Открытый урок по народоведению по теме: "Тайны народных игрушек"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Дать представление о детской народной культуре как наследнице и хранительнице народной культуры взрослых.
  2. Развить познавательный интерес, творческую активность, речь.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к традициям своего народа.

Интеграция: с уроками чтения, ИЗО, художественного труда.

Оборудование:

  1. Выставка детского творчества на тему “Игрушка – моя подружка”, старинные современные куклы, игрушки – семейные реликвии, рисунки.
  2. Книга Открытий.
  3. Проигрыватель.
  4. Магнитофон.
  5. Запись оперы Чайковского “Щелкунчик”.
  6. Выставка книг.

Литература:

  1. М. Семенова “Мы – славяне”.
  2. М.Ю.Новицкая “Народоведение”. (Учебник)
  3. О.Л.Князева, Н.Д. Маханева “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”.
  4. В.Белов “Лад”.
  5. Энциклопедия “Все обо всем”.
  6. Энциклопедия “Я познаю мир (Игрушки, Культура)”.

Содержание работы:

У: Вступление. Урок народоведения.

Как хорошо начинать день с музыки! Давайте и мы начнем урок с песни, а пока она звучит, запишите число и тему.

Наш урок пройдет в форме устного журнала.

1-я СТРАНИЦА

Повторение : “Культура – историческая память народа”.

У: Что такое “культура”?

Ответы детей.

У: Культура – это атмосфера, которую создает человек для своего выживания в обществе. Общество тоже создает культуру. Ничего в культуре не уходило, все нанизывалось как пирамидка. Живя в этой атмосфере, человек творил. Какое творчество мы можем назвать коллективным? Почему? (Рисунки у автора)

Ответы детей.

У: Творцом народных произведений является не один человек, а весь народ, даже если исполняет произведения в определенный момент один конкретный человек, мастер. Все равно он повторяет в главном традиционный устоявшийся излюбленный сюжет, мотив, образ. Это и есть народное творчество, его можно назвать коллективным.

У: Что такое традиция? Как вы понимаете это слово?

Д: Традиция – это устойчивые привычки народа. Изучить традиции – значить изучить свой народ.

Как дерево не вырастает без корней, “завянет”, так станет беспомощным человек, оторвавшийся от традиций своего народа.

У: Какие произведения народной культуры вы знаете?

Д: а) Рукотворные (предметы быта, утварь, одежда, посуда, игрушки, все, что создано руками человека);

б) Нерукотворные – устное народное творчество (загадки, потешки, небылицы, поговорки, забавки, песни, скороговорки, считалки, песни хороводные, колыбельные).

У: Сегодня на уроке мы поговорим о маленькой частичке рукотворной культуры – игрушках.

2-я СТРАНИЦА “МОЙ ДОМ”

У: Дом – место, где кончаются все дороги, где человек может скрыться от непогоды и чужих взглядов, где живет его семья.

В любой точке земного шара нет ничего близкого, более желанного и родного, чем собственный дом. В доме живем мы и наши вещи, в родном доме нам пели колыбельные песни, забавляли потешками, читали сказки. Когда вам трудно и грустно, вы идете к самым родным и близким для вас – к родителям, или берете в руки свою любимую игрушку и доверяете ей свои тайны. У каждой из них очень богатая и интересная история.

3-я СТРАНИЦА “ИГРУШЕЧНЫЕ ИСТОРИИ”

У: Откройте учебники, рассмотрите рисунок на странице 19. Что вы можете сказать о них? Что их объединяет? Чем различаются?

Ответы детей: они различаются временем и особенностями своего происхождения, назначением – древним и новым.

У: Почему на верхнем рисунке изображена кукла без лица?

Рассуждения детей.

Ученик: СООБЩЕНИЕ О КУКЛЕ.

  1. Куклы укладывали рядом с самого рождения и приговаривали “Сонница – бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой”.
  2. Был такой обычай у древних наших предков славян приносить в жертву богам женщину. Но однажды пришло кому-то в голову предложить богам куклу. Эту куклу назвали Коллодией, отсюда поговорка “Ну ,что лежишь, как колода”.
  3. Куколкой – оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-либо напасти, ее брали в руки, трижды поворачивали против часовой стрелки и приговаривали : “Отвернись злом и повернись добром”. Эта традиция сохранилась и до сих пор – приглашать кукол на свадьбу, украшать ею свадебную машину.

Роль доброй феи выполняла кукла и в сказке (отрывок из сказки).

СТАРИННАЯ ПОГРЕМУШКА, плетеная из лозы – ШАРКУНОК.

ИГРУШКА “Щелкунчик” (сообщение, музыка).

МАТРЕШКА (сообщение).

КОНЬ – одна из самых любимых игрушек всех детей мира, олицетворяла солнце (сообщение, демонстрация).

ДЕРЕВЯННЫЕ КУБИКИ (сообщение, демонстрация).

4-я СТРАНИЦА “НЕРУКОТВОРНАЯ КУЛЬТУРА”

У: Эту песенку – игру любили рассказывать дети на посиделках, кто – грустно, стараясь разжалобить, кто – весело, стараясь рассмешить.

Листочки с текстом этой песенки у вас на столе, определитесь, кто из вас будет играть роль зайчика, кто автора, ознакомьтесь с текстом.

Дети парами инсценируют песенку.

Итог урока:

У: Как вы понимаете пословицу – “Копнешь поглубже, найдешь погуще”?

Рукотворная и нерукотворная культура любого народа хороши по-своему. В них есть то общее, что объединяет всех людей, несмотря на различия.

А эти слова: “Старина, старина к нам на диво пришла”?

Ответы детей.

Какая связь между детской народной культурой и взрослой?

Ответы детей.

У: Детская народная культура – наследница взрослой народной культуры. Что нового и интересного вы узнали на сегодняшнем уроке? Какие тайны мы открыли?

Ответы детей.

Домашнее задание: Нарисовать персонажи песенки-игры.

У: Оценки: оцените свою работу на уроке (оценивают сами).

Мне очень понравилось как вы подготовились к этому уроку, я благодарю вас (вручаются благодарики). Все ваши сообщения мы поместим в классную книгу Открытий.

Сегодня у нас на уроке гости. “Гость на пороге – радость в доме”. Древней традицией славян было дарить друзьям звездочку, она называлась Вифлеемской звездой и приносила радость и счастье ( дети дарят звездочки), звучит музыка.