Школьный клуб "Патриот": поиск путей формирования нового человека современной России

Разделы: Администрирование школы


Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере гражданско – правового и патриотического воспитания молодежи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи все чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике. Это означает, что исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли — роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА. Мы решили объединить усилия школы, семьи, общественности, учреждений, расположенных на территории Подвигалихинского сельского поселения, жителей деревни в патриотическом воспитании детей.

В Подвигалихинском сельском поселении проживает 532 человека, из них 123 – молодежи., из них 65 человек учащиеся МОУ Спасская СОШ. В преддверии Дня Победы 2005 года группа членов парламента ученического самоуправления Спасской школы провела социологическое исследование, которое включало анкетирование учащихся “Что я знаю о ВОВ”, “Мои близкие в годы воины”, беседы с ветеранами, “Твое отношение к сегодняшней армии ”. Было выявлено, что 72% учащихся очень мало знают о войне. Только 35% учащихся смогли вспомнить о своих близких, участвующих в ВОВ, но никто из них не знал подробностей. В ответах 68% учащихся прослеживалось негативное отношение к современной армии. Только 10% юношей выразили желание служить в армии. Из бесед с ветеранами, с работниками сельской администрации выявили, как много у нас людей, нуждающихся в помощи. Эта ситуация обеспокоила педагогов и лидеров ученического самоуправления. Инициативная группа педагогов и учащихся разработала программу социологических исследований. В мае 2005 года провела опрос “Твои права”, “Избирательное право”, 66% учащихся не знают всех своих прав, у 58% старшеклассников вопросы по избирательному праву вызывают затруднения. Группа проанализировала количество правонарушений среди молодежи, заметен был рост за последний год. Увеличено количество учащихся, поставленных на внутришкольный учет. Был проведен опрос ветеранов войны и труда, работников детского сада, сельской библиотеки, Спасской участковой больницы, работников СПК “Подвигалихинский” “Нужна ли Вам наша помощь?”. Оказалось, что всем нужна помощь школьников.

В сентябре 2005 года на заседании Парламента ученического самоуправления был заслушан отчет о результатах работы инициативной группы. По результатам было выдвинуто предложение об организации клуба, который займется вопросом решения выявленных проблем. 14 сентября на общем собрании ученического самоуправления было решено клуб назвать “Патриот”. Инициативной группой была разработана программа “Звонница”

Программа “Звонница”

Цель программы: Развитие социально-активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и свое будущее.

Задачи программы :

  1. включение школьников в социально-значимую деятельность,
  2. развитие патриотического движения, привлечение молодежи к решению проблем различных категорий населения,
  3. способствовать воспитанию трудолюбивой и любознательной личности школьника, знающего историю и традиции своего края,
  4. способствовать формированию правовых знаний и правовой культуры,
  5. формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его защите.

Программа “Звонница” включает 5 направлений деятельности: “Земляки”, “Истоки”, “Память”, “Защитники Отечества”, “Человек и закон”. Программа реализуется в виде подпрограмм.

Тема подпрограммы диктуется самой жизнью: анализом материалов СМИ, обстановке в стране, области, деревне. Систематически анализируются данные горячей линии, результаты опросов. Члены штаба по реализации программы знают, кто и в какой помощи нуждается. Командой разрабатывается подпрограмма, выбирается руководитель. План реализации подпрограммы утверждается на заседании клуба “Патриот”, вывешивается на школьном стенде. Результаты работы каждой группы красочно оформляются и вывешиваются на стенде. На заседании клуба “Патриот” руководители групп отчитываются о проделанной работе, мероприятия анализируются, отмечают достижения и недостатки. Самые активные участники реализации подпрограммы награждаются.

Этапы и сроки реализации программы:

  1. этап – “Подготовительный”
  2. этап – “Основной”
  3. этап – “Заключительный”

Программа разработана для всех групп населения нашей администрации, особенно для детей, ветеранов войны и труда, инвалидов.

