Опытно-экспериментальная работа в ДОУ №14 по теме "Формирование интеллектуально-творческих способностей дошкольников в условиях реализации программы "Одаренный ребенок""

Разделы: Работа с дошкольниками


Обоснование выбора темы опытно-экспериментальной работы.

На рубеже двух тысячелетий в обществе назрела проблема в формировании свободной личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству. Все эти качества присущи так называемым “одаренным” детям.

Одаренные дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Одаренные дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем.

Проблема воспитания и обучения одаренных детей не нова, но в настоящее время особенно актуальна, так как упущен вопрос раннего распознавания одаренности у детей.

Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство трудно представить.

Опираясь на труды С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова в области психологии, в которых классифицированы понятия “способностей”, “одаренности” и “таланта” по единому основанию – успешности деятельности, принимая принцип подлинного гуманизма, заключающегося не в лозунге “всеобщей одаренности”, а в уважении к уникальности каждой личности, к ее неповторимости, педагогический коллектив нашего детского сада вот уже с 2003 года целенаправленно работает над проблемой “Формирование интеллектуально-творческих способностей дошкольников в условиях реализации программы “Одаренный ребенок” Л.А. Венгера.

Термин “одаренность” в наиболее употребительном его значении, подразумевает высокий уровень развития способностей, любых – общих и специальных. Для нас важен именно тот факт, что у некоторых детей уровень способностей значительно отличается от среднего.

Описание стратегии и тактики экспериментальной деятельности.

Диагностический этап. (Сентябрь 2006 г.)

Анализ конкурентных преимуществ ДОУ и противоречий образовательного процесса.

Анализ состояния образовательной системы ДОУ позволил определить его основные преимущества:

  • интеграцию основного и дополнительного образования;
  • соответствие научно - методического обеспечения ДОУ предъявляемым требованиям;
  • компьютеризация образовательного процесса;
  • медико – психологическое сопровождение образовательного процесса;
  • квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на экспериментальную работу по развитию интеллектуально-творческих способностей детей (из 38 педагогов 13 человек (34%) с высшим образованием; 6 человек (16 %) с высшей и 21 (55,3 %) с первой категорией;
  • значительное (84%) количество педагогов, стремящихся к саморазвитию:

- профессиональный уровень педагогов ДОУ №14:
высокий - 51,4 %
средний - 48,6 %

- творческий потенциал педагогов ДОУ №14:
высокий уровень - 24,3%
средний уровень - 75,7%

- способность педагогов к инновационной деятельности:
высокий уровень - 32,4%
средний уровень - 67,6%

  • достаточно высокий уровень обученности (75 %) и воспитанности (84 %) детей ДОУ №14;
  • высокий процент (82 %) поступления выпускников ДОУ №14 в инновационные школы города;
  • при 100 % успеваемости выпускников ДОУ №14 на 4 и 5 учатся в начальной школе 86 % детей;
  • имеющийся потенциал детей, проявляющих ярко выраженные способности - 17 %
  • 98,6 % родителей высказали согласие на организацию опытно – экспериментальной работы по внедрению и апробации программы “Одаренный ребенок” Л.А. Венгера.
  • Вместе с тем, были выявлены противоречия между:
  • разнообразием видов одаренности, особенно наличием скрытой одаренности, и большим количеством противоречивых теоретических подходов и методов к их раскрытию;
  • возрастающими требованиями к деятельности и личности воспитателя и фактическим уровнем его профессиональной и личностной готовности к работе с одаренными детьми;
  • необходимостью отслеживания результатов развития каждого ребенка и отсутствием системы мониторинга индивидуально личностного развития;
  • стандартизированными подходами к образованию дошкольников и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым дошкольником.

На разрешение данных противоречий и была направлена опытно-экспериментальной работа по теме “Формирование интеллектуально-творческих способностей дошкольников в условиях реализации программы “Одаренный ребенок” Л.А. Венгера.

Прогностический этап. (Октябрь 2006 г.)

На этом этапе в соответствии с темой определены:

Цель опытно – экспериментальной работы: обеспечение максимально благоприятных условий для раскрытия интеллектуально – творческого потенциала детей дошкольного возраста через использование инновационных технологий и интеграцию программы “Одаренный ребенок” Л.А. Венгера в образовательный процесс ДОУ.

