Урок литературы в 10-м классе "Иван Флягин – грешник или праведник?"

Разделы: Литература


Цель урока. Рассмотреть лесковскую концепцию праведничества, выяснить, какие этические принципы писатель определяет как важнейшие для человека.

Ни праведник без порока,

Ни грешник без покаяния.

“Безрассудный! То, что ты сеешь,

не оживет, если не умрет…”

(I Кор., 15.36) Апостол Павел

Ход урока

1. Слово учителя

Тема праведничества всегда волновала русских писателей как XIX, так и XX века. Лесков искал таких людей, хотя куда он ни обращался, ему отвечали, что все люди грешные. Он решил все это собрать и потом разобрать что тут возвышается над чертою простой нравственности и потому “Свято Господу”. Мы обращаемся к герою повести Н.С.Лескова “Очарованный странник” Ивану Флягину, чтобы решить, кто же он грешник или праведник?

Отвечая на вопросы, старайтесь придерживаться правил ведения дискуссии, помните, что каждая точка зрения имеет право на существование, если она аргументирована и доказана.

- Грешник! Он нарушает законы Божьи.

- Какие же грехи совершает Иван Флягин?

(В 11 лет убивает монашка, крадет коней для цыган, украл и сбежал со своей воспитанницей от барина, запорол насмерть Савакирея; бросил жен, детей; претерпел искушение вином и женской красотой.

Встает тема самоубийства – одна из задач дьявола подталкивать человека на совершение им греха самоубийства. Любой грех может быть прощен, а “за них (самоубийц) даже и молиться никто не может”.

Флягин же дважды пытался повеситься.)

- Какой проступок становиться поворотным в его жизни?

(Он признается: “Я на своем веку много неповинных душ погубил”. И конечно же, это смерть Груши.)

- Как вы относитесь к этому поступку?

- Почему он, по-вашему, является поворотным?

(“Думает не о себе, а о том что будет с ее душой”. “Грушина душа теперь погибшая, и моя обязанность за нее отстоять и ее из ада выручить”.)

- А теперь обратим внимание на эпиграф. Как вы понимаете слова апостола Павла?

(Свят не тот, кто не совершает греха, а кто смог покаяться, преодолеть его и найти в себе силы воскреснуть к новой, праведной жизни.)

- Кого мы можем назвать праведником?

Работа с Толковым словарем

В “Толковом словаре русского языка” С.Ожегова и Н.Шведовой читаем: “Праведник- у верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. Праведный-благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным нормам.

Из словаря В.И.Даля: “Праведник – праведно живущий, во всем по закону Божьему поступающий, безгрешный святой, который прославился своими подвигами, святой жизнью в обычных условиях”.

- Ивану Флягину подходит это определение?

(Конечно, это добрый, трудолюбивый, правдивый, честный человек.) Примеры.

- Но какое же самое главное качество праведника?

(Живет по самой главной заповеди “Возлюби ближнего как самого себя”. Главное в его поступках со-чувствие, со-страдание. Все его поступки бескорыстны (Петр Сердюков).

Герой живет интересами других, ради других и за других, поступает по велению сердца и не считает это жертвой).

- Куда же, наконец, попадает Иван Флягин?

- Каково его главное желание?

(“Мне за народ очень помереть хочется”)

- Похож ли Иван Флягин – рассказчик в конце повести на того паренька, который сдержал лошадей, отрубил кошке хвост?

(Он похож и не похож. Он стал более ответственным за судьбы других людей, несет личную ответственность за судьбу Родины, готов умереть за нее и за свой народ),

- Так кто же он, Иван Флягин – грешник или праведник?

(Это грешник, который покаялся в своих грехах, сумел преодолеть в себе их и нашел силы, чтобы воскреснуть к новой праведной жизни.

Это тот праведник, без которого, “по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.(А.И.Солженицын “Матренин двор”)

Домашнее задание: Составить план-характеристику Ивана Флягина.