Конспект комплексного занятия по математике и развитию речи в подготовительной коррекционной группе (ЗПР) по сказке "Три поросенка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Формировать представления о количественном и порядковом счете в пределах 10, геометрических фигурах, развивать грамматический строй речи.

Задачи:

  1. Совершенствовать мелкую моторику.
  2. Развивать логическое мышление, воображение, речь.
  3. Воспитывать гуманные чувства и товарищеские взаимоотношения.

Оборудование и материалы: часть группы оформлена елками и деревьями, на полу осенние листья и “снежок”, поляна – пороговый коврик “травка” для массажа пальцев, корзинка с фасолью, в ней спрятаны 10 желудей, разрезная картинка “желуди” в конвертике, капитошки по количеству детей, чертеж дома из геом. Фигур, емкости с ледяными кубиками и горячей водой для криомассажа, салфетки, счетные палочки, цифровые веера, облака из картона с графическими заданиями, магнитофон, кассета со сказкой “Три поросенка”, песней Шаинского “Облака”.

Ход занятия

1. Организационный момент.

В группу приносят посылку.

Педагог : Что же это может быть? Давайте посмотрим. Кассета. Странно. Давайте послушаем.

Дети слушают отрывок из сказки “Три поросенка”.

П.: Ребята, как называется эта сказка?
Д.: Три поросенка.
П.: Кто помнит, как звали героев этой сказки?
Д.: Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф- Нуф.

П.: Молодцы, правильно назвали их имена. Давайте сегодня совершим путешествие в эту замечательную сказку и отправимся в волшебный лес, где жили веселые братья-поросята. А чтобы нам лучше рассмотреть чудеса леса, я предлагаю вам отправиться в путешествие на волшебных облаках. Согласны? Ну, тогда в путь. Занимайте места около своих облаков.

П.: Ребята, ведь наши облака волшебные, значит, просто так они не полетят. Что нам нужно сделать, чтобы они полетели?
Д.: (Предположения)

2. Работа на бумаге: обвести графический рисунок, подбор цвета. Приложение 1.

П.: Может, у них есть какой-нибудь ключик? Давайте поищем.

(Дети переворачивают облака и находят графическое задание: обвести пунктирный графический рисунок. Рисунки у всех разного цвета и разного содержания.)

П.: Значит, нам нужно выполнить задание. Какого цвета вам нужны фломастеры? Берите нужный цвет и выполняйте. Все выполнили? Ну, тогда в путь! Осторожно, не упадите.

(Фонограмма песни “Облака” Шаинского 3-ий куплет “Мы помчимся в заоблачную даль”. Дети вместе с воспитателем танцуют на облаках и поют песню.Далее звучит мелодия .)

3. Составление предложений, закрепление пространственных отношений.

П.: Ребята, как хорошо все видно сверху! Посмотрите. Что вы видите?

(Полные ответы детей)

П.: Что вы видите впереди себя? Справа? Слева? Давайте повернемся назад.

4. “Составь узор из счётных палочек”

П.: Ну, вот, мы и прилетели. Какой же густой и непроходимый лес! Как же нам в него войти? (предположения детей). Чтобы нам в него войти, нужно построить дорожку из счетных палочек. А вот и образец (поднимает с пола рисунок). Давайте скорее строить дорожки.

П.: Молодцы, правильно выложили дорожки. Сколько палочек пошло на строительство? (10) Вот мы и в волшебном лесу.

(Дети переходят в “лесную зону”.)

5. Беседа о поздней осени в лесу.

П.: Какая замечательная поляна! Какой воздух в лесу! Какие красивые елочки! Ребята, а какое сейчас время года? (Поздняя осень). Почему? (ответы) Назовите, пожалуйста, осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь). Да, действительно, холодно, все деревья стоят без листиков. Ой, а посмотрите, одно деревце совсем без листиков, зато все усыпано красными ягодками! Какое дерево остается зимовать с ягодками? (Рябина). Правильно, рябинка. Давайте соберем немножко ягод и попробуем!

6. Пальчиковая игра “С веток ягодки снимаю”

Левая рука согнута в локте и поднята на уровень лица. Кисть опущена (пальцы – ветки), правой рукой (пальцы собраны в щепотку) “снимаем” ягоды.

С веток ягодки снимаю, (Ладони изображают “лукошко”.)
И в лукошко собираю. (Одна рука – “лукошко”, второй берём ягоду и “едим”.)
Ягод – полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть –
Легче будет к дому путь.
Я поем еще рябинки –
Сколько ягодок в корзинке?
Один, два, три, четыре, пять –
Снова буду собирать. (Считаем ягоды, нажимая   указательным пальцем на левую ладошку.)

П.: Давайте присядем на полянку, погреемся под ласковыми солнечными лучами и понаблюдаем.

