Мастер-класс "Воспитание духовности на уроках литературы"

Разделы: Литература


Идея выбора моей исследовательской темы “ Воспитание духовности на уроках литературы” связана с глубоким убеждением важности данного исследования, т.к. она тесно связана с глобальной миссией нашего центра образования – Миссией развития Личности.

Первостепенное значение в формировании нравственных ценностей оказывают уроки литературы.

Актуальная задача наших уроков – превратить каждый урок литературы в урок нравственности, любви и добра.

Ближе всего мне, по сравнению с другими технологиями, технология Е.Н. Ильина:

  1. - Главной задачей словесника – говорит он, - следует определить создание на уроке особого духовного пространства.
  2. “Когда человек теряет нравственные ценности, он становится неконтролируемым”
  3. Метод духовного контакта.“Духовная ладошка Ильина”: любить человека, понимать, сострадать, принимать, помогать человеку.
  4. “Чтобы воспитать душу, надо её иметь самому”, - говорит он.Надо, чтобы сам человек светился.

Е.Н. Ильин считает, что вслед за чтением и математикой уважение и ответственность должны стать главными предметами.

Т.е. методика и технология Ильина целенаправленно подчиняет обучению нравственных и духовных ценностей человека.

Считаю, что духовным развитием должна быть пронизана вся программа и весь образ жизни школы.

Живительный источник для русского человека – православие.

В течение 1000 лет шло формирование русского христианства.

Дух и нравственные ценности всегда были предметом изучения религии и философии.

Я работаю по программе по литературе под редакцией Кутузова.

Мною составлено полностью планирование “Духовной литературы” с 5-11 классы

В пояснительной записке к программе сказано, что “это сквозной раздел курса “Духовная литература”.

Надо постоянно помнить, что духовная литература – это особая литература.

Цели программы:

  1. Показать учащимся место духовной литературы в русской культуре.
  2. Познакомить учащихся с произведениями духовной литературы и искусства.

Если я сегодня помогу учащимся лучше узнать духовную литературу, то для них будет яснее понять в будущем произведения А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и др.

В работе с учащимися я выделяю для себя следующие элементы в духовном развитии:

  1. Самосознание (умение сознавать свою сущность)
  2. Смирение (сознавать собственную незначимость в историческом пространстве)
  3. Пытливость (поиск смысла жизни, склонность размышлять над вечными вопросами бытия)
  4. Способности к нравственной оценке (умение различать жизненные ценности)
  5. Созидательность (потребность выразить свои чувства, сокровенные мысли).

Именно в поиске духовного счастья, основанного на духовных категориях добра, красоты, истины и любви, человечество всегда искало знание о внутренней духовной действительности людей.

Что в результате получила я?

А. Возросла роль семьи в духовном развитии.

  • Большое значение имеет помощь и поддержка семьи.
  • Стало легче давать темы по духовной литературе.
  • Дети развиваются, становятся более пытливыми, больше знают.
  • Родительский день. Чтят ушедших.Уход за местом захоронения.
  • Составление творческой работы “Моё родословное дерево.

Используют материал:

Убийство священника в Н-Уральске в рождественскую ночь

  • Совместное чтение книг.
  • Посещение церкви, храма
  • Крещение детей
  • Носят крестики, не стыдятся
  • С уважением говорят о Боге
  • Дома у многих есть Библия, “Ветхий завет”,
  • “Новый завет” и другая духовная литература.

Раздумье:

Почему воссиял
Крест и радуга
О вечном и преходящем

  • Знание молитвы “Отче наш”.(Все рассказывают)
  • Тоболова Наташа.(пример)
  • Телевидение
  • Главный праздник – Рождество.
  • Президент идет в Храм

Вывод: роль семьи неоценима.

Б. Появился новый учебник, в котором данная тема освещается глубоко.

Начало темы – с самых истоков:

  • Библия
  • Евангелия
  • “Ветхий завет”, “Новый завет”, “Евангелия” и другая духовная литература.

Все это дети узнают через учебник.

Например: (дополнительная литература)

  • Что такое Молитва.
  • Что обозначает слово “Аминь” (История православия)
  • О клятве (не клянись, не божись: всякая божба – грех)
  • О милостыне (не на показ)
  • О посте (не делай постного лица)

В. Роль Библии

Верующие считают её святым божественным откровением.

Библия – это главная книга. Вера великих людей в Бога.

