Урок-блок по истории в 11-м классе по теме "Вторая мировая и Великая Отечественная войны"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • в ходе урока содействовать формированию новых знаний, и понятий по теме;
  • показать, что вторая мировая и отечественная войны явились результатом невозможности развития фашизма;
  • показать уроки и ошибки советского руководства в ходе Великой Отечественной войны, героизм советского народа;
  • становление личности.

Задачи – Раскрыть особенности и главные задачи второй мировой войны и Великой Отечественной войны.

План урока – блока:

  1. Лекция по темам: а) начало второй мировой войны; б) начало Великой Отечественной воины; в) военные операции и основные события Великой Отечественной войны 1941-1942 г.г.; г) основные военно-политические события второй мировой войны; д) коренной перелом в ходе Великой Отечественной и второй мировой войны; е) антифашистская война. Основные военно-политические события второй мировой войны 1942-1943 г.г.; ж) заключительный этап войны.
  2. Семинар по теме: “Вторая мировая и Великая Отечественная войны”.

I. ХОД УРОКА

План /изложение нового материала/:

  1. Причины второй мировой войны.
  2. Нападение на Польшу.
  3. Вступление в войну Англии и Франции.
  4. Агрессия на Балканах.
  5. Секретные протоколы.

Основные слова к теме:

Инцидент – случай, происшествие, столкновение.

Рейх – государство, империя.

Эскалация – постепенное увеличение, расширение, наращивание чего-либо.

Вопросы закрепления темы:

  1. 25-летие конца первой мировой войны.
  2. 15 марта 1939 г.
  3. Италия. Япония.
  4. Англия. Франция.

Итак, мы с вами видим, что Мюнхенское соглашение коренным образом изменило обстановку сил на международной арене. Оно показало, что правительство США, Англии, Франции, да и самой Чехословакии, не хотели противопоставить гитлеровской агрессии борьбу вооруженными силами. Они пытались толкнуть Гитлера в войну против Советского Союза. Таким образом, весной 1939 г. В Европе создалась напряженная военно-политическая обстановка в политике Германии и Италии стали отчетливо проявляться тенденции к расширению агрессии, 14 апреля 1939 г. Итальянские войска захвалили Албанию, а 28 апреля Германия заявляет о расторжении англо-германского соглашения, и одновременно расторгло договор о нападении с Польшей. У правящих кругов Англии и Франции возникли серьезные опасения.

Оборудование – карта мира, карта “военные действия 1941-1945 г.г.”, учебники.

План изложения нового материала:

  1. Начало войны: а) накануне; б) вероломное нападение; в) крупные поражения в начальный период войны.
  2. Мобилизация: а) перестройка жизни страны; б) мероприятия ЦК партии и советского правительства; в) перестройка экономики на военный лад.

Конспект лекции.

Планы Германии по нападению на СССР уже не были тайной для советского руководства.

По совершенно разным каналам, с Запада и Востока; из Германии и Японии поступали в Ставку сообщения о точной дате начала вероломного нападения Германии на СССР. Такие сведения, и сведения о переброске немецких войск в приграничных областях передавались разведкой из Польши, Венгрии, Румынии.

Сталин же стремился всячески отмахнуться от этих сообщений, игнорируя их. Он отклонил все предложения командующих приграничными округами о приведении в боевую готовность этих округов. Советским войскам было запрещено заблаговременно занять предусмотрительные планом прикрытия, оборонительные рубежи, не дать тем самым повода Германии осудить СССР в подготовке к войне.

13 июня 1941 г. Германскому послу в Москве было поручено заявление, в котором говорилось, что “по мнению советских кругов, слухи о намерении Германии порвать пакт и предпринять нападение на СССР лишены всякой почвы”. Но не посол, не Германское правительство на это не дали никакого ответа. Более того, это заявление не было опубликовано в печати в Германии. Однако это заявление было опубликовано в советской печати 14 июня 1941 г. Как сообщение ТАСС. Это ослабило бдительность Советских вооруженных сил.

21 июня Советское правительство обратило внимание германского посла на серьезность сложившейся обстановки и предложило ему обсудить этот вопрос. На что и посол, и правительство Германии ответили тем же молчанием.