Задачи опытно – экспериментальной работы:

  1. Формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную творческую работу для выявления, поддержки и развития детей с ярко выраженными способностями, готовности педагогов к работе в инновационном режиме.
  2. Определение механизмов и технологий, обеспечивающих эффективность, целостность, системность, интегративность, преемственность процесса творческого образования, воспитания, развития детей.
  3. Обеспечение эмоционального благополучия детей, психологической и педагогической экологичности, сохранение и укрепление здоровья через оптимальную организацию педагогического процесса и режима работы ДОУ.
  4. Создание и подкрепление мотивации родителей детей с ярко выраженными способностями на объединение усилий по развитию интеллектуально - творческого потенциала детей.

Объект эксперимента – дети дошкольного образовательного учреждения “Центра развития ребенка – детского сада №14 “Журавушка”.

Предмет опытно – экспериментальной работы – выраженные способности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Гипотеза: если учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении организован с учетом выявления и развития одаренных детей в условиях реализации индивидуальной траектории развития, предоставляет возможности для творческой деятельности и самореализации личности, то будут достигнуты высокие результаты в интеллектуально - творческом развитии детей, их успешная адаптация и обучение в школе.

Организационный этап. (Октябрь - ноябрь 2006 г.)

Работа на данном этапе была направлена на:

1. Углубленное изучение педагогами специфики и основных направлений программы “Одаренной ребенок” Л.А. Венгера. Для этого были проведены коучинг – сессии с приглашением специалистов.

2. Разработка нормативных документов опытно-экспериментальной работы:

  • Положение об инновационной деятельности.
  • Положение о психолого-педагогическом сопровождении детей, имеющих ярко выраженные способности.
  • План опытно-экспериментальной работы.
  • Положение о Совете по стратегии развития ДОУ.
  • Положение о творческой группе педагогов, занимающихся опытно-экспериментальной деятельностью.

3. Разработка информационно-методических документов опытно-экспериментальной работы:

  • Банк данных детей ДОУ №14, имеющих ярко выраженные способности.
  • Модель одаренного ребенка ДОУ №14.
  • Структурная модель работы с детьми, обладающими ярко выражении способностями.
  • План работы с кадрами по теме “Психолого - педагогическое сопровождение детей, имеющих ярко выраженные способности”.
  • Перспективный план работы с родителями в рамках психолого - педагогического сопровождения детей, имеющих ярко выраженные способности.
  • Пакет диагностических методик по выявлению детской одаренности.
  • Система контроля по теме “Психолого - педагогическое сопровождение детей, имеющих ярко выраженные способности”.
  • Рекомендации по составлению “Портфолио успеха” одаренных детей.
  • Методические материалы в помощь педагогам.

4. Распределение обязанностей по руководству, осуществлению и контролю за опытно-экспериментальной деятельностью:

  • научное консультирование, рецензирование – кандидат педагогических наук Багаева Т.Д.;
  • общее руководство и координация опытно-экспериментальной работы -заведующий ДОУ №14 Безрукова Е.В.;
  • стратегическое руководство, оперативная коррекция, контроль – старшие воспитатели Иванова А.А., Малышева Т.В.;
  • тактическое руководство, оперативная коррекция, контроль – Совет по стратегии развития ДОУ, творческая группа педагогов, занимающихся опытно-экспериментальной деятельностью;
  • оперативное исполнение – педагоги ДОУ №14, педагоги дополнительного образования;
  • медико-психологический контроль и сопровождение – врач - педиатр Марковец Л.П., старшая медсестра Егорова И.А., педагог – психолог Севрюкова М.Н.

Практический этап. (Декабрь 2006 г. – апрель 2009 г.)

Направлен на проведение психолого-педагогических исследований по проблеме развития интеллектуально - творческих способностей

дошкольников, обучение одаренных детей.

Разработана система реализации программы “Одаренный ребенок” по трем основным направлениям:

  • Работа с детьми
  • С родителями
  • С кадрами

Опытно-экспериментальная деятельность была организована в старших и подготовительной к школе группах. Из общего количества детей данных групп - 84 ребенка, выявлено 31 ребенок с ярко выраженными способностями. Из них:

  • 24 ребенка (28,6 %) с художественно-эстетическими способностями;
  • 18 детей (21,4 %) с музыкальными способностями;
  • 21 ребенок (25 %) с интеллектуальными способностями;
  • 12 детей (14,3 %) с артистическими способностями;
  • 16 детей (19 %) со спортивными способностями;
  • 11 детей (13 %) со способностями к изучению других языков.

