Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Развитие речи ребёнка в первые годы жизни играет важную роль. Овладение ею перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребёнка (в частности, его отношения с окружающими взрослыми и другими детьми). В этом возрасте закладываются фундаментальные личностные образования, такие, как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и т. д. Недоразвитие или деформация этих качеств в раннем возрасте с трудом поддаются коррекции в более поздние периоды, поэтому необходимо своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребёнка.

С целью раннего выявления речевых нарушений у детей раннего возраста в ноябре 2006 года мы провели обследование психического развития 31 ребёнка 2-3 лет по методике Смирновой Е.О., Галигузовой Л.Н., Ермолаевой Т.В., Мещеряковой С.Ю. Анализ результатов обследования позволил сделать следующие выводы:

Все дети понимают обращенную к ним речь взрослого.

  • 81% детей легко находят нужные предметы и действия, из них 32% детей понимают значение прилагательных «большой», «маленький» и предлогов «в», «на», «под».
  • 74% детей выполняют двухактную инструкцию взрослого, из них 29% детей выполняют инструкции, включая пространственное расположение предметов.
  • Все дети пользуются речью, а 58% детей используют в своей речи фразы и предложения.

Но на ряду с этим были выявлены и такие проблемы как:

  • 74% детей не проявляют инициативу в общении со взрослыми, не обращаются к ним с просьбами и высказываниями.
  • 42% детей в активной речи используют только отдельные слова.
  • Дети не понимают значение прилагательных, обозначающих цвет.
  • 26% детей выполняют только одноактные инструкции.

В целом, у большинства детей снижается уровень понимания речи и выполнение речевых инструкций при рассматривании картинок.

Таким образом, можно сделать вывод, что у детей 2-3 лет хорошо развита пассивная речь, они способны выполнять словесные инструкции взрослого, но на ряду с этим имеют не достаточно развитую активную речь.

На основе проблемного анализа полученных результатов обследовании детей мною был составлен план работы с педагогами и родителями и выработаны рекомендации по речевому развитию детей раннего возраста.

План работы с педагогами групп раннего возраста

Мероприятия Срок Ответственный Отметка о выполнении
1 Общие рекомендации по развитию речи детей раннего возраста. Ноябрь Логопед  
2 Практикум по проведению артикуляционной гимнастики. Декабрь Логопед  
3 Создание картотеки:
  • пальчиковых игр;
  • артикуляционных упражнений;
  • художественных текстов для оречевления режимных моментов;
  • игр на развитие слухового внимания.
В течении года Воспитатели  
4 Консультация «Игры и игровые упражнения для развития воздушной струи» Январь Логопед  
5 Консультация-практикум «Корректировка программного содержания в соответствии с выявленными проблемами». Ноябрь Логопед, ст. воспитатель  
6 Рекомендации по развитию речи детей группы риска. Ноябрь Логопед  
7 Разработка индивидуальных маршрутов развития детей группы риска. Ноябрь Логопед, воспитатели  
8 Составление библиографии по проблеме речевого развития детей. Декабрь Логопед, ст. воспитатель  

План работы с родителями детей раннего возраста

Мероприятия Срок Ответственные Отметка о выполнении
1 Ознакомление родителей с результатами обследования детей «Общие проблемы речевого развития детей и пути их коррекции».

Ноябрь

Логопед

 
2 Индивидуальные встречи с родителями детей группы риска с целью совместного составления плана индивидуального развития в домашних условиях.

Ноябрь

Совет специалистов

 
3 Выпуск журнала для родителей « Малыш учится говорить.» В теч. года Логопед  
4 Индивидуальные консультации по запросам родителей. В теч. года Логопед  
5 Создание библиотеки «Популярные пособия для родителей по развитию детей раннего возраста». В теч. года Логопед,

ст. воспитатель

 
6 Практикум «Игры и игровые упражнения по развитию артикуляционного аппарата, воздушной струи и слухового внимания».