А на рассвете 22 июня 1941 г. Фашистская Германия без объявления войны вероломно вторглась на территорию СССР.

Перед нападением на Советский Союз в распоряжении Германии оказались: промышленность, сырье, людские ресурсы, захваченных ее европейских стран – это очень резко увеличило ее военно-экономический потенциал.

Разработка детального плана военного нападения на нашу страну была начата еще в июле 1940 г. Окончательный вариант, получивший название, “план Барбаросса”, был утвержден 18 декабря 1940 г. Основа его была сформулирована как “блиц-крич” - “молниеносная война”. По плану предполагалось закончить войну к осени 1941 года.

А сейчас 22 июня 1941 г.фашистская Германия тысячами орудий бомбила Киев и Житомир, Севастополь и Минск, Смоленск, Ригу и Каунас. “План Барбаросса” был приведен в действие. Лишь через 1,5 часа после нападения германское командование через своего посла в Москве формально объявило войну Советскому Союзу. Днем 22 июня министр иностранных дел Германии опубликовал: “Спасти мировую цивилизацию от смертельной опасности большевизма”.

Вслед за Германией в войну против СССР вступили Италия, Румыния, Финляндия, Венгрия. Таким образом, Великая Отечественная война явилась составной частью второй мировой войны. И хотя эта война велась на огромных просторах - главный плацдарм военных действий стал Советско-Германский фронт.

Общая численность дивизий, собранных к этому времени вдоль границ СССР, составила 190 дивизий – 5,5 млн. солдат и офицеров, 4 тыс. танков, около 5 тыс. боевых самолетов, свыше 47 тыс. артиллерийского оружия – это была самая крупная армия вторжения.

Что же представлял собой Советский Союз?

На западных границах было сосредоточено около 170 дивизий – 3 млн. солдат и офицеров, и более ? всей военной техники. Мы видим, что армия СССР не уступала ни в численности боевой техники и современного оружия, на в количественном составе. Что же тогда? Мы не умели ею распоряжаться?

  1. Штаты дивизии не были полностью укомплектованы.
  2. Не хватало транспорта и средств связи.
  3. Многие танковые, моторизованные и авиационные соединения находились в стадии неорганизации и формирования.
  4. Новая техника только что поступила на вооружение и не была изучена личным составом. А из того что поступало было в рабочем состоянии на 70-80%.
  5. Главным была ошибка Сталина – репрессии в отношении командного состава.

В 1941 году были отданы под суд:

  • командующий Западным фронтом – генерал армии Павлов;
  • начальник штаба Западного фронта – генерал-майор Климовских;
  • начальник связи Западного фронта – генерал-майор Григорьев;
  • командующий 4-й армией генерал-майор Коробков.

Несмотря на внешние трудности, с первых дней войны, мужественно защищали ее рубежи советские войны – это великий пример мужества - оборона Брестской крепости. Его гарнизон, руководимый майором Гавриловым, капитаном Зубачевым и полковым комиссаром Фоминым защищались до середины июля, нанося противнику ощутимые удары. Это и летчики-истребители: Харитонов, Гастелло Жуков и многие другие.

Несмотря на упорное сопротивление армии противника уже к середине июля все же удалось захватить Латвию, Литву, Украину, Белоруссию, Молдову.

В такое тяжелое время для страны была объявлена мобилизация военнообязанных в Ленинградском, Орловском, Московском, Архангельском, Уральском, Сибирском, Приволжском, Северо-Кавказском военных округах.

22 июня в12 часов дня все радиостанции страны передавали сообщения советского правительства к народу с призывом встать на защиту Родины.

СНК СССР и ЦК ВКП б в директиве (29 июня 1941 г.) они призывали народ отстаивать каждую пядь земли, подчинить интересам фронта всю жизнь страны. Призыв “Все для фронта, все для победы” стал боевым девизом всего народа.

30 июня 1941 г.был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО) – чрезвычайн. высший государственный орган страны, который сосредоточил в годы войны всю полноту власти. В состав его вошли: Сталин – председатель, Молотов – заместитель председателя, Ворошилов, Маленков, Берия. Позднее в него вошли – Коганович, Булганин, Минели.