Формы и методы реализации программы:

  • заседания клуба “Патриот;
  • деловые и ролевые игры;
  • спортивные соревнования, военные сборы;
  • тимуровское движение;
  • акции, трудовые десанты;
  • встречи с ветеранами, сбор краеведческого материала;
  • митинги, концерты, благоустройство памятника воинской славы;
  • диспуты, дискуссии, круглые столы.

Ожидаемые результаты: реализация программы позволит воспитать граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, способных к проявлению сострадания, милосердия, патриотизма. Программа поможет молодым людям обрести практические навыки жизни в социуме, позитивное самоотношение, умение работать в “команде”. Конечным результатом реализации программы станет создание межшкольного клуба “Патриот”.

Содержательная часть

На начальном этапе в деятельности клуба участвовали только старшеклассники МОУ Спасская СОШ, заинтересованные педагоги, активисты Совета ветеранов Подвигалихинской администрации. Первоначально наши дела проводились для учащихся нашей школы, ветеранов воины и труда, инвалидов. Благодаря рекламе, освещению деятельности клуба в школьной прессе, проведению социально значимых акций круг участников реализации программы значительно расширился: учащиеся начального и среднего звена школы, родители, представители сельской администрации, учителя. Увеличился и круг тех, для кого мы проводим деятельность: это и воспитанники детского сада, и работники СПК “Подвигалихинский”, сотрудники и пациенты Спасской участковой больницы. На 2007/2008 уч.год мы планируем расширить круг участников: служащие воинской части 48734, учащиеся соседних школ района.

Реализуемые подпрограммы:

Одним из основных составляющих направления “Земляки” является деятельность Тимуровского отряда “радость”. Помощь ветеранам осуществлялась учащимися школы и раньше. В апреле 2005 года школа была награждена грамотой начальника департамента образования и науки администрации Костромской области Герасимовым А.А.. за активное участие в областной благотворительной акции “Вместе поможем ветеранам” в номинации “Ветеран живет рядом”.

Эта работа была систематизирована, выбран руководитель Тимуровского отряда “Радость”, создано 5 Тимуровских звеньев, никто из ветеранов войны и вдов не остались без внимания. 25 ветеранам оказывается систематическая помощь: ребята носят воду и дрова, ходят в магазин за продуктами, в аптеку, делают уборку, убирают территорию около домов, помогают в посадке и прополке огорода, сборе урожая, разгребают снег, укладывают дрова.

Подготовительный этап

  • Проведение анкетирования, опросов, организация “Горячей линии”.
  • Разработка социально значимой задачи и поиск проблем.
  • Поиск литературы по проблеме.
  • Визит к главе Подвигалихинского сельского поселения.
  • Структурирование и анализ обработанной информации.
  • Разработка программы реализации программы.
  • Составление бюджета программы.
  • Проведение работы по информированию населения о деятельности клуба “Патриот”.

Основной этап (см. Подпрограммы)

Заключительный этап реализации программы

Наименование мероприятия

Сроки выполнения
1 Разработка положения “О межшкольном клубе “Патриот” 15.09-20.09
2 Торжественное открытие межшкольного клуба “Патриот” 23.09 2008
3 Обобщение и систематизация опыта реализации программы. 23.09-30.09
2008
4 Поощрение участников программы 30.09.2008
5 Выпуск газеты по итогам реализации программы 23.09 – 30.09
2008

Критерии оценки эффективности программы:

  • Количество привлеченных участников в реализации программы.
  • Численность тех, для кого реализуется программы.
  • Социальный эффект программы.
  • Разнообразие форм реализации программы.
  • Количество правонарушений среди молодежи.
  • Количество собранных материалов.
  • Создание новых общественных объединений.
  • Изменение общественного мнения о молодежи.

Ожидаемый результат реализации программы :

Создание межшкольного клуба “Патриот”.