В соответствии с задачами программы “Одаренный ребенок” была разработана система занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Базовый компонент образования был обогащен модулями занятий по ознакомлению с элементарными физическими явлениями. Оптимизация образовательного процесса была достигнута не за счет увеличения объема знаний и количества занятий, а за счет переноса основного внимания с содержания обучения на его средства: интегрирование разных видов детской деятельности, использование прогрессивных методов и технологий таких, как моделирование ситуаций, детское экспериментирование, проектная и исследовательская деятельность, индивидуально-личностное общение с ребенком.

Для раскрытия творческого потенциала детей, индивидуальных способностей со всеми детьми были организованы занятия по дополнительному образованию во второй половине дня, которые предусматривали обогащение в обучение детей с целью развития способностей, т.к. это прогрессивная альтернатива ускорению, способствующая развитию ребенка как целостной личности. Учитывалось, что обогащение, без установки на ускорение как на самоцель, дает ребенку возможность созревать эмоционально в среде сверстников, одновременно развивая свои интеллектуальные, художественные, музыкальные, артистические и другие способности на соответствующем уровне. Обучение велось по специально разработанным индивидуальным траекториям развития в таких кружках и студиях:

  • студия дизайнерского искусства “Имидж – салон “Леди Стиль”;
  • студия художественного труда “Чудеса в решете”;
  • хореографическая студия бального танца “Вдохновение”;
  • театральная студия “Теремок”;
  • вокальная студия “Голосок”;
  • инструментальная студия “До-ми-солька”;
  • студия сказочного творчества “Экияттэ кунакта”;
  • лингвистическая студия “Жаухар”;
  • спортивная секция “А вам, слабо?”.

Немаловажное значение имело применение интегративного метода в работе с дошкольниками, предполагающего содержательное обогащение, дополнение к обязательному базовому стандарту дошкольных дисциплин.

Хорошо зарекомендовали себя интегрированные занятия “логопед + воспитатель”, “логопед + психолог”, “воспитатель по обучению детей татарскому языку + воспитатель по изодеятельности”.

Ощущая насущную необходимость организации педагогического сопровождения детей, имеющих выраженные способности в различных видах деятельности, воспитателями и дополнительными специалистами велась успешная деятельность в разработке интересных направлений, таких как:

  • “Экономическое воспитание в работе с интеллектуально-одаренными дошкольниками” - Лапшова А.Н.
  • “Личностный подход и воспитание успехом в процессе художественного творчества” - Гарифуллина Ф.Ф.
  • “Создание эмоционально-комфортных условий для раскрытия и реализации творческого потенциала дошкольников” - Ефимова И.Н.
  • “Компьютерные игры и их роль в развитии интеллектуально- творческой одаренности дошкольников” - Рыкова Н.А.

В результате проделанной работы нами были получены следующие результаты: выявлен 31 ребенок с ярко выраженными способностями, из которых 5 детей стали призерами и победителями различных городских детских конкурсов.

  • Стратегия работы с родителями воспитанников предполагала:
  • Информирование родителей о целях, задачах и результатах опытно-экспериментальной работы;
  • Проведение проблемно-ориентированного анализа для сопоставления достигнутых результатов с прогнозируемыми;
  • Изучение семей по типу, образовательному и социальному уровню, определение приоритетов родителей в области их педагогической грамотности;
  • Мониторинг потребностей родителей воспитанников в дополнительных образовательных услугах.

Модель сотрудничества педагогов с семьями воспитанников строилась как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Педагогический коллектив в этом направлении решал следующие задачи:

  • объединение усилий педагогов и родителей для развития способностей детей;
  • создание атмосферы общности интересов в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности;
  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Педагогическим коллективом использовались активные формы работы с родителями с целью ознакомления их с инновационной и опытно – экспериментальной деятельностью:

  • Родительская гостиная “Программа “Одаренный ребенок” как современная педагогическая технология обучения и воспитания, направленная на развитие способностей дошкольников”.
  • Презентация авторской программы “Экономика в жизни дошкольника” воспитателем высшей квалификационной категории Лапшовой А.Н.
  • Лекторий для родителей “Роль семьи в развитии детского экспериментирования”
  • Коллективная творческая деятельность “Построение развивающей среды в семье”
  • Видеозаписи и компьютерные презентации из жизни детского сада
  • Организация работы пресс-службы .