24 июня 1941 г. был создан совет по эвакуации – председателем, которого был назначен Шверник.

А 27 июня было принято постановление “О порядке вывоза и размещения людских контингентов”. Это было возложено и на совнаркомы союзных республик. Исключительную помощь оказывало население прифронтовых районов.

Создавались оборонительные сооружения.

Создается фонд обороны.

Доноры, санитары в госпиталях, сборщики лекарственных трав и многое другое, в чем принимали участие люди, не попавшие на фронт.

Дополнительно материал книги Суворова “День М”.

УРОК – ЛЕКЦИЯ

План излагаемого материала.

  1. Оборонительные сражения летом – осенью 1941 г.
  2. Поражение советских войск в Белоруссии, Прибалтике и на Украине.
  3. Просчеты и ошибки Сталина в руководстве военными действиями.
  4. Подвиги советских воинов при защите Киева, Одессы, Севастополя.
  5. Смоленское сражение.
  6. Героическая оборона Ленинграда.
  7. Битва под Москвой и ее историческое значение.
  8. Военные действия летом – осенью 1942 г.

В начале июля положение на всем советско-германском фронте оставалось чрезвычайно тяжелым.

Видя успех и окрыленный им, противник рвался в центр страны. 8 июля 1941 года в ставке Гитлера было принято решение продолжать военную операцию на Востоке по “плану Барбаросса”.

  • группе “Север” (командующий генерал фейдм. Лееб) приказано захватить Ленинград и вынудить Балтийский флот капитулировать;
  • группе “Центр” (командующий генерал фейдм. Бок) уничтожить, стереть с лица земли Смоленск, и открыть путь к Москве.
  • группе “Юг” (командующий генерал фейдм. Фундштед) приказано захватить Киев и овладеть срочно Донбассом и Черноморскими базами морского флота.

Все были уверены в плане Гитлера и очень скорой победе. Уже решались дальнейшие операции - походы в Африку и Средний Восток. На решающем Смоленском направлении гитлеровцы располагали значительным превосходством (как в живой силе, так и технике). Однако на удары противника советские войска отвечали довольно активными контрударами. С каждым днем сражение принимало все более широкий размах. Потери были с обеих сторон. И все же 16 июля фашистам удалось ворваться в Смоленск, но за месяц напряженного сражения силы противника постепенно иссякают. Темпы продвижения группы “Центр” заметно снижаются. Гитлеровское командование оказалось вынужденным прекратить наступление в центре. Это означало провал попытки с ходу прорваться к Москве. В конце августа советские войска наносят ряд ударов по вклинившимся севернее и южнее Смоленска группировкам противника. В это же время был освобожден город Ельня (Смоленская область). Однако сгруппировавшись армии противника вновь наносят серьезные удары, и Ставка 10 сентября приказывает Западному фронту прекратить наступательные операции. В ходе Смоленского сражения немецко-фашистские войска продвинулись от Днепра на 170-200 км. Но полученные тяжелые потери сказались на группе войск армии “Центр” и их продвижении в глубь страны. Немецкие танковые дивизии, понесшие потери, вынуждены были остановиться на дальних подступах к Москве.

И тем самым советское командование получило необходимое время для подготовки обороны столицы.

В Смоленском сражении родилась Советская гвардия. 18 сентября 1941 года четыре стрелковые дивизии Западного фронта 100, 161, 127 и 153 за боевые подвиги получили наименование – гвардейских.

Впервые в сражении под Смоленском были использованы реактивные установки, получившие название “Катюши”.

УРОК – КОМБИНИРОВАННЫЙ.

Вопросы для повторения:

  1. Страны, ВХОДИВШИЕ В СОСТАВ Тройственного пакта?
  2. Почему мы говорим о просчете Гитлера при нападении на СССР?
  3. Где был дан первый отпор гитлеровской армии?
  4. Второе крупное контрнаступление в декабре 1941 г.? (место)

Изложение нового материала.

ПЛАН:

  1. Расширение масштаба войны.
  2. Образование антигитлеровской коалиции.
  3. Наступление Японии (планы Японии) – Перл-Харбор.
  4. Проблема второго фронта.

