Урок географии в 7-м классе "Природные зоны Северной Америки"

Разделы: География


… И встаёт
живьём
страна
Фенимора Купера
и Майн Рида.

В. Маяковский.

Образовательная цель:

Показать особенности расположения природных зон в Северной Америке. Сформировать представление об основных природных зонах Северной Америки: тундре, тайге, смешанных и широколиственных лесах и прериях.

Развивающая цель:

Развивать умение работать самостоятельно с картами атласа, материалами учебника, дополнительной литературой и настенными картинами.

Воспитательная цель:

Формировать ответственность, самостоятельность, умение работать в группе, высказывать свою точку зрения.

Оборудование: атласы, настенная карта "Природные зоны Северной Америки", настенные картины: "Тундра Канады", "Широколиственный лес Аппалачей", "Кордильеры США", "Кордильеры Канады", "Центральные равнины", раздаточный материал: таблица "Природные зоны", план описания природной зоны.

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Читаю эпиграф, написанный на доске, и говорю ребятам, что сегодня мы будем изучать природные зоны Северной Америки. Предлагаю изучить их самостоятельно, работая в группах. Предлагается самостоятельный выбор партнёров, уточняется, что групп должно быть 4 и число членов группы должно быть примерно одинаковым. Учащиеся выбирают природную зону, которую необходимо охарактеризовать самостоятельно. Предлагается каждой группе план изучения природной зоны, таблица "Природные зоны Северной Америки", которую нужно заполнить по мере презентации работ каждой группы.

План описания природной зоны

  1. Определение. Географическое положение.
  2. Климатические условия.
  3. Почвы.
  4. Растительность
  5. Животный мир.

Описывая природную зону, раскрывайте взаимосвязь между компонентами её природы.

Природные зоны Северной Америки

Природная зона

Географич.положение

Средняя t° января Средняя t° июля Осадки

Почва

Растительность

Животный мир

 

             

Тундра

До середины прошлого века в тундре Северной Америки было широко распространено животное овцебык (до 1 млн. голов). Овцебык похож на быка и на барана. Длина его тела достигает 2,5 м, высота – 1 м, масса – 270 кг. Туловище животного покрыто густой и длинной шерстью темно-бурого цвета. Сейчас овцебык живет главным образом в Гренландии и на островах Канадского Арктического архипелага, питается лишайником, мхами, травянистыми растениями. В настоящее время овцебыков осталось совсем немного. Их истребляли ради мяса и шкур. Сейчас охота на овцебыков запрещена.

Северный олень в американскую тундру завезён из Европы.

Тайга

Тайгой называют ландшафт, представленный растительностью хвойных лесов. Это труднодоступные леса на севере Северной Америки и Евразии.

Летом в тайге можно испытать палящий зной, а зимой – беспощадный, пронизывающий холод, когда выдыхаемый воздух замерзает сразу же после выдоха из легких, а холод вонзается в тело с остротой отточенного охотничьего ножа.

Тайга – хвойный лес. Здесь растут высокие и стройные ели, достигающие высоты в 60 м, а иногда и в 90 м; они очень долговечны и доживают до 500 – 600 лет. Молодые деревья растут очень медленно, и нередко в тайге можно встретить деревья высотой с человека, возраст которых может достигать и ста лет. Наиболее широко распространены здесь черная (или канадская) ель, так называемые "серебристые" ели, украшающие улицы и площади многих наших городов. Огромные площади в Канаде занимает и бальзамическая пихта – от 60 до 100 м высотой и 2-метровым диаметром прямого ствола. Ствол плохо очищается от сучьев, и кажется, что крона начинается почти у самой земли. Бальзамическая пихта является источником столь ценящейся в медицине смолы, называемой канадским бальзамом. Широко распространена также американская лиственница, древесина которой тоже широко используется в лесной промышленности.

Леса – это богатство Канады, именно они занимают почти 1/2 её территории.

Хвойные леса Северной Америки по составу пород близки к азиатским и европейским, но встречаются виды деревьев, которые не растут в наших лесах. К ним относятся веймутова сосна с длинной мягкой хвоей, растущая в бассейне Великих озер и реки Св. Лаврентия, и гигантские секвойи стометровой высоты, распространенные в Кордильерах.

Северная Америка – родина секвойи. Это – самый древний представитель растительного мира. Отдельные деревья живут около 4000 лет. Один вид секвойи – мамонтовое дерево – достигает в высоту 100-150 м и в диаметре до 20 м.

