Обобщающий урок по теме "Алгоритм. Свойства алгоритма"

Разделы: Информатика


Тип урока: урок-повторение.

Вид урока: урок-игра.

Цели урока:

  • повторение и обобщение знаний, полученных по теме “Алгоритм. Свойства алгоритма”;
  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
  • развитие у школьников умения излагать мысли;
  • воспитание уважения к сопернику, стойкость, находчивость, умение работать в команде.

Задачи:

  • Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления, воспитание информационной культуры.
  • Учебная – повторить, обобщить и закрепить основные понятия: алгоритм, свойства алгоритма, составление алгоритма, алгоритмические этюды.
  • Развивающая – развитие логического мышления, памяти, внимательности, расширение кругозора.

Дидактические требования к уроку: таблицы для участников с их именами (можно просто присвоить номер), проектор (желательно) или демонстрационный компьютер, учебные компьютеры (по количеству команд) для выполнения заданий компьютерного тура.

ПО – установленная программа “Информатика” (ГуруСофт, 2004, ЗАО “Новый диск”). (Как альтернативный вариант – самостоятельно подготовить несколько задач по составлению алгоритмов в программе “Хиты Роботландии” – исполнитель “Кукарача” или использовать программу “Мир информатики” – исполнитель “Транспортер”)

Презентация для проведения урока-игры “Алгоритм. Свойства алгоритма” (Приложение1.ppt)

Ход урока

I. Организационный момент.

Выберите (или заранее подберите помощников для данного урока из учащихся более старших классов):

  1. Ответственного за шкалу баллов – человека, который следит за ответами и суммирует или сбрасывает баллы за ответ.
  2. Членов команды (3 команды, примерно по 4 – 5 человек)

II. Игра

Поясните правила игры в начале урока.

Презентацию демонстрировать по ходу урока в течении всех туров.

Правила:

1 тур “Разминка”

По очереди (по одному человеку с каждой команды) задается вопрос. Если тот, кому вопрос был адресован отвечает – получает 2 балла, ели нет, то ему помогает команда – оценка 1 балл, иначе помогают соперники, на их счет добавляется 3 балла.(счет ведется как для команды, так и для каждого участника)

Вопросы к разминке:

  1. Что такое алгоритм?
  2. Как можно алгоритм назвать одним словом? (инструкция, план)
  3. Из перечисленных слов выберите то, что может являться алгоритмом: журнал класса, кулинарная книга, азбука.
  4. Назовите какое либо свойство алгоритма и объясните его (результативность)
  5. Назовите какое либо свойство алгоритма и объясните его (пошаговость)
  6. Назовите какое либо свойство алгоритма и объясните его (массовость)
  7. Назовите какое либо свойство алгоритма и объясните его (определенность)
  8. Назовите какое либо свойство алгоритма и объясните его (понятность)
  9. Приведите пример словесного способа представления алгоритма.
  10. Будет ли инструкция по сборке конструктора алгоритмом?
  11. Приведите пример графического способа представления алгоритма.
  12. Для кого создают алгоритмы ? (человек, животное)
  13. Будет ли ведение дневника алгоритмом? (нет)
  14. Назовите техническое устройство, которое может быть исполнителем алгоритма (компьютер)
  15. Составьте словесный алгоритм (краткий) как открыть дверь, если ключ от двери в правом кармане и стоишь перед дверью.

2 тур “Брей – ринг”

Даются задачи в каждую команду (одинаковые). Команды решают задачи, первая, кто решит, поднимает руку и отвечает. Правильный ответ – 5 баллов (отвечает тот из участников, кто решил задачу). Если ответили неправильно, то ждут когда ответит вторая команда, уже не вмешиваясь в решение.

Вопросы:

  1. На уроке физкультуры ученики выстроились в линейку на расстоянии 1 метра друг от друга. Вся линейка растянулась на 25 метров. Сколько было учеников (26)
  2. На расстоянии 3 метров друг от друга в один ряд посажено 10 молодых деревьев. Найдите расстояние между крайними деревьями.(27м)
  3. За одну минуту от бревна отпиливается кусок длиной 2 метра. Сколько времени требуется, чтобы распилить на такие куски бревно длиной 10 метров? (4 минуты)
  4. На столе стояли 3 вазочки с вишней. Оксана съела одну вазочку вишни. Сколько вазочек осталось? (3, так как Оксана съела только вишню)
  5. Зажгли 7 свечей, 2 из них погасли. Сколько свечей осталось? (2, так как остальные сгорели)
  6. В каждом из четырех углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидит кошка. Сколько всего в этой комнате кошек? (4 кошки)
  7. По улице идут два сына и два отца. Всего три человека. Может ли такое быть? (Да, это дед, сын, внук)