По социальному опросу родителей были получены следующие результаты:

  • 97,8 % родителей довольны инновационными процессами, происходящими в ДОУ;
  • 32% воспитанников продолжают развивать свои творческие способности в городской музыкальной школе, в школе искусств, в танцевально-хореографических коллективах города (ансамблях “Солнышко”, “Вдохновение”, “Сюрприз”)

С целью повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в области работы с одаренными детьми, выполняя концептуальные идеи, заложенные в проекте организации опытно-экспериментальной работы Советом по стратегии развития ДОУ № 14 была разработана программа формирования кадрового потенциала, включающая в себя следующие мероприятия:

  • Педагогическое проектирование
  • Активно – игровые методы
  • Практикумы и тренинги
  • Микрогрупповые исследования
  • Профессиональные конкурсы
  • Лекции (проблемные, лекции-диалоги)
  • Интернет-поиск под определенное задание
  • Часы заинтересованного информационного обмена
  • Разработка и реализация индивидуальных и парных профессиональных программ

При непосредственном участии творческой группы педагогов-экспериментаторов были проведены такие значимые мероприятия, как:

  • Теоретический семинар “Одаренные дети – приоритетное направление современного образования”
  • Круглый стол “Совместное обсуждение и определение генеральных линий развития в направлении работы по введению в практику программы “Одаренный ребенок” Л.А. Венгера.
  • Заседание творческих и проблемных групп по разработке отдельных аспектов совершенствования педагогического процесса.
  • Коллективная мыслительная деятельность “Управление развитием одаренных детей”
  • “Копилка” педагогического мастерства “Методика организации работы со способными детьми в условиях ДОУ”
  • Разработана система консультирования и тренингов для педагогов с учетом полученной подготовки по проблеме детской одаренности.

За отчетный период отмечается резкий скачок педагогической и инновационной активности педагогов ДОУ № 14. Так, обобщали и распространяли опыт работы с одаренными детьми:

  • на муниципальном методическом объединении – 5 человек
  • на конкурсах городского и республиканского уровней – 11 человек;
  • на семинарах городского уровня – 12 человек;
  • на городских педагогических чтениях – 1 человек (Сафиуллина И.С);
  • на городских конференциях–2 человека (Безрукова Е.В., Малышева Т.В.);
  • через участие во Всероссийском фестивале педагогических идей “Открытый урок” - 4 человека;
  • через публикации в городских и республиканских печатных изданиях – 2 человека

Выводы и перспективы :

1. Опытно-экспериментальная работа не оказывает отрицательного воздействия на здоровье детей, о чем свидетельствует динамика снижения заболеваемости с 7,9 дней до 6,1 дня пропусков по болезни одним ребенком.

2. Использование инновационных технологий и интеграция программы “Одаренный ребенок” Л.А. Венгера в образовательный процесс, создание условий для обеспечения максимально благоприятного раскрытия интеллектуально – творческого потенциала воспитанников ДОУ способствовали развитию способностей не только одаренных детей, а всей группы детей в целом, что подтверждается результатами диагностических исследований:

Сравнительные показатели результатов работы ДОУ № 14

Годы

Уровень обученности Уровень воспитанности
низкий средний высок оптим низкий средний высок оптим
04 – 05 5,6% 21,2% 33,4% 39,8% 3,9% 19,6% 27,5% 49%
05 – 06 4% 21% 34% 41% 3,8% 17% 29,3% 49,9%
06 – 07 0,7% 17,8% 36,9% 44,6% 0,3% 16,7% 31,8% 51,2%

3. Уже на практическом этапе результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают поставленную гипотезу.

В перспективе:

  • разработка презентационных материалов, распространение опыта работы на городском, республиканском и Российском уровне;
  • разработка новых педагогически целесообразных и дидактически обоснованных способов обучения и воспитания одаренных детей;
  • методическое оформление инноваций, дающих возможность их массового использования;
  • разработка алгоритма проведения внутреннего контроля за качеством опытно-экспериментальной работы, внедрение новых форм контроля, делегирование контрольных функций;
  • создание образовательных программ и технологий, обеспечивающих благоприятные условия для раннего выявления индивидуальных дарований, задатков, развития подрастающей личности.