  1. А. Македонский: “Не в силе Бог, а в правде” - Урок “Религия и наука”
  2. Н. Коперник – основоположник современной астрономии, польский священник.
  3. Иоганн Кеплер. Ученый – лютерианец. Совершил свое открытие (закон движения Планет), используя мистическую доктрину гармонии мира.
  4. Галилео Галилей верил в Бога.
  5. Чарльз Дарвин изучал медицину и богословие. Намеревался стать священником одной из Лондонских церквей.
  6. Преходящее и вечное в художественной литературе Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского.

Г. Создана система уроков внеклассных занятий по данной теме:

  1. Что такое добро и зло
  2. Существует ли Бог
  3. Жизнь Иисуса
  4. Что есть Бог
  5. Жизнь после смерти
  6. Религия и наука о религии
  7. Роль личности: анализ раскрытия
  8. Моё дерево жизни
  9. Жестокость и сочувствие
  10. Жестокость и прощение
  11. Что значит быть честным.

Урок “религия и наука о религии” вызвала очень большой интерес у учащихся.

Подготовлена конференция отцов на тему “Путь любви” в основе, которой лежит 20 заповедей любви.

Особенно выделили следующее:

  1. Любовь – Почему власть любви сильнее денег?Любовь – это духовное счастье, делает человека сильным. Любовь- наше биологическое существование не имеет смысла, если оно не украшено любовью.
  2. Любовь самоукоряет.
  3. Любовь не гордится

Ответы на волнующие всех нас вопросы о взаимоотношениях родителей и детей.

  • - Что такое гордыня
  • - Родитель с гордыней в душе всегда будет врагом детства.
  • - Отсюда многие семейные беды. Родитель становится деспотом своей семьи, а деспотизм рождает отчуждение и одиночество.
  • - Конфликт детей и отцов.

Идеальные родители: Л.Н. Толстой, Я.Корчак, Моцарт, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский

ВЫВОД:

Возвышая себя, человек забывает правило: что возноситься – то должно упасть.

Раздражительность - самый страшный враг семейного воспитания.

 

Урок внеклассного занятия

“Способность к прощению”

Фрагмент урока (для мастер-класса)

Урок со зрителями

Способность к прощению

Цели и задачи:

  1. Что обозначает слово “Прощение”
  2. Формирование нравственной ценности – способности и умение прощать.
  3. Сравнить толкование и понятие данной нравственной ценности слушателями и трактовкой христианской литературы “Евангелие от Матфея 5:43-47

Ход урока:

Игра в парах. Оборудование.

Задание по карточкам №1 Получила ответы:
1.Простить, значит

2.Если бы вы простили кого-то

Опишите свои чувства

1.Забыть, отпустить обиду, извинить,

помиловать, не помнить зла.

2.Я не стала больше злиться на неё.

Я не могу с ним подружиться.

№2

1. Что обозначает слово простить

1.Значит быть к нему справедливым,

1.Значит быть к нему справедливым, добрым, не ссорится больше.
2. .Если бы простили кого-то.Опишите свои чувства 2.Я не стал мстить, как камень упал с души моей. Мне стало хорошо на душе: нельзя же так долго сердиться
Ответы учащихся Ответы взрослых

Вывод: прощение – это отказ от ответных действий, от желания мстить, наказать, не гневаться, быть милостивым.

Если вы простили: не стало злости, я не стала мстить, я забыла обиду.

А что сказано в “Евангелии”?

“Евангелие от Матфея” 5:43-47

- “Вы слышали, что сказано: люби ближнего и ненавидь врага своего”

А я Вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас. Да будите сынами отца Вашего.

Что такое прощение?

- Это умение отказаться от ответных действий, от желания наказать обидчика, умение быть милостивым.

Что значит простить? ИТОГ:

- Это не означает, что вы признаете поступок правильным.

- Прощение означает, что вы прощаете человека, который совершил этот поступок, но это также не означает, что мы снимаем с него ответственность за его действия.

Напротив, родители погибшего могут простить убийцу, но они никогда не забудут это трагическое событие, навсегда лишивших их дочери или сына и.т.д.

Пример: Кинофильм “Волчица”

Ответы учащихся 6,7,8,10 классов

10 класс

  • Человек должен уметь прощать
  • Прощение- это поступок души.
  • Это освобождение от вины обидчика.
  • Это раскаяние.
  • Это желание искупить вину.

7,8 классы

  • - Нельзя жить с ненавистью.
  • -Надо уметь прощать.

6 класс

-Надо: забыть, поддержать, поверить, помощь, понять, общаться, не предавать, простить.