Оборудование: карта “Великая Отечественная война 1941-1945 гг.”;

Учебные пособия.

Мы с вами уже знаем, что осенью 1941 года войска Германии уже были под Москвой и Ленинградом. Однако и наступление на СССР, и захват ее, и планы “молниеносной войны”, стали огромным просчетом Германии, что мы с вами и видим.

Еще не была закончена война с Англией, и уже построив новые планы захвата других государств, Гитлер просчитался.

Сражение под Смоленском, а затем крупное контрнаступление советских войск под Москвой, ярко показали всем, что Германия “увязла в СССР”, и нет и не будет “молниеносной войны”.

В это же самое время Япония, подписав Тройственный пакт, получила от Германии и Италии согласие на превращение в зону “Сопроцветания” Японии всей Евразии восточнее 70о долготы. К этому времени Япония уже захватила Вьетнам, Лаос, Камбоджу, разместив там свои гарнизоны, и готовилась уже к войне против США и Великобритании в их южных колониях.

Поэтому уже 7 декабря 1941 года Японская эскадра из 6 авианосцев скрытно подошла и разгромила 8 линкоров США на ее Тихоокеанской базе в Перл-Харборе (5 из них были потоплены, 3 – подбиты).

В ответ на это действие США и Англия объявили войну Японии. Воспользовавшись этим, Германия и Италия объявляют войну США.

Война уже давно пошла в ширь. Японские войска, обрадованные успехами, к весне 1942 года стали быстрыми темпами продвигаться и подошли к границам Индии. Капитулировали Сингапур, Индонезия, Филиппины, Новая Гвинея. Австралия была на подходе.

Война к лету 1942 года уже имела огромный размах – от Ливии до Баренцева моря, от Бискайского залива до Волги.

Вся эта территория была уже под контролем стран Тройственного пакта.

Однако эти успехи стран Тройственного пакта – следствие прекрасной подготовки к внезапной войне. Но вскоре все эти факты перестают действовать. Уж очень обширные территории и огромные линии фронта привели к тому, что снабжение оружием и продовольствием стало ухудшаться.

Создается антигитлеровская коалиция. 12 июля 1941 года уже было подписано советско-английское соглашение о сотрудничестве.

24 июня о своей поддержке СССР заявил Рузвельт, а 1 октября было подписано первое трехстороннее соглашение, по которому США и Великобритания обязались помочь СССР (продовольствием и техникой). Первые танки Великобритании появились уже в сражениях под Москвой.

УРОК – ЛЕКЦИЯ

Вопросы излагаемого материала:

  1. Военные действия на советско-0германском фронте в конце 1942 года.
  2. Окружение и разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом.
  3. Сражение на Курской дуге.
  4. Международное значении е разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом и Курском.

К весне 1942 года германская армия все еще находилась в 150 км. От Москвы. Увеличив свои военные силы, она теперь ставила главной задачей – захват южных районов, которые были богаты стратегическим сырьем. В планируемом наступлении на первое место выдвигалась задача захвата кавказской нефти.

Советское руководство, планируя боевые действия летом 1942 года, исходило из необходимости перейти к временной обороне. Было еще очевидно, что противник имеет превосходство в количестве войск и технике.

Не посчитавшись с мнением Ставки, Сталин решает единовластно, что главным событием будут бои на Московском направлении и сосредотачивает здесь основные силы. Эта ошибка затем отрицательно сказалась на ходе военных действий.

Майское наступление 1942 года фашистская Германия начала на Крымском фронте. Понеся тяжелые потери, наша армия перешла к эвакуации войск из Крыма на Таманский полуостров. Вслед за этим Германия начала наступление на Севастополь. Продолжая наступления, враг занял Донбасс. В это время, потеряв огромные богатые промышленные и сельскохозяйственные территории, нарком обороны издает страшный приказ “Ни шагу назад!”. Этот приказ подкреплялся карательными мерами к тем, кто его не выполнит. Особое значение в летней компании 1942 года германское командование придавало взятию Сталинграда. Выход к Волге давал все. Перервав эту артерию он оставил страну без хлеба, нефти и это бы подкрепило успешные операции на Кавказе. Для Советских войск обстановка под Сталинградом складывалась крайне не благоприятно.

