Конспект открытого логопедического занятия. Тема: "Коррекция акустической дисграфии. Дифференциация букв Е-Ю в слогах, словах, предложениях и тексте"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • учить дифференцировать буквы Ё – Ю, давать их сравнительную характеристику;
  • формировать умение различать на письме Ё – Ю в слогах, словах, предложениях, тексте;
  • активизировать и обогащать активный и пассивный словарный запас учащихся;
  • формировать навыки грамматического оформления предложений;
  • формировать навыки языкового анализа и синтеза;
  • развивать логическое мышление, фонематический слух и восприятие;

Оборудование:

  • Буквы Ё – Ю (запись на доске),
  • предметные картинки,
  • карточки для индивидуальной работы,
  • карточки с перфорированным текстом,
  • полоски с набором букв,
  • буквы большого формата для игры,
  • лягушка-игрушка.

Ход занятия

I. Организационный момент

“Приветствие в кругу”.

Ребята передают друг другу красивый мячик со словами приветствия:

- Здравствуй!

- Доброе утро!

- Привет!

- Я рад тебя видеть!

Логопед:

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим!

II. Основная часть урока

1. Дифференциация букв Ё – Ю, их сравнительная характеристика.

Задание 1. На фланелеграфе выставлены предметные картинки (ёжик, юбка, ёлка, ёршик, юла, юрта). Записать первую букву, с которой начинается слово. Первый ряд пишут печатным шрифтом, второй ряд – прописными буквами. Дети находят различие между написанием буквы Ё и буквы Ю.

Задание 2. Заменить печатные буквы строчными

– У, Ю, А, Ы, Я, Е, И, Ё, О, Э.

Задание 3. На партах у детей бумажные полоски с произвольно напечатанными буквами. Дети делятся на 3 микро-группы. Первая группа зачеркивает букву Ё, вторая зачеркивает букву Ю, третья зачеркивает все буквы, кроме букв Ё и Ю. Образец карточки представлен ниже:

Ю Ф Б Ё И Р Ю Ф А З О Е Ж Ё С Ю Ы Х Т Ю Ё Я Ш Ю Г Ё Н М Ю Ч Ё Ц С Щ Е Ё В Ю Л Ё

2. Дифференциация букв на уровне слогов. Игра “Лягушки на болоте”.

Задание 1. На магнитной доске карточки–кочки со слогами ПЮ–ЛЁ–ЮЛ; ЁР–ЁЖ–ТЮ; ЮК–ЕК–ЕМ. У детей на партах карточки с рисунком болота. Запомнить расположение “кочек” на доске. Логопед смешивает карточки на доске, а дети на своих карточках вписывают эти слоги по памяти цепочкой. Если есть ошибка, лягушка не доберётся до суши. На рисунке 1 представлен образец карточки.

Рисунок 1.

Задание 2. Слоги потеряли свои домики–слова. Надо им помочь найти их. Даны слоги ТЮ, ТЁ, РЮ, ЗЮ, СЁ, РЁ, ЛЮ, ЛЁ, МЁ, ЮК. На стенах кабинета развешаны полоски со словами, написанными крупным шрифтом, с пропущенными слогами. Ученики выбирают слоги и вставляют их в нужные слова:

… лень у…нок каст…ля и…м ве…лый бе…за к…ква …д …д р…зак

3. Дифференциация букв на уровне слова.

Задание 1. У детей на партах карточки с загадками. Ученики по очереди читают загадки вслух, остальные их отгадывают и записывают отгадки в тетради. (Один из учеников работает у доски). Слова с буквой Ё пишем в столбик под буквой Ё, слова с Ю пишем под буквой Ю.

– Зимой и летом одним цветом.

– Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.

– Везет, но не лошадь; летит, но не птица.

– Горбатый корабль по пустыне плывет.

Сухую колючку лениво жует.

– С головой в нору ныряю, двери всем вам открываю.

– Без досок, без топоров через речку мост готов.

Мост – как синее стекло: скользко, весело, светло.

– Идут ко мне унылые – с морщинками и складками.

Уходят очень милые – веселые и гладкие!

Значит, я – надежный друг,

Электрический ….

– Ребятам весело со мной, на ножке я кручусь одной.

– Вроде ёжика на вид, но не просит пищи, по одежде пробежит и одежда чище.

Образец написания в тетради представлен ниже:

Ё

Ёлка

Ёжик

Самолет

Лед

Щетка

Ю

Верблюд

Ключ

Утюг

Юла

Задание 2. “Буквы заблудились”. Необходимо вставить в слово подходящую букву.

ю

   жик

ё

ю

л тчик

ё

   ю

кл ч

   ё

   ю

кл н

   ё

   ю

ор л

   ё

   ё

св кла

   ю

      ё

козл нок

      ю

   ё

из м

   ю

     ё

бер за

     ю

  ё

л стра

  ю

ю

з рна

  ё

Задание 3. Звукобуквенный анализ слов. Игра “Регулировщик”.

Логопед читает слова. Дети поднимают соответствующую букву Ё или Ю.

Костер, утюг, боксер, овес, клюнул, полет, сюда, люди, лёд, юг, Люда, Алеша, Люба, Юра, Андрюша, свекла, мёд, изюм, рюкзак, брюки, ковёр, звёзды, утёнок.

Задание 4. Игра “Живые буквы”.

Дети делятся на две группы. Дети с буквами в руках составляют слова, а другая группа их записывает. Потом дети меняются. Слова: утюг, овес, мед, юла.

4. Физкультминутка

С физкультминуткой я дружу.
Свою спину разогну.
Руки к верху подниму,
А потом их опущу.
А потом попрыгаю: раз, два, три.
Ножками подрыгаю: раз, два, три.
Ручками похлопаю: раз, два, три.
Ножками потопаю: раз, два, три.
Сяду я за партой стройно,
Чтоб вести себя достойно.

5. Дифференциация букв Ё – Ю на уровне предложения.

Задание 1. Из данного текста девочки выписывают предложения, в которых есть слова с буквой Ю, а мальчики выписывают предложения, в которых есть слова с буквой Ё.

– В саду растёт клён.

– Над цветком гудят пчёлы.

– У Паши булка с изюмом.

– Верблюды любят колючки.

Задание 2. Самостоятельная работа с перфорированным текстом, в котором пропущены буквы Ю и Ё. У каждого ученика индивидуальная карточка. Образец карточки представлен ниже.

Задание 3. Работа по дифференциации букв Ё – Ю на уровне текста. Диктант.

Люда любит свеклу. Алеша собирает клюкву. В саду растет клен. Пчелы собирают мед. На льдине спит тюлень. Люда поёт песню. На грядке растёт свёкла. Ёжик любит грибы.

III. Смысловая рефлексия занятия.

– Чем занимались на занятии?

– С чем познакомились?

IV. Эмоциональная рефлексия занятия.

– Что понравилось?

– Что не понравилось?

– Что было самое трудное?

– У какого ряда результаты лучше?

– Кто сделал меньше ошибок: мальчики или девочки?