Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов с нарушением интеллекта через организацию арт-уроков как обобщающего этапа изучения раздела, темы определенной учебной дисциплины"

Разделы: Начальная школа


Цели урока-праздника:

1. Образовательная – обобщить и обогатить знания детей по теме.
2. Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к старине, к языку прошлого, к традициям.
3. Коррекционная – коррекция психического и физического здоровья, речи, внимания, мышления, обеспечение эмоционального комфорта каждого ребенка, обеспечение возможности проявить свои способности и почувствовать себя творческой личностью.

В содержании представленного урока я использовала следующие приемы:

Приемы

Задачи

1. Исполнение песен

Оздоровительная: бодрящие песни оказывают бодрящее влияние на нервную систему, вызывают ощущение притока сил и энергии; лирические песни оказывают убаюкивающее действие, вызывают состояние покоя.

Музыкальная: позволяет формировать устойчивый навык ненапряженного звучания, развивается умение мягкого напевного пения.

Развитие речи: дети учатся четко произносить звуки, слова.

2. Исполнение танцев, хороводов.

Музыкально-ритмическая: совершенствуется выразительность танцевальных движений под музыку в соответствии с ритмом, характером, развивается ориентировка в пространстве.

Оздоровительная: идет обмен биоэнергетикой.

3. Игра на музыкальных инструментах.

Музыкальная: дети учатся чувствовать сильную долю такта при звучании музыки, развивается музыкальный слух.

Познавательная: учащиеся знакомятся с различными музыкальным инструментами, их звучанием.

4. Игры

Развитие и коррекция психических функций и способностей: а именно развивается эмоциональность, выразительность, сообразительность, раскованность движений, координация и другие.

5. Театрализация.

Развивается творческое отношение к произведениям народного искусства, дает возможность проявить свои способности и проследить за их развитием.

Решаются задачи двигательной активности: развивается умение передавать характерные черты персонажа (мимика, жесты, эмоции, движения)

Развитие речи: умение четко и выразительно произносить текст.

Развиваются коммуникативные умения.

6. Рассказывание стихов, потешек, дразнилок, скороговорок.

Развитие речи: идет обогащение, уточнение словаря, формируется навык выразительного чтения.

7.Сюрпризная ситуация.

Вносит элемент неожиданности, снимает интеллектуальное напряжение, заинтересовывает учащихся.

Каждый использованный мною прием несет свои задачи, но в целом они активизируют познавательную активность детей и мотивируют их к учению.

Оборудование:

  • русские костюмы для детей,
  • костюм домового,
  • декорация печки,
  • музыкальные инструменты,
  • самовар,
  • балалайки.

Ход урока

Звучит музыка. Дети входят в горницу под песню « Зимушка».

1.

Зимушка, зимушка к нам пришла,
Снегом все покрыла, дорожки замела.
Будем бабу лепить,
Будем санки точить.

Пр.: К нам зимушка пришла!
К нам снежная пришла!

2.

Зимушка, зимушка пришла!
Снегом все покрыла, дорожки замела.
Будем коней запрягать,
Зиму в саночки сажать.

3.

Зимушка, зимушка к нам пришла,
Снегом все покрыла, дорожки замела.
А мы в горницу войдем,
Посиделочки начнем.

Дети:

  1. По селу молва идет
    В эту горницу народ
    Часто созывают
    Да так ласково встречают,
    Песни, пляски затевают,
    Леденцами угощают.
  2. В давние времена в каждом селе собирались зимой люди в горнице на посиделки.
  3. Собирались, чтобы себя показать и на других посмотреть.
  4. Переброситься частушкой.
  5. Посоперничать в потешках и забавах.
  6. Умением и мастерством блеснуть.
    Все: Добрый день вам и поклон,
    Гости дорогие.
  7. Собрались со всех сторон
    Наши все, родные.
  8. Я смотрю на ваши лица
    Хорошо, отрадно мне.
    Словно я в огромной, дружной
    И приветливой семье.

Дети исполняют хоровод, инсценируют «В хороводе были мы».

В хороводе были мы – 2 р.
Были мы, были мы. –2 р.
Кого надо, видели, видели, видели.
Красавицу – девицу, девицу, девицу.
Встань, девица, подбодрись, подбодрись, подбодрись.
Вправо, влево поклонись, поклонись, поклонись.
Ну-ка, ну-ка, потанцуй, потанцуй, потанцуй.
Кого хочешь поцелуй, поцелуй, поцелуй.