3 тур “Компьютерный”

По очереди, каждый участник команды (максимально можно три человека) выбирает себе задание на компьютере по теме: алгоритм, координаты, выполнение алгоритма, координатная плоскость. Выполняет задание. Набранные очки зачисляются как команде, так и на индивидуальный счет участника. Участник, выполнивший задание на компьютере, возвращается в команду, его заменяет следующий, который еще не участвовал в этом туре. Если прошли все участники, можно идти по второму кругу, но выполнять задания, которые участник еще не решал.

Таблица баллов по заданиям:

Тема “Алгоритм” – 7 кадров, максимальное количество очков – 16 баллов.

Тема “Координаты” – 5 кадров, 14 баллов.

Тема “Выполнение алгоритма” – 8 кадров, 28 баллов.

Тема “Координатная плоскость” – 4 кадра, 33 балла.

4 тур “Алгоритмические этюды”

Участники, которые в данный момент не работают на компьютере, составляют алгоритмы для предложенных задач. Каждая решенная задача оценивается по 10 баллов.

  1. Два солдата подошли к реке, по которой на лодке катаются двое мальчиков. Как солдатам переправиться на другой берег, если лодка вмещает только одного солдата либо двух мальчиков, а солдата и мальчиков уже не вмещает? (составить алгоритм, где каждое действие – это одна переправа через реку. Обозначения следующие: С1 – солдат первый, С2 – солдат второй, М1 – мальчик первый, М2 – мальчик второй) (8 действий)
  2. Пятеро разведчиков подошли к реке, через которую лежал их дальнейший путь. Река была глубокая, а моста через нее не было. У берега стояла лодка с сидящими в ней двумя мальчиками. Разведчики попросили мальчиков перевести их всех на другой берег. Составьте алгоритм переправы, если известно, что лодка вмещает только одного солдата либо двух мальчиков, а солдата и мальчика уже не вмещает. За сколько рейсов можно это сделать? За рейс следует считать движение лодки в одном направлении. (20 рейсов)
  3. Есть 2 кувшина емкостью 3 и 5 литров. Как с помощью только этих кувшинов отмерить ровно 1 литр жидкости? (наполнить 3 литра, перелить в 5-литровый, наполнить 3 литра, перелить в 5-литровый, в 3-х литровом останется 1 литр)
  4. Есть 2 кувшина емкостью 3 и 8 литров. Как с помощью только этих кувшинов набрать из реки 7 литров воды? (1 способ: набрать в 3 литровый, перелить в 8-ми, набрать в 3-х литровый, перелить в 8-ми, набрать в 3-х литр , перелить в 8-ми (там будет 6+2 = 8, а в 3-х останется только 1 литр), вылить воду из 8 литрового, перелить из 3 получившийся 1, долить два раза по 3 литра (1+3+3 = 7); 2 способ: наполнить 8-ми литровый, перелить из него в 3-ех, вылить из 3 литрового, наполнить из 8-ми в 3-ех литровый, вылить из 3, оставшиеся в 8 – 2 литра перелить в 3-литровый (теперь в него можно долить только 1 литр), налить воды в 8 литр и отлить в 3-х литровый 1 литр (8-1 = 7))
  5. Как отмерить 15 минут, необходимых для варки каши, при помощи песочных часов, отмеряющих 7 минут и 11 минут? (Одновременно опрокидываем часы на 7 и 11 минут. Начинаем варку сразу после остановки 7 минутных часов. После остановки 11 минутных часов (пройдет 4 минуты) запустим их еще раз (4 + 11 = 15 минут))

III. Итоги урока (за 5 минут до окончания урока)

Подсчитывается суммарные баллы, заработанные командой, и индивидуальные баллы. Все, кто находится в выигрышной команде, получают 5 или 4 , в зависимости от количества набранных очков; в проигравших – 3,4,5 в зависимости от количества набранных баллов.

Выскажите мнение об игре всех участников.

(Задачи 4 тура (алгоритмические этюды) были взяты из следующего источника: Занимательный задачи по информатике / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. – М. БИНОМ. ЛБЗ, 2005. – 119 с.: ил. – (Задачник))