Урок-путешествие в страну Натуральных чисел (урок математики в 5-м классе)

Разделы: Математика


Цель урока: закрепить умение решать задачи, уравнения, навык устного счёта, действия с величинами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Сообщение темы и целей урока.

Кому-то сказки надоели,
А кто-то сказками пленён.
И сегодня наш урок
Начнём с знакомых нам имён.

Сегодня мы совершим путешествие по сказкам. В пути мы будем решать примеры, задачи, выражения, вспомним площадь фигур.

II. Устный счёт

Разгадайте поговорку.

– Как вы понимаете эту поговорку?

(Выслушиваются варианты ответов детей.)

– А как вы думаете, какие качества нам нужны будут в нашем путешествии?

(Выслушиваются варианты ответов детей.)

– Давайте решим три примера, и мы узнаем необходимые качества.

III. Работа над пройденным материалом

1. Решение примеров.

На доске карточки с примерами:

Дети решают эти примеры в тетрадях. При проверке карточки переворачиваются и на доске появляются слова:

– Путешествие будет длинным и на пути нам встретятся разные препятствия. Мы должны их преодолеть.
Для путешествия нам понадобится транспорт. Так как у нас с вами необычное путешествие, значит, и транспорт нам понадобится необычный. Что бы вы выбрали? (Ковёр-самолёт)

2. Решение задач.

Учитель вывешивает на доску рисунок с изображением ковра-самолёта.

Чтобы отправиться на нём в путешествие, нужно решить задачи. (№ 498 стр. 110, № 532 стр.116)

– Что общего у нашей задачи про вертолёт, ракету и ковра-самолёта?

(Ответы детей)

Вот мы  и в небе. Но, оказывается мы не одни в воздушном пространстве. Нас догоняет Баба-Яга на своей ступе и приглашает сделать посадку в её лесу.

IV. Делаем привал. Физкультминутка

V. Работа над вычислительными навыками

Посмотрите на избушку Бабы-Яги.

(Учитель вывешивает на доску рисунок с изображением избушки Бабы-Яги).

Совсем старая избушка стала. Надо её подремонтировать. Для этого нужно решить выражения, а в награду она укажет нам короткий путь в царство Кощея. (№ 824 стр. 179)
А чтобы работа у нас шла быстрее, выполним этот номер по вариантам:

1 вариант – № 824 (а, в, д)
2 вариант – № 824 (б, г, е)

Молодцы! Помогли Ягуше. Избушка как новенькая стала. 

VI. Геометрический материал

– Вдали мы видим силуэты замка Кощея. (Вывешивается плакат)

 Давайте найдём площадь замка.

Задача: Найти площадь участка замка, если его ширина 4 км 300м , а длина в 5 раз больше.

Ответ: 92450000 кв.м.

VII. Задания на смекалку

Логическая задача. Вот мы и в царстве Кощея. А у него томится Василиса Прекрасная. Надо её освободить. Кощей очень коварный, поэтому он сделал так: В подземелье у него есть три темницы. В одной из них Василиса, в другой расположился Змей Горыныч, а третья темница – пустая. На дверях есть надписи, но все они ложные. На первой темнице написано: «Здесь Василиса Прекрасная», на второй темнице: «Темница 3 – не пустая», а на третьей темнице: «Здесь Змей Горыныч».

На доске:

(Ответ: Василиса во 2-й темнице. Так как все надписи ложные, то темница 3 – пустая (см. надпись на 2-й темнице), следовательно, Василиса может быть в темнице 1 или 2. Но надпись на первой темнице – тоже ложная, значит, в первой темнице не может томиться Василиса)

Решите задачи:

1. У Змея Горыныча 2000 голов. Сказочный богатырь отрубил ему одним ударом 139 голов. На сколько голов теперь у Змея Горыныча больше, чем у богатыря?

Ответ: У Змея Горыныча на 1860 голов больше.

2. В течение суток ? времени кошка ест, а остальное время она спит. Сколько часов в сутки кошка спит?

Ответ: Кошка спит 18 часов в сутки.

3. У царя Гвидона 7 сыновей, у каждого его сына по 7 сыновей, а у каждого внука царя Гвидона по две дочери. Сколько правнучек у царя Гвидона?

Ответ: У царя Гвидона 98 правнучек.

4. Петя перемножил числа от одного до пятидесяти. Сколькими нулями оканчивается полученное произведение?

Ответ: В конце произведения будет 12 нулей.

VIII. Итоги урока

– Наше путешествие закончилось, мы освободили Василису.
– Кому понравилось наше путешествие?
– Какие задания вам понравились? Какие вызвали затруднения?

IX. Домашнее задание: № 813, № 814 стр. 177.