник выбирает сам. Если имеют место ответы одного уровня, то для движения вперед, для развития учитель дает инструкцию по выполнению задач остальных уровней. Когда учащиеся выполняют индивидуальную дифференцированную работу на месте за ним также остается право выбора уровня. Время выполнения работы 10-15 минут.

Ребятам разрешается пользоваться рабочей тетрадью, учебником, дополнительной литературой.

Такая форма работы развивает у ребенка навык самостоятельной работы, умение находить необходимую информацию, позволяет самим учащимся закрепить и откорректировать имеющиеся знания и продвинуться вперед.

Задания подбираются опять же индивидуально:

  • для низкого уровня мотивации – репродуктивного характера, но дополняются несложными новыми условиями, для того, чтобы заставить поразмыслить, а не искать готовые ответы;
  • для среднего уровня мотивационной деятельности – предлагаются задания, которые предполагают более глубокие знания и применение их в новой ситуации;
  • задания для высокого уровня мотивации требуют творческого подхода со стороны ученика, домысливания, поиск нестандартного решения.

Фронтальный опрос домашнего задания проводится мною параллельно с письменным опросом и ответом у доски, для того, чтобы после этого ребята могли найти недочеты в работах, выполненных у доски, а также откорректировать и закрепить свои знания.

Ребятам также разрешается пользоваться рабочими тетрадями, учебником. Лучше всего проводить это в виде завуалированного теста – игры “Слабое звено”, обязательно с комментариями ответов.

Применяемые тестовые вопросы составлены так, чтобы у ребят с разным уровнем мотивации развивались операции мышления: абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, конкретизация, систематизация, аналогия.

5. Итоговый Контроль знаний.

В контрольной работе каждое задание снова дифференцируется по сложности.

Ученик имеет право на выбор уровня каждого задания, отстаивание своего подхода к его решению:

  • для ребят с низким уровнем мотивации самые простые задачи, которые решаются по прямым формулам и по химическим уравнениям в одно действие,
  • задачи, в которых нужно преобразовывать формулы, самостоятельно находить и применять нужный алгоритм, предназначается для школьников со средним уровнем мотивируемой деятельности,
  • нестандартные, проблемные задачи решают учащиеся с высоким уровнем мотивации.

Выполнение экспериментальной части требует от “слабеньких” четкого следования краткой инструкции, объяснения наблюдений и произведенных действий.

“Середнячки” для выполнения заданий самостоятельно определяют алгоритм действий и аргументировано дают объяснения.

Для ребят, стремящихся находить решения проблемных вопросов, подбираются задания именно такого характера, позволяющие учащимся отстаивать свой подход к решении вопросов.

6. Практическая работа.

При выполнении практических работ акцентируется внимание на умение ученика описывать, обосновывать, делать выводы, предлагать свои пути выполнения работы. Для учащихся с низким уровнем мотивационной деятельности предлагается инструкция выполнения опытов.

После завершения всех операций они подробно описывают свои наблюдения и делают выводы (естественно, с помощью учителя) в соответствии с целями. Ребятам со средним уровнем мотивации необходимо выполнить работу, описать свои наблюдения, записать уравнения химических реакций, сделать соответствующие выводы и ответить на дополнительные вопросы. Для школьников, которым нравится находить свои пути решения, проблемные задания – необходимо готовить специальные практические работы.

7. Дополнительные задания.

В дополнительные задания входят сообщения, рефераты, исследовательские и проектные работы. Эта форма развивает у ребят умения самостоятельно находить и прорабатывать необходимую информацию в дополнительной литературе. Учитель обязательно обозначает планируемый результат.

Самое простое задание – найти конкретную информацию.

Более сложное задание – подобрать грамотно материал, сделать выводы. Особенно ценно, когда найденная информация находит конкретное приложение: составление журналов с практическими советами, газет с ребусами, кроссвордами.

И, наконец, самое сложное задание – сформулировать проблему, найти в дополнительной литературе способы ее решения, сделать обобщения, выводы, конкретные предложения, отразить свое отношение.

8. Обобщающие уроки.

Обобщающие уроки – это составление обобщающих схем, позволяющее ученику выявить глубинные связи изучаемых процессов и явлений.

