Организация ускоренного курса обучения

Разделы: Администрирование школы


Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина России. “Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью...”.

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения.

Эти изменения отрицательно сказались на российской семье. Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы. Происходит дальнейшая дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-эстетические нормы и традиции семейного уклада. Вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, её роли в социализации детей. Неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, а с другой стороны – чрезмерная занятость родителей во многих благополучных семьях, неблагоприятные семейные отношения обуславливают отчужденность детей, жестокость и насилие по отношению к ним, рост социального сиротства влекут за собой резкие формы асоциального поведения. Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении.

Угрожающие масштабы приобрела проблема безнадзорности, беспризорности детей. Быстро растет число необучающихся и неработающих подростков. Наблюдается тенденция роста детской преступности. Высокий уровень социальной патологии в детской и молодежной среде – мощный фактор, угрожающий социальной безопасности.

Неуклонно растет количество детей с негативной реакцией на традиционные формы обучения в массовой школе, скрытые и явные формы отказа от обучения, часто проявляются в той или иной форме педагогической запущенности и снижении качества обученности детей.

Именно исходя из актуальности данной проблемы, создан наш Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения. Контингент обучающихся сформирован из подростков школ Кузнецкого района, не посещавших школу в течение одного-двух лет, либо оставленных на повторный курс обучения в прежних общеобразовательных учреждениях. Из пришедших к нам подростков 80% прошли повторный курс обучения от одного до пяти раз, 13% детей пришли в школу в 9–13 лет. Большинство детей проживают в малообеспеченных семьях, бытовые условия в которых неудовлетворительные, 68% – это неблагополучные семьи, 14% – это сироты, либо их родители лишены родительских прав. Социальный статус наших родителей также настораживает: лишь 1% – это ИТР и служащие, 42% – работающие, 34% – нигде не работают. Категория детей, склонных к правонарушениям – 7 человек, склонных к употреблению алкоголя и наркотиков – 23 человека, на учете в психоневрологическом диспансере состоят – 12 человек.

Особое беспокойство вызывают дети и подростки, по различным причинам не посещающие школу, что является отражением негативной реакции детей на традиционные формы, ведет к скрытому и явному отказу от обучения, проявляется в той или иной форме педагогической запущенности, в девиантном и делинквентном поведении.

Эти дети и подростки нуждаются в специальных мерах психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и реадаптации.

Миссия нашего Центра была определена как оказание помощи подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию (неблагополучие и асоциальность семей, правонарушения и преступления, педагогическая запущенность и школьная дезадаптация и т.д.), в получении или продолжении образования.

Но главной целью нашей деятельности является социализация подростка – возвращение его в общество полноценным и полноправным членом, гражданином-тружеником, что является основой воспитательно-образовательного процесса в Центре.

Сложившаяся в МОУ ЦЛПДО воспитательно-образовательная система работы с подростками-депривантами с девиациями в поведении обеспечивается комплексом организационно-педагогических условий:

  • внедрение и использование в ходе воспитательно-образовательного процесса педагогических технологий, оптимальных в связи с особенностями контингента обучающихся, индивидуализация и дифференциация в обучении;
  • использование индивидуально-групповых занятий по всем учебным предметам с целью ликвидации пробелов в знаниях и коррекции школьной дезадаптации обучающихся;
  • рабочие учебные программы, ускоренные по срокам прохождения.

Благодаря сложившейся в Центре практике ускоренного прохождения программ – 2 класса за один учебный год (на основании главы 5, статьи 50 Закона РФ “Об образовании”) 68 обучающихся за годы нашего существования с 2002 по 2007 гг. успешно освоили учебные программы за 2 класса.

У данных подростков, по причине проживания в асоциальных семьях, бродяжничества, получился перерыв в обучении 2–3 года или они смогли начать обучение в школе только в возрасте 10–16 лет. В результате, эти подростки смогли реализовать свое право на получение основного общего и начального/среднего профессионального образования.

Локальным актом, регламентирующим работу учреждения по ускоренному обучению, является ПОЛОЖЕНИЕ об ускоренном курсе обучения подростков в деятельности муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи “Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения”. (Приложение 1)

Литература

  1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
  2. Типовое Положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи № 867 от 31.07.1998 г.
  3. ФЗ РФ “Об образовании”.
  4. Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения: из опыта работы: коллективная монография [Текст] / под ред.И.Л.Левиной. – Новокузнецк: ИПК, 2004. –256 с.
  5. Взаимодействие школы и социальной среды в процессе развития личности подростка-деприванта (опыт работы центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения): коллективная монография [Текст] / под ред. И.Л. Левиной. – Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2006. – 160 с.