Прерии

"Провинции прерий" не зря называют "канадской хлебной корзиной", где собирается богатый урожай пшеницы. Эти земли настолько жирны, что пальцы становятся сальными. И прерии довольно быстро распахивали, занимали под плантации. Их стали называть "хлебной корзиной", "пшеничным поясом" США. Однако уже первые прерий столкнулись здесь со страшными ураганами, вызываемыми ветром на нескончаемых равнинах. Но 30-е гг. уже нашего века принесли на Великие равнины ещё более страшную беду под названием "пыльные бури". На полностью распаханных равнинах ветер поднимал чёрные тучи плодороднейшего чернозёма. Земли уходили из-под ног! Разоряя поля, засыпая дороги и жилища, чёрные тучи достигли Нью-Йорка. Это стихийное бедствие, одно из самых крупных на территории США, дорогой ценой убедило фермеров: нельзя полностью распахивать степные просторы, необходимо оставлять и задернованные участки, надо обязательно высаживать лесные полосы, создавать искусственные водоёмы.

Каковы были американские степи в прошлом, можно представить, прочитав маленький отрывок из описаний Майн Рида:

"Вокруг расстилалась волнистая прерия. Все линии здесь мягки и плавны, холмы с закруглёнными вершинами и отлогими склонами переходят в зелёные долины, а по ним струятся и сверкают на солнце прозрачные ручьи... И холмы, и долины устланы богатым ярко-зелёным ковром невысокой бизоньей травы, кажется, будто этот недавно скошенный луг покрывается новой молодой зеленью."

Весной степь зеленеет и цветёт. В высоких и густых травах много животных, прилетает огромное количество птиц. Весна в прериях короткая. С наступлением лета и жары всё живое улетает, прячется в заросли, умолкает до будущей весны. Летом степи выгорают; тогда они пустынны и безмолвны.

В заповедных районах прерий ещё водятся бизоны. Это крупные животные, похожие на европейского зубра. Всё хозяйство и благосостояние бывших хозяев прерий – индейцев – было связано с охотой на бизонов.

"Индейцы использовали тушу животного практически без остатка. В пищу шло свежее вяленое мясо и пеммикан (мясо, приготовленное с добавлением сала и лесных ягод-соскатун, позволяющих хранить продукт долгое время). Из шкур делали вигвамы, упряжь, одежду, мокасины, люльки для детей. Сухожилия шли на тетиву, нитки и рыболовные снасти, рога – на пороховницы. Даже бизоний помёт находил применение в качестве топлива для домашних очагов. Короче, ничего не пропадало даром". (Ю. Кузнецов).

Варварская охота колонизаторов всего за 40 лет привела к плачевным результатам: из почти 50-миллионного поголовья бизонов к 1880 г. осталось не более 200. Потребовались огромные усилия по сохранению этого вида диких животных, и сейчас в национальном парке Канады Вуд-Буффоло насчитывается стадо около 15 тыс. голов.

В настоящее время прерии потеряли свой прежний облик. Значительная часть их распахана, засевается пшеницей и кукурузой.

Смешанные и широколиственные леса

Животные лесной полосы Северо-Американского континента в большинстве своём сходны с евроазиатскими. В лесах Северной Америки водятся олени вапити, похожие на благородных оленей, лоси, медведи (гризли), волки, рыси, росомахи, лисицы, зайцы. Но есть животные, которые свойственны только Америке.

Вблизи водоёмов обитает хищный зверь – енот. Он покрыт густым буровато-жёлтым с чёрным оттенком мехом, а на пышном хвосте его выделяются чёрно-белые кольца. Питается енот растительной и животной пищей. Перед едой пищу он полощет в воде, поэтому зверя называют енот-полоскун. Своё жилище он устраивает в дуплах.

Характерное растение зоны смешанных и широколиственных лесов – тюльпанное дерево, достигающее в высоту 60 м и в диаметре 3,5 м. В мае-июне оно покрывается цветами, похожими на тюльпаны. Отсюда произошло его название. Древесина этого дерева похожа по своим свойствам на древесину тополя, поэтому в Америке его называют "жёлтый тополь" (кора тюльпанного дерева серая или красновато-бурая). Тюльпанное дерево используется для внутренней отделки помещений.