Январь

Логопед

 
7 Индивидуальные встречи по результатам проведённой с детьми работы. Составление нового плана работы. Февраль-Май

Совет специалистов

 

Рекомендации по развитию речи детей раннего возраста

  1. Проводить артикуляционную гимнастику, включая такие упражнения как: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Надуй шарик», «Кошечка лакает молоко», «Вкусное варенье», «Лошадка».
  2. Использовать игры для развития воздушной струи: поддувание предметов, сдувание предметов с поверхности и т. д.
  3. Развивать слуховое внимание и речевой слух. («Узнай по звуку», «Воспроизведение ритма», «Где позвонили?», «Громко или тихо», «Кто внимательный?» и т. д.)
  4. Уточнять артикуляцию звуков раннего онтогенеза.
  5. Обогащать пассивный и активный словарный запас:
  • учить называть предметы ближайшего окружения;
  • знакомить со значением слов, обозначающих:
  • основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный);
  • форму предметов (круглый, квадратный, овальный);
  • параметры величины (большой, маленький; широкий, узкий; длинный, короткий; высокий, низкий);
  • различные качества (горячий, холодный; мокрый, сухой; чистый,грязный);
  • обозначать словами свои и чужие действия.
  1. Учить детей выражать свои желания и потребности фразовой речью.
  2. Вводить в речь детей предлоги (в, на, под, около и т. д.).
  3. Оречевлять и комментировать все режимные моменты.
  4. Проводить пальчиковые игры.
  5. Включать в жизнь детей игры-инсценировки и игры - драматизации по сказкам.
  6. Читать стихи и сказки с повторяющимися действиями.
  7. Рассматривать сюжетные картины и беседовать по их содержанию.
  8. Рассматривать игрушки и описывать их.
  9. Учить детей выполнять двухактные инструкции.

Рекомендации по организации работы с детьми, имеющими низкий уровень речевого развития

  1. Учить детей общаться со взрослыми и друг с другом:
  • здороваться и прощаться со сверстниками и взрослыми;
  • показывать другим людям то, что ему понравилось;
  • ждать исполнения своих желаний;
  • играть рядом с другими детьми;
  • играть вместе с другими детьми.
  1. Продолжать знакомить детей с названиями окружающих его предметов, учить узнавать их на картинках.
  2. Учить детей ориентироваться в схеме собственного тела, а так же животных (игрушек).
  3. Учить детей различать понятия «большой», «маленький».
  4. Учить детей подражать звукам окружающей среды и повторять простые звуковые комплексы (би-би, тук-тук, бух, мяу, ням-ням и т. д.).
  5. Побуждать детей повторять за взрослым простые слова; называть предметы, отвечая на вопрос «Что это?».
  6. Формировать у детей элементарную фразовую речь (Ляля топ-топ, киса мяу).
  7. Упражнять детей в умении соотносить словесные обозначения действий с собственными движениями и действиями с игрушками. Учить понимать действия, изображенные на картинке.
  8. Учить ребенка выполнять просьбы взрослого «Дай мне», «Покажи мне».
  9. Упражнять детей в выполнении двухступенчатых инструкций (Дай мне мишку и собачку. Пойди на кухню и принеси чашку.).
  10. Учить детей соотносить предметы по цвету.
  11. Учить понимать значение предлогов «в», «на», «под» в ситуациях с игрушками и при рассматривании иллюстраций.

Для организации более эффективной и целенаправленной работы по выявленным проблемам были выработан индивидуальные маршруты развития на каждого ребёнка, имеющего значительные нарушения в речевом развитии как для педагогов, так и родителей.

Индивидуальный маршрут развития Ивановой Маши (для педагогов)

Рекомендации Реализация рекомендаций в детском саду Сроки Результат
1 Поддерживать и поощрять инициативу девочки в общении со взрослыми и другими детьми. Создание ситуаций, побуждающих взаимодействовать с детьми и взрослыми.  

 

Постоянно

Маша стала общительнее с детьми и взрослыми; откликается на просьбы других детей и с удовольствием идёт с ними играть.
2 Учить обозначать словами свои и чужие действия. Упражнять в умении соотносить словесные обозначения действий с собственными движениями и действиями с игрушками. Учить понимать действия изображённые на картинке. Беседы по содержанию иллюстраций.

П/и «Сделай как я».

Д/и «Кто, что делает?»

Постоянно

Маша рассматривает иллюстрации, называет действия, которые она видит на картинке; принимает активное участие в подвижных играх и называет действия, которые совершает в данный момент.
3 Учить понимать значение предлогов: в, на, под в действиях с игрушками и при рассматривании иллюстраций. Игры с предметами и игрушками; рассматривание иллюстраций.

