Реакции ионного обмена

Разделы: Химия


Цели урока:

  • дать понятие реакций ионного обмена,
  • научить определять практически возможные реакции,
  • выработать умение составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций.

Оборудование:

  • таблица растворимости,
  • карта этапов урока на каждый стол,
  • тестовые задания,
  • индивидуальные задания; реактивы для проведения лабораторного опыта – растворы веществ (хлорида железа (III), гидроксида натрия, сульфата меди (II), нитрата калия, хлорида натрия, хлорида калия, карбоната натрия, уксусной кислоты), 5 пробирок.

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.

а) на предыдущих уроках мы выяснили, что при растворении в воде электролиты распадаются на ионы. Как называется этот процесс? Какие вещества называются электролитами?

б) учащиеся получают задания: один человек на доске готовит ответ на задание карточки (приложение 1), два ученика письменно отвечают на вопросы теста (приложение 2).

Класс и один человек у доски выполняют химический диктант.

Химический диктант (пользуясь таблицей растворимости, записать формулы в виде ионов, если вещество растворимо; в виде молекул, если вещество нерастворимо) Пример: NaCl (Na+, Cl-), AgCl.

Хлорид калия, оксид меди (II), сульфат меди (II), гидроксид меди (II), нитрат натрия, сульфат калия, сульфат бария, гидроксид калия.

Проверяем выполнение диктанта, ответ по карточке. Ответы на тест сдаются.

3. Изучение нового материала.

В тетрадях записать тему урока: Реакции ионного обмена.

Цели сегодняшнего урока:

  • дать понятие реакций ионного обмена,
  • научиться определять практически возможные реакции,
  • выработать умение составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций.

а) проведем лабораторный опыт, цель которого экспериментально определить, когда реакции обмена протекают до конца. Напоминаем правила по технике безопасности при работе с реактивами.

В тетрадях приготовить таблицу (приложение 3, карта этапов урока №2)

Учащиеся выполняют работу, результаты опытов заносят в таблицу. Необходимо обсудить в каких случаях реакции обмена прошли до конца, почему? Какие признаки необратимости знаем?

б) запишем в молекулярной форме уравнение химической реакции, которая прошла до конца, расставим коэффициенты, отметим признак необратимости.

Данная реакция проходила в растворе. Какие частицы присутствовали в растворах исходных веществ? (ионы)

Реакции между ионами называются ионными, а уравнения, которые их описывают – ионными уравнениями.

Данные определения записать в тетради.

Пользуясь алгоритмом составления ионных уравнений (учебник с. 39), записать молекулярные и ионные уравнения для всех реакций, которые прошли до конца по результатам лабораторного опыта (приложение 3, карта этапов урока № 3,4)

в) пользуясь таблицей растворимости и таблицей веществ выполнить по вариантам задание (приложение 4; приложение 3, карта этапов урока №5). Двое учащихся выполняют это задание у доски с помощью класса.

4. Закрепление изученного материала.

а) выполним обратную задачу.

Дано сокращенное уравнение: Ba2+ +SO42- —>BaSO4

Записать к нему полное ионное и молекулярное уравнения. Это задание разбирается у доски учителем.

б) самостоятельная работа (приложение 3, карта этапов урока №6) четыре работы сдаются на проверку (можно по желанию)

5. Подведем итоги урока.

Какие реакции относятся к реакциям ионного обмена?

Выставляем отметки за работу на уроке и комментируем их.

6. Домашнее задание: 12, упр.1,2 (б,г) Домашнее задание прокомментировать.

Приложение 4