Ребята в течении 13 – 15 минут работают над изучением природной зоны и готовят устную презентацию, используя карты атласа, настенные картины, материал учебника §55 (В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. "Дрофа", Москва, 2004 г.), дополнительную литературу.

Перед работой учитель предлагает рассмотреть карту атласа "Природные зоны Северной Америки" и ответить на вопрос: Какие природные зоны есть в Северной Америке° Сравнить карту природных зон с климатической картой и сделать вывод о том, какая зависимость существует в размещении природных зон и климатических областей.

Следует выяснить, почему зоны степей, смешанных и широколиственных лесов тянутся с севера на юг, а зоны севера материка – арктические пустыни, тундра, хвойные леса – с запада на восток.

Затем начинается самостоятельная работа учащихся.

По истечению времени каждая группа дает устную характеристику выбранной природной зоны. Остальные учащиеся по ходу рассказа заполняют таблицу, уточняют непонятное, задают вопросы.

Примерные вопросы, задаваемые учащимися.

По изучению зоны тайги:

  1. Насколько растительность этой зоны похожа на нашу, т.е. растительность тайги Западной Сибири°
  2. Почему здесь преобладают подзолистые почвы°

По изучению зоны смешанных и широколиственных лесов:

  1. Что послужило сильному сведению этих лесов на большей части материка, к замене их искусственными посадками деревьев°
  2. Какое другое название имеет тюльпанное дерево°

По изучению зоны степей:

  1. Как человек изменил зону прерий°
  2. Какие стихийные явления наиболее характерны для степной зоны Северной Америки° Почему°

Результатом работы на уроке должна стать таблица.

Она должна выглядеть примерно таким образом:

Природные зоны Северной Америки

Природ. зона

Географич.положение

Ср. t° января

Ср. t° июля

Осадки

Почва

Растительность

Животный мир

Тундра

Занимает северное побережье и прилегающие к нему острова, от 73° с.ш. до 50-65° с.ш.

от -24° до -32°

от +8° до+12°

от 100 мм до 500 мм и выше на восточ. побе-

режье

Тундрово-

болотные

мхи, лишайники,

осока, карликов, ива и берёза, ягодные кустарники

Олень-карибу, песец, волк, овцебык, множество птиц, моржи, тюлени

Тайга

Побережье Тихого океана, между 60° и 40° с.ш. к югу от Гудзонова залива и к северу от Великих Американских озёр -24° на севере, -16° на юге

+16°

от 500 мм до 1000 мм

Подзолис-тые

Канадская ель, бальзамическая пихта, американская лиственница, веймутова сосна, секвойя

Олень вапити, лось, медведь гризли, волк, рысь, росомаха,

лисица, заяц, енот-полоскун

Смешанные и широколиственные леса На востоке материка, территория вокруг Великих Американских озёр от -16° на севере до -8° на юге от +16° на севере до +24°

на юге

от 500 мм до 1000 мм Серые лесные, бурые лесные Дуб, сосна, орешник, бук, осина, ясень, липа, береза, ель, пихта, орех, каштан, жёлтый тополь (тюльпанное дерево)

Благородный олень, скунс, енот-полоскун, бурундук, заяц, лиса

Степи (прерии)

Имеет меридиональное протяжение.

Располагается между Кордильерами и Аппалачами на севере до Мексиканского залива на юге

от -8° на севере до +8° на юге зоны +24° от 250 мм до 300 мм местами чуть выше Чернозёмные и каштановые

Различные виды трав: бородач, бизонова трава, типчак, пшеница, кукуруза

Бизон, койот, много птиц, пеликаны, грызуны

Спасибо за работу на уроке. Под таблицей поставьте ту оценку, на которую, как вам кажется, вы сегодня поработали. Таблицы сдаются на проверку.

Литература

  1. География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6–8 классах. Составитель Н. А. Касаткина. Волгоград, "Учитель", 2004 год.
  2. Б. А. Кондратьев, П. М. Метревели. Урок географии. Из опыта работы. Москва, "Просвещение", 1985 год.
  3. Е. Н. Селищев. География для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. Ярославль, "Академия развития", 1998 год.
  4. О. В. Крылова. Уроки географии в 7 классе. Из опыта работы. Москва, "Просвещение", 1990 год.
  5. Я иду на урок географии: физическая география материков и океанов. Книга для учителя. Общая редакция К. С. Лазаревича. Москва, издательство "Первое сентября", 2000 год.