Конспект урока по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел", 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели и задачи:

  • повторить и закрепить основное свойство дроби, преобразование дробей;
  • сформировать способность к сложению и вычитанию смешанных чисел;
  • формировать навык обобщения и выявления закономерности;
  • активизировать познавательную активность и внимание;
  • воспитание интереса к предмету.

Оборудование урока:

  • компьютер;
  • мультимедиа-проектор;
  • экран;
  • компьютерная презентация (ПРИЛОЖЕНИЕ).

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности (СЛАЙД 1)

Несколько учащихся выполняют индивидуальные задания на карточках, остальные включаются в фронтальный опрос.

СЛАЙД 2.

  • Какие уточняющие вопросы можно задать при выполнении этих заданий? (Учащиеся обмениваются вопросами)

СЛАЙД 3. Вопросы:

  • Как из неправильной дроби сделать смешанное число?
  • Какие числа называются смешанными?

СЛАЙД 4. Вопросы:

  • Как из смешанного числа сделать неправильную дробь?
  • Как ещё можно сформулировать данное задание?

СЛАЙД 5. Вопросы:

  • Какую закономерность вы заметили?
  • Назовите следующее числовое равенство?

СЛАЙД 6. Вопросы:

  • Какое из данных равенств вы считаете лишним и почему?
  • Объясните: как складываем и вычитаем дроби с разными знаменателями?

II. Актуализация знаний.

СЛАЙД 7. Вопросы:

  • На основании какого правила сокращаются дроби?
  • Сформулируйте алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел, с которым знакомились в 5 классе?

III. Фиксация затруднения в деятельности, постановка учебной задачи и темы урока.

СЛАЙД 8. Учащиеся формулируют вопросы к задачи, записывают выражения к ним и предлагают свои варианты сложения и вычитания смешанных чисел, у которых дробная часть с разными знаменателями. Эти варианты разбираются, принимаются или опровергаются.

IV. Построение алгоритма выхода из затруднения (открытие нового знания)

Учащиеся решают у доски пример на сложение

1) (кг)

на вычитание

2) (кг)

Учащиеся предлагают алгоритмы сложения и вычитания смешанных чисел, которые проверяются с помощью слайдов 9-10.

V. Закрепление новых знаний во внешней речи.

СЛАЙД 11. Решение у доски примеров на сложение и вычитание, с проговариванием каждого этапа вслух.

СЛАЙДЫ 13-14. Самостоятельная работа с проверкой по эталону № 376, 377 (1, 2 строчки) , (1)

1 вариант.

1) ; 2) 7 ; 3) 7+4; 4) 7+3;

5) 1

2 вариант.

1) 5

5) 2

VI . Включение в систему знаний и повторение.

Решение задачи:

На вершине горы, возвышающейся на 784 м над уровнем моря, поставлена башня высотой 38 м. На крыше башни стоит громоотвод, высота которого равна 3 На какой высоте над уровнем моря находится шпиль этого громоотвода?

VII. Рефлексия (самооценка)

Подведение итогов урока, учащиеся отвечают на вопросы:

  • Чем занимались на уроке?
  • Какое действие сложение или вычитание смешанных чисел вызывает затруднения?
  • На каком этапе алгоритма сложения, вычитания смешанных чисел применяются знания 6 класса и какие?

Домашнее задание: п. 12, № 377(3, 4 строчки), 389, 423, 426(а, б)

СЛАЙД 15. Ученики с помощью смайликов оценивают свою работу на уроке.

Список литературы:

  1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика: учебник для 6 кл.. М.: Просещение 2006г.
  2. Дорофеев Г.В., Петерсон Л. Г. Математика, 5 класс. “С-инфо”, “Баласс”, 1997г.
  3. Петерсон Л. Г., Липатникова И. Г., Устные упражнения на уроках математики, 5 класс,М: “Школа 2000…”, 2004г.