Постоянно

Маша понимает значение предлогов в действиях с игрушками и иногда использует предлоги в речи, но девочка не всегда понимает значение предлогов при рассматривании иллюстраций.
4 Закреплять и расширять первичные представления о функциональных возможностях предметов через практический опыт (перенос действий с предметами-орудиями в игровую ситуацию) Сюжетные дидактические игры с куклами и другими игровыми персонажами (разговор с больной куклой).

Постоянно

Маша разговаривает с игрушками, использует предметы по назначению.
5 Организовывать ситуации, требующие от ребёнка некоторых усилий в достижении результата. Д/и «Собери пирамидку»

«Собери матрёшку».

Работа со строительным материалом.

Постоянно Маша собирает пирамидку, но затрудняется в назывании цветов; с удовольствием строит дом для своих друзей-игрушек.
6 Стимулировать речевую активность ребёнка, включая в сюжет игры различные игрушки, побуждая детей от их лица осуществлять ролевой диалог. Традиция «С добрым утром, малыши».

«Разговор по телефону»

Постоянно Маша включается в диалог с героями игры; откликается на просьбы позвонить по телефону кому-нибудь.
7 Осуществлять показ игровых действий, сопровождающихся развёрнутыми высказываниями в процессы разыгрывания с ребёнком небольших эпизодов в рамках того или иного сюжета. Показ образца выполнения игровых действий.

Игры-инсценировки.

Постоянно

Маша повторяет игровые действия, показанные воспитателем, но мало сопровождает их развёрнутыми высказываниями.
8 Наделять игровым смыслом простые манипуляции с игрушками не игровые действия ребёнка «понарошку». Создание проблемных игровых ситуаций.

Показ образца выполнения игровых действий.

Постоянно

Использует в сюжетно-ролевых играх предметы-заместители. Продолжить работу над проговариванием игровых действий в процессе игры.

Индивидуальный маршрут по развитию Ивановой Маши (для родителей)

Содержание совместной деятельности детей и родителей. Сроки Результат
1 Создавать Маше условия для проявления инициативы и самостоятельности Постоянно Девочка стала активно проявлять инициативу в общении со взрослыми и детьми.
2 Учить узнавать и называть изображения предметов и животных на иллюстрациях. Май Маша называет предметы и животных на иллюстрациях
3 Обозначать словами свои и чужие действия, действия с игрушками и действия изображённые на сюжетной картинке. ФевральМай Называет словами свои и чужие действия, действия с игрушками и действия изображённые на сюжетной картинке.
4 Побуждать Машу высказываться фразовой речью. Май Маша использует в своей речи простую фразу.
5 Знакомить девочку с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный); параметрами величины (большой, маленький); закреплять умение группировать и соотносить окружающие предметы по цвету и величине.

Май

Девочка группирует предметы по величине и соотносит предметы красного цвета.
6 Учить понимать значение предлогов: в, на, под. (Использовать игры с игрушками).

Май

Понимает значение предлогов: в, на, под в действиях с игрушками.
7 Учить девочку понимать и выполнять элементарные действия по двухсложной инструкции: «Дай мне мишку и зайчика».

Май

Маша выполняет двухактную инструкцию.
8 Учить осуществлять цепочку из 2-3 игровых действий. Использовать предметы-заместители в сюжетно-ролевой игре. Разговаривать в процессе игры с ребёнком.

Постоянно

Состав игровых действий стал более разнообразным. В игре использует разные варианты действий, включает в неё предметы-заместители.

Согласие родителей: ____________________

Следующая встреча: май.

Вся проведённая работа с детьми, педагогами и родителями дала значительную динамику в развитии детей раннего возраста.

В конце учебного года было проведено повторное обследование развития речи детей группы риска, которое показало что, дети научились:

  • использовать в своей речи элементарные фразы и простые предложения;
  • понимать значения прилагательных «большой», «маленький»;
  • выполнять двухактные инструкции взрослого;
  • понимать значения предлогов «в», «на», «под» (в игровых ситуациях с игрушками).

Но вместе с тем необходимо продолжать:

  • знакомить детей с основными цветами;
  • учить понимать значение предлогов на сюжетной картинке и употреблять их в речи;
  • упражнять детей в распространении простых предложений;
  • побуждать детей пересказывать знакомые сказки с повторяющимся сюжетом.