"Путешествие в Китай". Бинарный урок по географии. 10-й класс

Разделы: География

Класс: 10


Цель: Создать образ страны-соседа

Образовательная:

  • сформировать представление о ЭГП, природе и населении Китая; на конкретных примерах показать специфику и эстетический вкус китайцев, их любовь к традициям, формирующихся на протяжении нескольких столетий.

Развивающая:

  • расширить географические знания и кругозор школьников; продолжить формирование умений работать с различными источниками географической информации.

Воспитывающая:

  • стимулировать эмоционально-ценностное отношение к миру и культуре других стран посредством фактического, информационного, иллюстративного материала, творческих ситуаций.

Ход урока

1. Организационный момент:

Здравствуйте, садитесь! Сегодня для работы нам понадобятся атласы, учебники и тетради.

Тема нашего сегодняшнего урока – “Путешествие в Китай”, последнюю из стран зарубежной Азии.

Китай… древняя и немного загадочная страна, соединившая в себе старое и новое, древность и современность, молодое и отжившее, порой мешающее идти вперед. Все это пришло в движение сегодня, и создало атмосферу перемен, которую все мы наблюдаем.

Вопрос: Как вы думаете, почему именно Китай из стран Азии, заслуживает столь пристального внимания?

Ответ:

– страна является нашим южным соседом;

– 2007 год, год Китая в России;

– мощное развитие промышленности, особенно наукоемных отраслей;

– освоение космоса и разработки ядерного оружия;

– по прогнозам в 2010 году Китай выйдет на 1 место, по объему ВВП обогнав США и Японию.

Вывод: Соседство важный фактор географического положения и от того “кто” тебя окружает, во многом зависит политическое, социально-экономическое и культурное развитие страны. Поэтому, цель нашего урока создать образ страны-соседа.

Тему урока в тетрадь!

Работать мы будем по плану:

  1. Общий обзор и краткая историческая справка
  2. ЭГП Китая
  3. Природные условия и ресурсы
  4. Население
  5. Культура – традиции и современность.

По ходу урока мы будем заполнять логический опорный конспект (см. в конце урока), но завершать вы его будете дома и в итоге получите общую социально – экономическую картину страны и конечно оценку за свой труд. На уроке у нас организованна выставка “Китай в России”, с некоторыми экспонатами этой выставки мы будем знакомиться поближе.

2. Изучение нового материала:

1. Начнем знакомство с Китаем с общих сведений и краткой исторической справки. (Выступление ученика)

Презентация 1 Знакомство с Китаем

Текст к слайдам презентации см. Приложение 1

Китай внёс существенный вклад в сокровищницу мировой культуры. Одним из чудес света является Великая Китайская стена, охраняемая всемирной организацией ЮНЕСКО (просмотр видеофрагмента).

Вопрос: В чем уникальность этого сооружения?

Проверка ЛОКа.

Работа в парах “Топонимический словарь”

Используя следующий топонимический словарик, расшифруйте названия некоторых провинций Китая:

“Бэй” - север, “нань” - юг, “дун” - восток, “си” - запад, “шань” - гора, “юань” и “нин” - равнина, “хэ” и “цзян” - река, “ху” - озеро, “юнь” - облако. (Синьцзян, Юньнань, Хэнань, Шаньдун, Хэбэй)

Ответы: Синьцзян – западная река, Юньнань – южное облако, Хэнань – южная река или территория к югу от Хуанхэ, Шаньдун, гора на востоке, Хэбэй – северная равнина или территория к северу от реки Хуанхэ.

2. Давайте оценим ЭГП страны, выделим благоприятные и неблагоприятные черты (самостоятельная работа учащихся по атласу стр.2-3,22; учебнику с.196)

Проверка:

+ Выход в Мировой Океан (15 тыс. км). Доступ к морям из самых удаленных уголков страны через р. Янцзы и Хуанхэ. Благоприятно сказывается на развитии хозяйства и внешнеэкономических связях.

– большое количество стран соседей, большинство из которых развивающиеся. Укрепление границ, поддержание мира. Большая площадь затрудняет развитие труднодоступных районов страны.

3. Природные условия и природные ресурсы Китая (Выступление ученика)

Презентация 2 Природные условия и ресурсы

Текст к слайдам презентации см. Приложение 2

Проверка ЛОКа.

4. Население

Работа по рядам: 1ряд – демографические показатели; 2 ряд – национально- религиозный состав; 3 ряд – урбанизация. Все необходимые источники информации в ЛОКе, 3 ряд работает по электронному учебнику “ География в школе. Азия”, Просвещение – Медиа, 2006.

демографические показатели

– численность – 1,200 млн. чел.

– плотность – ср. 108 ч. км2

– особенности размещения - неравномерное

– ЕП = Р__ – С__

10%0 15 – 5

Атлас, стр. 10,14. Учебник стр. 273

национально религиозный состав

– соотношение между мужчинами и женщинами (51% – 49%)

– народы – китайцы (хань) 91% и др. народы

– официальный язык – китайский

– письменность – иероглифическая

– религии: конфуцианство, даосизм, буддизм, мусульмане 2-3%, христианство (католики, протестанты – 1%)

Учебник стр. 273, Атлас стр. 12 – 13

урбанизация

– уровень урбанизации- 50 %

– количество городов миллионеров-40

– крупнейшие города – агломерации - Пекин, Шанхай, Тяньцзинь и др.