Наступающая, 6 армия противника, имела огромное преимущество и в живой силе, и в оружии.

С 17 по 23 августа бои развернулись на подступах к городу. 23 августа противник прорвался к Волге, чуть севернее города. Сталинград подвергся беспрерывным обстрелам, его положение стало критическим.

25 августа в городе ввели осадное положение.

Город стал фронтом, но попытка взять Сталинград одним ударом, была отбита. Фашистов остановили на северо-западе города.

Однако, продолжая наращивать силы, германское командование сосредоточило около Сталинграда около 80 дивизий.

Оборона Сталинграда была возложена на 62-ю (Чуйнов) и 64-ю (Шумилов) армии. Развернулись ожесточенные уличные бои. Весь город, все его население. Проявляя чудеса мужества, встали на его защиту. Все новые и новые силы советских войск шли на защиту Сталинграда. Девизом воинов стали слова снайпера Василия Зайцева: “За Волгой для нас земли нет!”

Легендарные защитники “дома Павлова” были люди всех национальностей русские, украинцы, казахи, татары, грузины и другие. Небольшая группа защитников “дома Павлова” уничтожила столько гитлеровцев, сколько те не теряли при взятии целых городов. И так мы видим, что советские войска сорвали планы фашистского командования, сковав в районе Сталинграда лучшие его дивизии.

Но к ноябрю 1942 года обстановка в этом районе германского фронта была напряженной. План контрнаступления, получивший кодовое название “Урон”, был разработан еще в ходе боев. Его разработка принадлежала Жукову и генерал-полковнику Василевскому. Его замысел был таков: ударами с плацдармов по Дону (Юго-Западный фронт – Рокоссовский), район Сатрапинских озер (Сталинградский фронт – Еременко),разгромить войска противника, прикрывающие фланги ударной группировки противника, а затем окружить и уничтожить главные силы врага.

Историческое контрнаступление советских войск началось 19 ноября 1942 года, артиллерийской подготовкой Юго-Западного и Донского фронтов.

20 ноября – наступление Сталинградского фронта.

23 ноября – подвижные соединения этих фронтов встретились в районе реки и завершили окружение группировки противника в 330 тыс. человек.

УРОК – КОМБИНИРОВАННЫЙ

Метод урока – беседа с классом.

Вопросы к беседе:

  1. Контрнаступление английских войск в Северной Африке. а) Почему войска союзников начали военные действия в Африке?
  2. Кризис фашистского режима в Италии. а) Как вы думаете, могли бы страны , находившиеся под гнетом фашизма, на выступать за свое освобождение в 1943 году?
  3. Атлантика. Вопросы контроля и военные действия армий союзников.
  4. Движение сопротивления. а) Какие народы были главными при истреблении фашизма? б) Какие лагеря смерти вы знаете?
  5. Единство антифашистских сил.
  6. Тегеранская конференция. Вопросы конференции. (вопросы тегеранской конференции повышенной сложности).

ТЕМА: “ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА”.

(СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ)

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

  1. Трагическое начало. а) Вероломное нападение. б) Потери советской армии. в) Битва за Москву (Смоленское сражение).
  2. Зимнее наступление Красной Армии. Разгром немецких войск под Москвой.
  3. Летнее наступление фашистской Армии. а) Крым, Харьков, Ростов. б) Сталинградская битва. в) Сражение на Кавказе.
  4. Начало конца второй мировой войны.
  5. а) Коренной перелом в ходе войны. б) Огненная дуга. в) Битва за Днепр.

  6. Путь к победе.
  7. а) Последние бои на Советской земле. б) Партизанская война. в) Сражение а Европе. г) Падение Берлина.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Мы с вами рассмотрели вопросы, связанные с началом Великой Отечественной войны. С мероприятиями партии и правительства в начальный период войны, а так же с вопросами мобилизации всех ресурсов.

Разобрали вопросы основных военных действий 1941-1943 г.г.

Вопросы героизма советских людей в годы войны. Можем сделать вывод о том. Что сражения под Сталинградом и Курская битва положили начало конца второй мировой войны.