Урок развития речи "Спешите делать добро"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • развивать представление учащихся о добре,
  • продолжить развитие стремления к миропознанию,
  • воспитывать стремление совершать добрые дела,
  • развивать речь учащихся.

Постановка целей и задач урока

- Познакомьтесь с планом нашей работы на этот урок:

  1. Наша тема и беседа вокруг нее
  2. Обогащение речи
  3. Оздоровительная минутка
  4. Сюрприз учителя
  5. Мы учителя
  6. Мы умеем проверять и контролировать себя
  7. Творческое письмо
  8. Итог урока

- Итак, мы начинаем.

1. Наша тема и беседа вокруг нее

- Прочитайте название нашей темы “Спешите делать добро”.

- В народе говорят: “Земля согревается солнышком, а душа - добротой”.

- Как вы это понимаете?

- Вспомните, когда в жизни вы встречали добро?

(учащиеся высказывают свои мысли, приводят примеры из жизни)

- Спасибо за ваши мысли.

- Закройте глаза и пошлите добрые и благие мысли близким и родным, всем людям планеты Земля, нашим гостям.

2. Обогащение речи

1) – Какие слова у вас ассоциируются со словами “добро”, “доброта”? (пишем слова на доске и в тетрадях, объясняем орфограммы)

Свет тепло улыбка
Любовь сердце душа
Ласка помощь мама и т.п.

2) – Заглянем в толковый словарь и определим лексическое значение слова “добро” Ведь слова добро, доброта являются исконно русскими и используются с незапамятных времен.

3) - Доброта всегда ценилась в русском народе, что отразилось в пословицах и поговорках.

- Восстановите пословицы

Добро желаешь – добро и …. забывай
Добро помни, а зло… человека
Добро украшает делай

- Выберите одну из пословиц и объясните её значение.

3. Оздоровительная минутка “Сотвори солнце в себе”

- В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе (двумя руками обводят круг). Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку (кисти рук в один кулак у сердца). Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром. Звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как Солнце. Оно несет тепло всем – всем (руки разводятся в стороны).

4. Сюрприз учителя

- К сегодняшнему уроку я подобрала для вас небольшой текст, но прочитаю его без окончания.

Спасти одну звезду

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется прилив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды.

- Как вы думаете, что ответил мальчик?

- Как бы вам хотелось закончить этот рассказ или продолжить его?

5. Мы учителя

- Задайте свои вопросы к тексту (учащиеся задают вопросы по содержанию, следят за полнотой ответов на них).

- Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Наша жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Поэтому каждый раз, совершая хороший поступок, вы пополняете свою копилку доброты.

6. Мы умеем проверять и контролировать себя.

- На доске записано предложение. В нем запрятаны коварные ошибки. Но ведь вы хорошо помните одну важную вещь: мы часто слышим одно, а пишем другое. Найдите все орфограммы и объясните их.

Мальчик взял морскую звезду и понес ее к воде.

После обсуждения записать на доске количество опасных мест, перечеркнуть – “изгнать” из класса.

7. Творческое письмо

- Подумать и написать “Что доброе я могу сделать для людей?” (чтение и обсуждение написанного)

8. Подведем итог

- Что такое доброта?

- Где же находится в человеке царство доброты?

Видеофрагмент из кинофильма “Точка, точка, запятая…”

звучит песня,

Точка, точка, запятая,
Вышла рожица смешная,
Ручки, ножки, огуречик –
Появился человечек.
Что увидят эти точки,
Что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки
Уведут его?
Как он будет жить на свете?
Мы за это не в ответе.
Мы его нарисовали –
Только и всего.

- Перед вами человечек. Мы не можем сказать, какой он. Хочется, чтобы он стал добрым. Какие человеческие качества ему нужны для этого? (дописывают около фигурки)

- Как вы считаете, легко ли быть добрым?

- Завершить наш урок мне хочется следующим:

Я желаю, чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей,
Чтобы были справедливы
И в решениях мудры.
К людям будете добры вы –
Люди будут к вам добры.

 Использованная литература.

1. В. Ниорадзе “По ступенькам скале

2. Ш. Амонашвили “Школа жизни”