Урок изобразительного искусства в 3-м классе по теме "Красота северной природы"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

обуч.: познакомить с новой техникой рисования (печати) - монотипией, разновидностью живописи, овладеть данной техникой;

разв.: развивать творческие художественные способности учащихся, способствовать раскрытию индивидуальных способностей школьника;

восп.: воспитывать любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к северной природе и природе родной страны, уважение к своему и чужому труду.

Форма урока: групповая творческая мастерская с элементами интеграции.

Технология: личностно-ориентированная, коллективная мыследеятельность.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, валик, вата, тряпочка для рук, крем, щетинистая кисть, доска, ватман А-3, гуашь, вода, палитра.

Оформление доски

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Основная часть. Беседа.

1. Литературное чтение.

- Тема нашего урока “Красота северной природы”. Очень много произведений написали поэты и писатели о нашей северной природе.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску (справа), я вам выписала несколько фамилий наших мурманских поэтов. Это Дмитрий Коржов. Николай Колычев, Владимир Тимофеев, Александра Малинова. Этот список можно продолжить. Вы, наверное, с произведениями некоторых поэтов знакомы.

- И я вас сейчас познакомлю со стихотворением нашей мурманской поэтессы Елизаветы Константиновны Стюарт.

- В этом стихотворении описывается красота северной суровой природы. Возможно, это стихотворение подскажет вам художественные образы, которые вы захотите изобразить в своей будущей картине.

Ни птичьих криков. Ни полета пчел.
Немые камни. Влажный мох зеленый…
Лишь ветер не однажды перечел
Листву берез, сползающих по склонам.
Здесь синяя озерная вода
Спокойно плещет, камни омывая…
Кто хоть однажды север увидал,
Тот никогда его не забывает.

- Каких поэтов и писателей, которые пишут о природе, знаете вы? (Фет Аф.Аф., Тютчев Алексей Ив., Заходер Бор. Вл, Пушкин А.С. и другие).

- Молодцы. Замечательно. Вы все прекрасно знаете.

2. Изобразительное искусство.

- Воспевают красоту родной природы не только поэты и писатели, но и художники во все времена.

- Наши мурманские художники, фамилии их вы тоже видите на доске. Это Анат Сергиенко, Н.Завертайло, Б.Баранов, Н. Морозов очень живописно передают всю красоту нашей северной природы. Позволяют нам любоваться разноцветьем красок.

- Я покажу вам зимние пейзажи, потому что у нас сейчас зима.

- Мы сейчас с вами посмотрим репродукции картин. Вы внимательно смотрите, и запоминайте, какую палитру красок использовали художники (слайд).

- Борисов Александр Алексеевич посвятил свою живопись изображению природы крайнего севера. На этой картине он нам показывает величие льдов (слайд).

- Хуттунен Арви Иванович давно связал свою работу с изображением северной природы и силуэтов тундры. В его пейзажах часто встречаются уходящие вдаль сопки (слайд). Цветовые переходы угасающего неба - от желто-красного до темно-синего (слайд).

- Бубенцов Виталий Иванович показывает разнообразные мотивы выполнения картин в масле, темпере, акварели, пастели, гобелене, в рисунках пером, а также в смешанной технике (слайд).

- Ковалев Николай пишет живописные работы. Художник любит жизнь и старается это передать. В своей картине “Праздник Севера” художник показал традиции северян (слайд закрыть, ЧЕРНЫЙ).

- Красивые работы. Правда!
- Какая картина понравилась больше? Почему?
- Какую цветовую гамму использовали художники? (от белого, до голубого, от голубого, до синего, от розового, до красного).
- Как называются картины, на которых изображают природу? (пейзаж).
- Какие виды изобразительного искусства вы знаете? (графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура), (открыть на доске)

- А как называется вид изобразительного искусства, который передает предметы и явления окружающего мира при помощи красок? (говорю и показываю определение на доске, живопись).

- Молодцы, правильно (открываю слово – живопись - на доске).

3. Сообщение целей урока.

- Мы сегодня тоже с вами будем заниматься живописью.
- Какие изобразительные материалы используют в живописи? (масло, акварель, фреска, темпера, пастель, гуашь).
- Молодцы. Великолепно.
- Сейчас мы с вами познакомимся с новой техникой исполнения живописи – монотипией (ОТКРЫВАЮ СЛОВО НА СЛАЙДЕ).
- А кто знает, что такое монотипия?
- Кто хочет узнать? (ЩЕЛЧЕК).
- Прочитай … , что такое монотипия?
- Что такое монотипия?

- ЭТО ТЕХНИКА ПЕЧАТИ (слайд закрыть, ЧЕРНЫЙ).

