Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся

Разделы: Математика


Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу: в сравнительно короткий срок воспитать ученика, чтобы он мог занять достойное место в обществе. Одним из направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса. Найти такие формы и методы обучения, которые развивают мыслительные способности учащихся и интерес к учёбе, самостоятельности, творчеству. Требование наших дней - это воспитание самостоятельности, активности учащихся.

Игра - один из видов активной деятельности. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деяртельность интеллектуально-пассивных детей. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно, поэтому то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым для учащегося, во время игры легко усваивается.

Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов и закрепление знаний.

Допустим, ученику в короткий срок нужно запомнить большое количество фактов. На таком уроке помогают командные математические соревнования. Например: урок геометрии в 8 классе.

Тема: Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

Надо на уроках запомнить и уметь применять синус, косинус, тангенс для углов

На первом уроке даются понятия, таблицы и учитель объявляет, что на следующем уроке опрос по этому материалу будет проводиться в форме соревнования.

Заранее готовится карточки с вопросами.

Правила соревнования просты: все учащиеся разделяются на команды, от каждой команды к доске поочередно выходит представитель, который берет карточку и отвечает на вопрос. На обдумывание ответа и его запись на доске дается не более 5 секунд. Когда все участники игры заканчивают свои выступления, подводятся итоги, определяются суммы баллов полученных каждой командой. Команда, набравшая больше баллов, объявляется победительницей и награждается призовым баллом, который она по своему усмотрению прибавляет к оценке одного из своих участников. Такая игра заставляет учеников внимательно слушать объяснения учителя. Кроме того, нет проблемы с накоплением оценок и удобны для учителя - они не требуют дополнительных работ и времени для подготовки. Французский писатель Анатоль Франс писал “Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.

Описываемый урок-КВН проходил в 6 классе.

Тема: Сложение и вычитание дробей с различными знаменателями.

Цели:

  • обобщение знаний об обыкновенных дробях и действий над ними;
  • закрепление умений сложения и вычитания обыкновенных дробей;
  • воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы, развитие самостоятельности.

Оборудование:

  • таблица и карточки с примерами,
  • перфокарты,
  • учебники.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Сообщение учащимся цели урока.

Для достижении цели класс делится на две команды. Выбирают капитанов команд.

2. Актуализация полученных знаний.

1. Устно отвечают на вопросы.

1-я команда: Правила сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

2-я команда: Правила вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

П. Устные задачи; “Кто первым?”

a)

В этом ряде есть “Лишняя” дробрь. Какая и как она называется?

( 6
5
- неправильная)

б) на доске примеры. Каждый ученик из команды быстро выходит к доске и пишет ответ примера. (Приложение)

За каждый верный ответ команда получает 1 балл, за каждый неправильный ответ 1 балл теряет.

Делается итог по заданиям.

III. Систематизация знаний учащихся.

Решение задач с целью применения арифметических действий.

Задачи с учебника.1- команде №377, 2- команде № 378 (математика 6 класс. Н. Велинкин, В. Жохов, А. Чесноков, С. Шварцбурд).

Решают самостоятельно, проверка коллективная. За правильное и быстрое решение команде прибавляется “5” баллов.

Самостоятельная работа.

Выполните действие. Расположите ответы в порядке убывания и прочитайте слово.

Вариант 1 (Приложение)

Вариант 2 (Приложение)

Первым прочитавшему слово команде прибавляется балл.

Послесловие

А сейчас послушаем о жизни Евклида. О жизни Евклид мы знаем очень мало. Евклид был приглашен в Александрию царем Птолемеем 1 для организации математической школы и преподавал там математику (это было в период между 365 и 300 г.г. до н.э.) Он написал ряд сочинений по математике, оптике. Главное сочинение Евклида- труд по геометрии “Начала”.

Как сообщает историк и философ Прокл (V в), однажды царь Птолемей спросил Евклида, нельзя ли найти более короткий путь к изучению геометрии. Ученый ответил: “В геометрии нет царского пути”.

Соревнование капитанов

“Кто быстрей забирается на вершину”

На столе разложены листки с ответами. На доске лестница с примерами. Капитаны решают примеры, находят листки с ответами. (Приложение)

Прикрепляют ответы над примерами. За каждое правильное решение примера дается по 1 баллу.

Пока капитаны забираются по лестнице, остальные члены команды собирают лепестки “ромашки”. Отвечают устно. Лепестки ромашки берут поочередно. За каждый верный ответ дается 1 балл.

Подведение итогов. Посчитаем баллы. Определяем победившую команду. Оценки ставим коллективно.

В таких играх завоевание победы для выигрыша – очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.