Ребятам с низким уровнем мотивации дается задание прочитать готовую схему.

Дополнить или исправить имеющуюся схему предлагается учащимся, которые умеют анализировать, систематизировать информацию.

Школьники, которые любят сами находить способы решений – предлагают свои, авторские схемы.

Актуальность и перспективность опыта

Актуальность данного опыта заключается и в том, что развитие познавательных интересов сопровождается формированием таких важных качеств личности, как пытливость, активность, творчество, что, в конечном итоге, обеспечивает разностороннее развитие ребёнка.

Кроме того, развитие интереса в отдельной предметной области в условиях открытого общения обуславливает становление личности, проявляющей интерес и в других сферах деятельности, в общественной жизни, в отношениях с товарищами и т.д., обеспечивает формирование активной жизненной позиции. Таким образом, данный опыт способствует выполнению социального заказа общества, реализации задач, стоящих перед школой.

Развитие познавательных интересов в области естественно-научных дисциплин способствует формированию у учащихся естественнонаучной картины мира, развитию представлений о Жизни как абсолютной ценности, о единстве и необходимости гармоничного сосуществования общества и природы.

Именно поэтому данный опыт обеспечивает решение задач естественнонаучного образования в целом и биологического в частности.

Предлагаемая система работы также обеспечивает решение задач, стоящих перед школой, на базе которой он сформировался, поскольку школа № 2 г. Богородицка уже много лет работает в направлении углубления изучения предметов естественнонаучного цикла. Более того, предлагаемый опыт создает широкие возможности для самореализации учащихся с различным уровнем интеллектуальных и творческих способностей, что соответствует выбранному учреждением курсу на становление школы адаптивного типа, те есть школы равных возможностей для всех.

Противоречия, разрешаЕМЫЕ данным опытом

Изначально важной предпосылкой возникновения моего опыта являлась противоречивая ситуация, сложившаяся на разных уровнях современного общества.

С одной стороны, обостряющийся экологический кризис и массовое ухудшение здоровья населения существенно повышают значимость естественнонаучных и, в частности, биологических знаний в обеспечении гармоничного сосуществования человеческого общества и природы. С другой стороны, экономические трудности, приоритет материальных ценностей депопуляризируют виды деятельности, основанные на этих знаниях.

Следствие этого – падение интереса к предметам естественнонаучного цикла как к неперспективным, то есть не обеспечивающим возможность получения высокооплачиваемой и престижной профессии.

Именно сложившееся положение заставило меня искать пути решения данной проблемы. Результат многолетней работы – перед Вами.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в самом подходе к проблеме формирование положительной мотивации к изучению химии и биологии. Основу этого подхода составляет интегрированно-дифференцированный подход, который предполагает активное применение современных образовательных технологий (см. приложение “Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе”).

Другим элементом новизны данного опыта является использование таких внеурочных форм работы, как научно-исследовательские работы учащихся, которые не являются традиционными видами работы в общеобразовательной школе. Причем, что особенно важно, использование этих форм работы нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое изучение живой природы, а не на увеличение объёма информации о ней.

Таким образом, обеспечивается развитие познавательного интереса, направленного в глубь изучаемого предмета, а не вширь.

Содержательное и технологическое усовершенствование ряда предусмотренных программой лабораторных работ, использование прогрессивных методов организации учебного процесса – всё это также можно считать элементами новизны.

Авторским элементом в разработанной мной системе является сочетание дифференциации содержания учебного материала с деятельностным подходом формирования положительной мотивации к изучению химии и биологии.

Используемая система не исключает дальнейшего совершенствования. Поэтому, перспективы работы над созданием условий для формирования положительной мотивации к учению, я вижу в решении следующих задач:

  • формирование системы диагностики и учета индивидуальных особенностей учащихся;
  • формирование системы мониторинга и диагностики знаний, умений, навыков учащихся;
  • формирование системы мониторинга и диагностики эффективности учителя;
  • определения соотношения оценивания конечного результата обучения и усилий его достижения;
  • гуманизация обучения химии и биологии;
  • использование современных образовательных технологий, направленных на формирование положительной мотивации к учению.

Приложение