Ребенок:

Небылицы в лицах
Сидят в теремах-светлицах,
Щелкают орешки
Да говорят потешки.

  1. Ехала деревня «Тпру» сказала лошадь,
  Мимо ямщика, А ямщик заржал,
  Вдруг из подворотни Лошадь пошла в гости,
  Лают ворота. А ямщик стоял.
     
  Крыши полетели, Лошадь ела шаньги,
  Сели на ворон, А ямщик овес.
  Лошадь понукает Лошадь села в сани,
  Ямщика кнутом. А ямщик повез.
     
  2. Наша-то хозяюшка Чашку собачка моет языком,
  Счастлива была. Мышка собирает крошки под окном.
  Всем работу к празднику. По столу котище лапою скребет,
  В избе своей дала. Половички курочка веником метет.
     
  3. У нас лошади в галошах, 4. На заборе чепуха
  А коровы в сапогах. Жарила варенье,
  У нас пашут на телегах, И кормили петуха
  А боронят на санях. Куры в воскресенье.

Дети исполняют пляску с балалайками под русскую народную мелодию.

Сценка « Фома и Ерема»

  1. Уж как жили-то два брата Ерема да Фома.
  2. Что Ерема, что Фома два удалых молодца.
    Ерема: Пора, брат Фома,
    Подковы ковать!
  3. Ерема – простота купил лошадь без хвоста.
  4. А Фома-то – волокита купил лошадь без копыта.
  5. У Еремы-то гнедая, у Фомы-то вороная.
  6. Вот Еремина не едет, у Фомы-то не везет.
    Фома:
    Эх, бросим-ка, Ерема,
    С тобой это ремесло.
    Ерема:
    А давай-ка, брат Фома,
    Лучше деньги ковать!
  7. Вот Ерема стал ковать,
    А Фома-то поддувать.
  8. У Фомы-то не дует,
    У Еремы не кует.

Все:

Ах, Фома да Ерема,
Сидели бы дома,
Строгали бы стружки,
Ребячьи игрушки.

Фома:

Эх, бросим-ка, Ерема,
С тобой это ремесло.

Ерема:

А давай-ка, брат Фома,
По селеньям ходить,
Народ веселить.

Фома:

  Вы послушайте, ребята, (поёт) А по нашей улице
  Моей сказки небогатой. Едет кот на курице,
  От конька-горбунка. А лиса на петухе,
  От медведя-плясуна. А Ерема на свинье!

Ерема: Кто? Кто? Кто?

Фома:

Дедушка Пихто,
Да бабушка Нихто!

Все:

Чепуха, чепуха,
Это просто враки.
И Ерема и Фома
Мастера на враки.

Ерема:

  Ехала деревня (поёт) Доктор едет на свинье,
  Середь мужика, Балалайка на спине.
  Глядь, из-под собаки. А по Волге по реке
  Лают ворота. Плывет Маша в решете

(Кланяется) - Тебе поклон послала.

Фома:

- Кто?
- Маша!
- Какая Маша?
- Маша, да не наша.

Все (поют):

Чепуха, чепуха,
Это просто враки.
И Ерема и Фома
Мастера на враки.

Ерема:

Полно, красны девицы,
Попусту болтать.

Фома:

Лучше, красны девицы,
Выйти и сплясать.

Девочки исполняют песню с инсценировкой «Уж ты, прялица.»

Дразнилки:

  Адка-помадка Коля-Коля-Николай
  На улицу вышла, Сиди дома, не гуляй,
  На кочку села, Чисти картошку,
  Комарика съела. Ешь понемножку.
     
  Асад-акробатист Ваня-Ваня-простота
  На веревочке повис. Купил лошадь без хвоста.
  Как веревка оборвется, Сел задом наперед
  Так Асад перевернется. И поехал в огород.
     
  Костя оглянулся, Наша Ленка-пышка
  Пузыриком надулся. На улицу вышла,
  А пузырик у двора. На камушек села,
  Надувает комара.… Три лягушки съела.

Мальчик: Ну, девчонки! Мы тоже не лаптем щи хлебаем. А ну, ребята, нашу любимую!

Мальчики исполняют танец с ложками под музыку «Лапти».

Мальчики:

- Бубны! Румбы! Трещотки! Ложки!
Кто хочет поиграть немножко?

