Использование компьютерных технологий в начальной школе в целях реализации развивающей функции обучения

Разделы: Информатика, Начальная школа


Известно, что обучение становится эффективнее, когда учиться интересно. Одна из ключевых проблем любого обучения – проблема удержания внимания учащихся. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране монитора позволяет удерживать это внимание в течение всего урока. При этом внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер, так как то, что происходит на экране, требует ответной реакции учащихся. Компьютерные игры редко оставляют ребенка равнодушным: они привлекают своей красочностью, графическими и звуковыми возможностями. “Компьютерный” интерес распространяется и на школьный предмет, который лучше усваивается в игровой обстановке.

Компьютер изменяет не только технологию образования, но и содержательную ее часть. Он позволяет не просто облегчить и сделать более приятным процесс передачи и приобретения знаний, но и решить задачи, которые ранее казались трудноразрешимыми: стимулирует творческую активность и самостоятельную деятельность ребенка.

В настоящее время в сфере использования компьютерных технологий в начальной школе можно выделить два основных направления. Первое из них, теоретическое, подразумевает использование компьютеров для изучения теоретических основ информатики. Второе направление, прикладное, предпочитает использование компьютеров в качестве технического средства обучения по учебным предметам. Укажу на некоторые преимущества прикладного направления в начальной школе.

  1. Использование компьютера как самого современного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки и пр. в изучении учебных предметов должно естественно приводить к совершенствованию процесса обучения.
  2. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности.
  3. Большая часть ЗУН, полученных на традиционных уроках, не используется учащимися во внеурочной деятельности, и их практическая ценность утрачивается, а прочность существенно снижается. Использование ЗУН в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации, а желание играть – к мотивации их приобретения.
  4. К психологическим особенностям учащихся младших классов относится высокая степень эмоциональности, что значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса на традиционных уроках. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить эмоциональную напряженность и создать более благоприятный климат и на других уроках.

Приведенные факторы показывают, что использование компьютерных технологий в учебном процессе начальной школы отвечает его функциональным особенностям и психофизическому развитию учащихся владеющими навыками работы на компьютере. Работа ученика начальной школы по санитарным нормам не может продолжаться более 10 – 15 минут. Учитывая это, учитель при составлении плана урока предусматривает момент, когда несколько учащихся могут выполнять индивидуальные задания на компьютере. Наиболее удобно организовать это во время фронтального опроса, устного счета, словарной работы, закрепление ранее пройденного материала.

С целью профилактики зрительного утомления детей рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Примерный комплекс упражнений для глаз:

1. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1- 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 - 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4-5 раз.

3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4-5 раз.

4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдоль на счет 1- 6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

В условиях компьютерного обучения процесс контроля и самоконтроля становится более динамичным, а обратная связь учащихся с учителем более систематической и продуктивной.

Какие же программно-методические комплексы используются мною на уроках ?

На уроках русского языка и математики использую “Семейный наставник” (Приложение, рисунок 1, 2) - это серия обучающих программно-методических комплексов, которые при установке интегрируются в единое целое. Главный программный модуль предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребенку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях. Основу каждого обучающего комплекса составляет мультимедийная система тестов, диктантов и уроков. Например, по русскому языку при работе над словарными словами можно опросить за 10 минут 3 - 4 учеников. При закреплении изученного материала во время самостоятельной работы можно опросить несколько учащихся по данной теме по серии “Семейный наставник”. Ребенок сразу видит на экране результат своей работы и допущенные ошибки.

Для усвоения таблицы сложения и вычитания, умножения и деления использую программу “Мультис”. Для развития логического мышления – программу “Вундеркинд”, “Учимся мыслить логически” (Приложение, рисунок 3).

На уроках истории использую “Государственную символику России”, “Дракоша и занимательная история России”. По окружающему миру использую программу “Естествознание” (Приложение, рисунок 4), которая знакомит детей с миром животных и растений, грибов и бактерий, природными зонами и полезными ископаемыми, дает первоначальные знания по экологии, учит работать с планом и картой, помогает усвоить основы анатомии человека. Работая с программой, учащиеся решают кроссворды, отгадывают загадки, задания представлены в занимательной форме. При выполнении заданий ребенок может пользоваться справочным материалом и разнообразными подсказками. Итоги работы выводятся на экран.

Для овладения детьми беглым выразительным чтением использую ПМК “Мягкое чтение”. У детей после занятий вырабатывается умение видеть слово целиком, что способствует беглому правильному, осознанному чтению.

Очень интересная программа по природоведению “Температура”, где учащиеся наглядно знакомятся с видами термометров, учатся, как правильно измерять и записывать температуру.

На уроках использую презентации, созданные учащимися (Приложение, рисунок 5).

При проведении уроков мне помогают ресурсы образовательных порталов. (Приложение, рисунок 6)

В условиях компьютеризации учебного процесса особенно важно сохранить положительное отношение учащихся к жизни, чувство радости от каждого прожитого дня, удовлетворение результатами своей учебной, трудовой и общественной деятельности. “Очень важно,— писал В. А. Сухомлинский,— чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью”. Особую значимость приобретает создание обстановки, позволяющей учащемуся пережить чувство успеха в достижении учебных целей (пусть объективно и незначительных).

Имеющийся опыт показывает, что педагогические возможности компьютера как средства обучения по ряду показателей намного превосходит возможности традиционных средств реализации учебного процесса. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает обращаться за помощью к учителю или добывать знания самостоятельно.