Учебник стр. 273, Атлас стр. 15, Электронный учебник

Презентация 3 “Города Китая”

Текст к слайдам презентации см. Приложение 3

проблемы и пути их решения

– продовольственная

– демографическая

– обеспечение населения работой

– диспропорции в размещении

(90% живут на 1/3 территории)

– национальный вопрос.

Пути решения демографической проблемы:

  1. Проведение демографической политики с 1978 года, девиз: “одна семья – один ребенок”, “народ без братьев и сестер”.
  2. Разрешены аборты и стерилизация.
  3. Возраст вступления в брак мужчины 22 года, женщины 20 лет (запрещено создавать семьи студентам).
  4. Система материального поощрения и наказания (1 ребенок – материальные льготы, получение жилья и место в садике; 2 ребенок – штраф 1500 юаней)

Электронный учебник

5. Национальные традиции и культура

Быт и традиции китайцев представляют настоящий этнографический калейдоскоп, разобраться в котором нам помогут творческие группы. Выступление 3 творческих групп. Тот, кто не задействован в выступлениях, оценивает группы в баллах по 10 шкале и формулирует вопросы, все это фиксирует в рейтинге выступлений (см. в конце урока).

1 гр. Конфуцианство и его влияние на морально – этический облик китайцев

В этой группе работали 6 человек. Они изучили особенности религии, одежды, пищи и традиций китайского народа.

Выступление 1 ученика

Презентация 4 Национальные особенности китайского народа

Текст к слайдам презентации см. Приложение 4

Выступление 2 ученика

Приложение 5 Национальный костюм

Выступление 3,4 ученика

Приложение 6 Национальная кухня

Выступление 5 ученика

Приложение 7 Национальная китайская гимнастика

Выступление 6 ученика

Презентация 5 Праздники Китая

Текст к слайдам презентации см. Приложение 8

Многие из вас, наверное, слышали об искусстве феншуй, но мало кто знает, что это особая оккультная наука, возникшая в Китае в средневековье.

2 гр. Феншуй

Группа состоит из 3 человек. Текст выступления см. Приложение 9

Нарицательным стало понятие китайская чайная церемония. В Китае говорят “хочешь напиться – попей воды, чай – это благородный напиток”. Об истории чайной церемонии и её проведении расскажет следующая группа.

3 гр. Чайная церемония

Группа состоит из 3 человек. Текст выступления см. Приложение 10

3. Заключение

Вот на этом наше первое знакомство с Китаем заканчивается. Я думаю, что вы узнали для себя много нового и интересного, а также полезного, что может пригодиться вам в жизни. И в заключении я предлагаю ответить на блиц вопросы.

1 уровень

  1. В бассейне, какой реки возникло Китайское государство?
  2. Какие важные изобретения подарили человечеству китайцы?
  3. В каком году возникла КНР?
  4. Какой климат преобладает на территории Китая?
  5. Назовите денежные единицы Китая.
  6. Родиной, какого напитка является Китай?
  7. По каким демографическим показателям Китай мировой лидер?

2 уровень

  1. Как решаются в Китае основные демографические проблемы?
  2. Спрогнозируйте ситуацию в Китае при условии отмены демографической политики.
  3. Какой вид китайской гимнастики получил широкое распространение в Китае и почему?
  4. Объясните появление столицы Китая именно в этом месте.
  5. Почему искусство феншуй становиться столь популярно в нашей стране?

Что вам понравилось на уроке?

Вопросы учащихся. Оценки за урок.

Домашнее задание: Параграф 39, ЛОК, практическая работа.

Практическая работа

  1. Обвести границу Китая.
  2. Подписать пограничные государства, моря.
  3. Отметить полезные ископаемые Китая.
  4. Подпишите крупные города (Шанхай, Пекин, Тяньцзинь, Чунцин и портовые территории).
  5. В указанных городах показать главные отрасли специализации.
  6. По всей территории цветовой гаммой отметить сельскохозяйственную специализацию.

Список литературы:

  1. Самбурова Е.Н., Медведева А.А Китай – М.: Мысль, 1991 г.
  2. Куприенко В.Н. Феншуй. Акупунктура Земли – СПб.; С – Запад – Альма – Пресс, 1999 г.
  3. Вебстер Ричард Феншуй для городской квартиры. С – П.: издательство “Тимошка” 1999 г.
  4. Жижина Е.А., Никтина Н.А. Поурочные разработки по географии: 10 класс. – М.: ВАКО, 2006 г.
  5. Толмачева Е.В. география 10 кл. поурочные планы (II часть) Издательство “Учитель – АСТ”, 2002 г.
  6. Гладкий Ю.Н. Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2000.

Рейтинг выступления творческих групп

№ группы Баллы Примечание
1    
2    
3    

ЛОК “Путешествие в Китай”. (Приложение)