- Становись в ряд,
Выбирай подряд.

- Красиво – приятно,
Для всех занятно.

- Берите трещотки, гармошки и дудки
Играйте на празднике целые сутки

Дети исполняют игру на музыкальных инструментах « Как у наших у ворот».

Девочка (выходит из-за печки и несет самовар):

Ой, чай, крепкий чай,
Пейте чай-чаечек,
Чтобы радость приносил
Каждый день-денечек.

Дети исполняют русскую игру «У бабы Фроси».

Вдруг из-за печки звучит голос:

- Расшумелись, распелись, не могут тихо сидеть.

- Кто это из-за печки с нами разговаривает?

- Это я, запечный житель.

- Запечный житель? А как тебя зовут? Может, ты вылезешь из-за печки да снами поговоришь?

- Зовут меня известно как. Зовусь я домовой.

- Слыхали, слыхали. Как не слыхать?

Домовой, домовой,
Приходи к нам домой.

- Здрасьте, вы меня звали?

Дед хозяйственный такой,
Старый добрый домовой.
Сказки сказывать могу,
Всем испечь по пирогу.
Чтобы в доме был покой,
Рад стараться домовой.
Чтобы мир и лады,
Охраняю от беды.

Я за печкой ухаживаю, сковородки серебрю, да ночью, когда все спят, сны сладкие навеваю. Посмотреть хочу, что же вы умеете.

Кто из вас скороговорки
Рассказать сумеет звонко?

Дети читают скороговорки:

  1. В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
  2. У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.
  3. При Прокопе кипит укроп и без Прокопа кипит укроп.
  4. Сверчок сверчи на горячей печи.
  5. Сорок сорок клевали сырок.
  6. На горе Арарат растет крупный виноград.

А кто из вас скороговорку

Повторить сумеет звонко? Три тараторки тараторили на горке.

Домового приглашают за стол. А дети стараются развеселить домового танцем с самоварами.

Дети читают стихи:

  1. Чай с вареньем и лимоном
    С кренделями и поклоном.
  2. После бани свежий чай
    Русским удальцам подай.
  3. Он бальзам от всех болезней
    И напитка нет полезней.
  4. Кто здоровым хочет быть
    Больше чая надо пить.
  5. Мы за чаем не скучаем
    Вместе песни сочиняем.

Дети исполняют частушки:

  1. Ставьте ушки на макушки, 2. Я плясала у реки,
  Слушайте внимательно, Потеряла каблуки.
  Пропоем мы вам частушки Обернулася назад,
  Очень замечательно.
 
Каблуки мои лежат.
 
  3. А у нас во дворе. 4. Ах, гармошка заиграла,
  Квакали лягушки. Значит надо выходить.
  А я с печки босиком. Самому повеселиться
  Думала - подружки. И других повеселить.
 
  5. Ветры дуйте, ветры дуйте, 6. Что же это за Мотанька
  Буйные кружитеся. Словно рыба-чебачок.
  По деревне мы пройдем, То и дело тараторит
  Все посторонитеся. Балалайка-язычок.
 
  7. Гармонист у нас чудак, 8. Мы частушки пели всем
  Залез с гармошкой на чердак. Больше, чем полвечера.
  Гармониста-чудака Мы пойдем, а вы сидите,
  Стащили девки с чердака. Вам ведь делать нечего.

Домовой: Ох, и развеселили меня, ребята. И петь умеете, и танцевать. А играть вы умеете?

Домовой проводит игру «Жмурки» с колокольчиком.

Колокольцы-бубенцы
Раззвонились удальцы,
Дили-дили-дили-дон
Угадай, откуда звон.

Ох, и весело у вас. Да устал я, старый уже. Завалюсь-ка я на печку. Там тепло.

Дети:

Желаем дней побольше ясных,
Побольше света и тепла.
Здоровья, радости, успехов,
Покоя, счастья и тепла.
Приходите в гости к нам,
Будем рады мы гостям.

Литература:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой. - М.: «Просвещение», 2001
  2. Аксенова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе». - М: «Просвещение», 1994.
  3. Гришкова Ю.С. «Сценарии детских праздников». Мн.: «Юнипресс», 2002.
  4. Новотворцева Н.В. «Развитие речи детей». Ярославль: «Академия развития», 1998.
  5. Смирнова М.В. «2500 скороговорок». СПб.: «Нева», 2006.