Исследование по теме "Особые квадратные уравнения и их корни"

Разделы: Математика


Цель:

  • исследовать зависимость значения корней квадратных уравнений, где a+b+c=0 или a-b+c=0 от значений коэффициентов a и c;
  • развивать навыки устного счета, умение делать вывод из полученного результата.

Необходимые материалы:

1) Карточки с заданиями на несколько вариантов.
2) Лист для оформления результатов самостоятельной работы.

Ход работы.

1) Повторение теоретического материала.

Задание: дописать формулу.

Вид уравнения

2+bx+c=0

х2+px+q=0

Формула корней


D=b2-…..; x1,2=(-b±….)/2….

x1,2=-p/…±……-q

Теорема Виета

x1..…=-b/a; ……x2=c/a

x1+x2=….; x1•x2=….

2) Самостоятельная работа.

а) Выполнение заданий, предложенных на карточках.

1 вариант 2 вариант
1 блок:
x2+3x-4=0; 2x2-x-1=0; 3x2-2x-1=0

2 блок:
x2-2x-3=0; x2-x-2=0; x2+3x+2=0

1 блок:
x2+x-2=0; 2x2+3x-5=0; x2-3x+2=0

2 блок:
x2-3x-4=0; 2x2+x-1=0; 3x2+2x-1=0

б) Заполнение таблицы результатов вычисления в Листе результатов -1 блок.

1 блок

Уравнение

коэффициенты

Результаты вычислений

а

b

c

a+b+c

a/c

x1

x2

1

               

2

               

3

               

1

2

3

4

5

6

7

8

9

в) Заполнение графы Вывод1 в Листе результатов.

Вывод1: (Указание: Рассмотреть результаты в столбцах 6-9 и вставить недостающие слова).
Если a+b+c=……, то один из корней квадратного уравнения aх2+bx+c=0 равен 1, а второй корень вычисляется по формуле……

г) Заполнение таблицы результатов вычисления в Листе результатов - 2 блок.

2 блок

Уравнение

коэффициенты

Результаты вычислений

а

b

c

a-b+c

-a/c

x1

x2

1

               

2

               

3

               

1

2

3

4

5

6

7

8

9

в) Заполнение графы Вывод 2 в Листе результатов.

Вывод 2: (Указание: вывод сделать аналогично выводу 1).

3) Подведение итогов исследования.

Формулировка выводов.

Перевод формулировок на язык символов.

Заполнение графы Итог в листе результатов.

Итог:

1. aх2+bx+c=0, a+b+c=0 => x1=1, x2= a/c
2. aх2+bx+c=0, a-b+c=0 => x1=-1, x2= -a/c

4) Домашнее задание.

3x2+5x=2;
7x2-10x+3=0;
2x2+3x-5=0;
x2-2x+1=2;
11x2-8x-3=0;
2x2+3x+5=0;
5x2+16x+11=0;

Выбрать уравнения, которые:

а) имеют корень равный 1,
б) имеют корень равный -1,
г) не имеют корней.

Решить остальные уравнения.