7. Дети садятся на пол и берут на колени пороговый коврик “травка”, выполняем упражнение “Полянка”:

На полянке, на лужайке (Пальцы “прыгают”.)
Целый день скакали зайки.
И катались по траве (Движения ладонями по массажеру вперед-назад.)
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, (Пальцы “прыгают”.)
Но напрыгались, устали. (Ладони лежат.)
Стала гладить и ласкать (Гладим коврик.)
Всех зайчат зайчиха-мать.
Шла медведица спросонок, (Шаги полусогнутым ребром ладони.)
А за нею медвежонок.
А потом пришли детишки – (“Человечки идут”.)
Принесли в портфелях книжки. (Кладем руки на коврик.)
Стали книжки открывать (Ладони вместе, открываем как книжку.)
И в тетрадочках писать:
Букву Э и букву О (Пишем буквы пальчиком.)
Знаем мы с тобой давно.
И напишем мы всегда
Рядом с У и букву А.
Все! Тетрадочки убрали (“Тетрадки закрыли”.)
На прогулку побежали. (“Человечки бегут”.)

П.: Смотрите, кто это спрятался за деревцем?
Д.: Капитошки!
П.: Кто такие капитошки?
Д.: Это волшебные капельки!

8. Игра “Придай форму”

П.: Да, это волшебные капельки. Они могут принимать любую форму. Посмотрите, какие они веселые. Давайте возьмем их и поиграем с ними. У кого какого цвета капелька? Сколько их всего? Давайте посчитаем: одна капелька, две капельки…Давайте наши капитошки превратим в шар…, конус…, цилиндр…, куб. Молодцы! А теперь вы можете придать им любую форму и посадить их обратно.

П.: Мы ведь в нашем лесу не случайно, давайте присядем и вспомним сказку про трех поросят. Все лето поросята резвились и веселились. Но вот нагрянула осень. Стало холодно, и Наф-Наф, самый умный братец, сказал, что пора думать о зиме. Он предложил всем вместе построить теплый и прочный дом, чтобы…

Д.: Не простудиться и не попасть в лапы к серому волку.
П.: А что сделали Ниф-Ниф и Нуф-Нуф?
Д.: Сказали, что еще рано об этом думать.
П.: А в это время Наф-Наф приступил к строительству дома. Из чего? ( Из камней) .Значит, дом какой? (Каменный).

9. “Назови и посчитай фигуры”

Он нарисовал вот такой чертеж. Внимательно посмотрите, и скажите, из каких геометрических фигур он состоит. Сколько треугольников? Прямоугольников? Квадратов?

10. “Хитрые задачки”.

П.: Молодцы! Пока Наф-Наф строил свой дом, Ниф-Ниф и Нуф-Нуф беззаботно играли и задавали друг другу веселые вопросы. Сможете ли вы ответить на них?

  1. Назовите 3 дня подряд, не называя чисел и дней недели. ( Вчера, сегодня, завтра)
  2. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа, 5 карасей. Сколько птиц, ответь скорей. (5)

П.: Молодцы! А что же было дальше? Однажды утром проснулись поросята от холода. Замерзли. Подошли поросятки к лужице, а она покрылась…чем? (льдом).

11. Подбор прилагательных.

Лед какой? Давайте каждый назовет по одному слову, ответив на вопрос какой? ( ответы детей). Обрадовались поросята, и принялись весело играть с льдинками. А вы хотите поиграть? Пойдемте.

12. Криомассаж.

П.: Замерзли ручки? И у поросят замерзли. Как их согреть? (Предположения детей). Но мы-то с вами в волшебном лесу, и здесь есть теплая, даже горячая речка. Погреемся?

(Дети переходят к емкости с горячей водой, греют руки, вытирают салфетками).

П.: А что это там под елочкой? Корзинка… Даша, неси скорей корзинку сюда. Ребята, давайте посмотрим, что в ней. Да корзинка-то не простая, а с секретом. Наверное, чтобы узнать, что в ней, нужно раскрыть этот пакет.

13. Разрезная картинка “Жёлуди”.

(Дети собирают разрезную картинку “желуди”)

П.: Что у вас получилось? Желуди. Значит, в корзинке желуди. Открывайте корзинку.
П.: Ой, разве это желуди? А что это? (фасоль) . Может, это наши веселые поросята оставили корзинку в лесу. А что еще едят поросята в лесу? (Ягоды, корешки, травку, грибы).

14. Игра в “сухом бассейне” с фасолью.

П.: Где же желуди? Может, на дне корзинки? Давайте поищем.

(Дети по очереди ищут в корзинке жёлуди)

П.: Сколько вы нашли желудей? (10) . Как же нам разделить их поровну между тремя поросятами? (Дети делят). Поделить поровну их не получается. Каждому по 3 и 1 остается. Что делать с лишним желудем?

(Предположения детей : посадить, оставить на запас, угостить кого-нибудь).

П.: Ходили мы с вами по лесу, ходили, но поросят так и не нашли. Поищем хорошенько?

(Дети находят большой конверт ).

П.: Что в нем?

Д.: Картинки поросят, волка, домики…В.: Да это же бумажный театр “Три поросенка”! Давайте вернемся в группу и создадим свою сказку. А потом мы сможем показать эту сказку малышам, которые ее еще не знают. Согласны?

Все возвращаются в группу на облаках под веселую песенку “Облака”.

15. Итог занятия.

Приложние здесь.