- Я вам принесла несколько работ, выполненных в этой технике. Работы красивые, интересные. Эти картины выполняли такие же ученики, как и вы.

- Есть работы, которые выполнила одна ученица, а есть работы, которые выполнены коллективно. Как видите, на всех работах изображена наша северная природа в разное время года. И мы, сегодня с вами будем выполнять картину, где изобразим природу нашего края.

- Скажите, пожалуйста, где мы можем использовать наши работы? (подарить, выполнить открытку, оформить в рамочку и продать). Эти работы пока останутся здесь.

ФИЗМИНУТКА

Одолела нас дремота.
Шевельнуться не охота?
Ну-ка делайте со мною упражнение такое:
Вверх-вниз – потянись, окончательно проснись!
Руки вытянуть пошире – раз. Два, три, четыре.
Наклониться – три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку!

III. Знакомство с техникой.

1. Распределение ролей.

- У нас с вами 6 художественных мастерских. В каждой художественной мастерской должен быть главный художник, который распределяет обязанности, смотрит за работой. Остальные художники выполняют поставленные задачи.

- В этой мастерской будет главным художником …. И т.д.

2. Показ техники.

- Я вам буду показывать порядок выполнения картины в этой технике. Ваша задача внимательно смотреть и слушать и запоминать порядок выполнения.

ВСЕ ПОКАЗЫВАЮ НА ДОСКЕ.

  1. Беру лист бумаги, который будет больше нашего рисунка, смачиваю его немного водой и откладываю. Это может делать один художник в каждой мастерской.
  2. На поверхность доски равномерно наношу крем, можно в форме овала, круга, квадрата, прямоугольника, смотря какую картину вы будете писать. Я выберу для себя квадрат. Это может делать другой художник в каждой мастерской.
  3. Намечаю рисунок обратной стороной кисти. Это выполняет третий художник в каждой мастерской.
  4. Техника письма должна быть живой, быстрой, яркой. Я беру пальчиком краски и рисую ими по крему. Если надо смешивать краски, будем пользоваться палитрой. Писать надо быстро. Это выполняют все.
  5. Берем щетинистую кисть и дорабатываем рисунок, если надо что-то подправить. Это тоже делает один из художников.
  6. Подготовленный влажный лист вчетвером за уголки накладываем на наш рисунок и прокатываем аккуратно валиком, чтобы не испортить картину.
  7. Лист с отпечатком снимаем вчетвером за уголки, аккуратно, чтобы не испортить картину.

3. Проверка готовности.

- Прежде, чем вы расскажете порядок, проверим наличие материалов и инструментов. Все ли у нас есть.

ВАЛИК
ВАТА
ТРЯПОЧКА ДЛЯ ВЫТИРАНИЯ РУК
ТЮБИК КРЕМА
КИСТЬ
ДОСКА
ЛИСТ ВАТМАНА
ГУАШЬ
ВОДА
ПАЛИТРА

- Замечательно. Все художественные мастерские готовы к выполнению работы.
- А кто был самым внимательный и запомнил порядок выполнения? (слайд). ( ДЕТИ ГОВОРЯТ, Я ОТКРЫВАЮ СТРОКИ)
- Главный художник сейчас распределит, кто работает с водой, кто наносит крем, кто подправляет работу кистью, кто прокатывает валиком.

4. Техника безопасности.

- Какие правила безопасности должны соблюдать в мастерской?

  • громко не разговаривать,
  • руками не размахивать,
  • друг друга не толкать, краской не пачкать,
  • инструментами пользоваться только при необходимости,
  • не брать руки и кисть в рот,
  • не трогать лицо и глаза руками.

IV. Практическая работа.

Физминутка для глаз.

- Перед тем, как вы начнете работать, давайте отдохнем.
- Разотрите ладошки, положите ладошки на глазки, глазки закройте и пофантазируйте – КАКУЮ КАРТИНУ ВЫ ХОТИТЕ НАПИСАТЬ, ЧТО ВЫ ХОТИТЕ В НЕЙ ПОКАЗАТЬ.
- Я убираю работы, а на это место мы поставим ваши прекрасные картины.
- Что вы можете нарисовать? (деревья, реку, сопки, лыжню, сугробы, озера, ручейки, северное сияние и т.д.).
- Мастерская пишет одну общую картину.
- Помните о перспективе. Если предмет близко – он большой, если далеко – маленький.
- Пока вы будете работать, я поставлю вам музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского “Времена года” (включить музыку).

ПРИСТУПАЙТЕ.

V. Выставка работ.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось.
- Первая мастерская. Великолепно. Ваша мастерская работала очень хорошо и справилась с поставленной задачей. Каждый художник получает пять.

V. Итог.

- С какой техникой познакомились? ( с техникой печати)
- Как называется? (монотипия)