Разработка урока литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Золотая латынь"

Разделы: Литература


Велик тот учитель, который исполняет делом, чему учит.

Катон Старший 176,26

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.

Л.Н.Толстой

Цели урока: Обучение анализу текста; развитие навыков словесного рисования, навыков рассуждения и размышления, воспитания в учащихся чувства уважения к труду учителя.

1. Вызов

Ученики не были знакомы с этим произведением. И я начинаю с вопросов, чтобы пробудить их интерес.

Учитель : Сегодня мы познакомимся с произведением К. Г. Паустовского “Золотая латынь”.

Как вы думаете, о чем оно?

Кто является главным героем?

Что может произойти по сюжету с главным героем?_ (ОБСУЖДЕНИЕ)

Попробуем составить сюжет рассказа по опорным словам:

Надзиратель

Проказник

Данте

Латинский язык

Пламенная речь

Звенящая зловещая тишина ( 5 минут 3+2) Кто прав? Дать возможность высказаться всем. Нужны разные версии.

2. Осмысление

Рассказ поделен на отрывки. По прочтении каждого обсуждаем текст. Первая остановка

  1. От чего топорщились усы Субоча?
  2. Что такое “психологический опыт”?
  3. Можно ли считать мысль “удачной”?
  4. Какие качества характера Субоча мы можем назвать?
  5. Что мы понимаем под понятием “обычный приход Субоча”?
  6. Что такое “очередная жертва”?

Вывод: Первое впечатление об учителе и классе. Взаимоотношения не были враждебными.

Что произойдет дальше?

Вторая остановка

  1. Почему ученики так поступили?
  2. Что такое “зловещая, звенящая тишина”?
  3. Какое впечатление у нас сложилось о классе?
  4. Как ученики относятся к учителю?
  5. А о самом учителе Субоче?
  6. Можно ли представить внешний вид учителя?
  7. Обращение за помощью к надзирателю - что это?

Вывод: Впечатления о поступке. Розыгрыш? Шалость? Хулиганство? Месть? Каверза?(Оттенки)

Характеристика поведения учителя.

Что произойдет дальше?

Третья остановка

  1. “Варсапонт” - обидное прозвище?
  2. Что означает уход Субоча?
  3. Почему гимназисты были “встревожены” удачей психологического опыта?
  4. Гимназистам жалко Субоча?
  5. Почему гениальное удается один раз?

Вывод: Ожидание момента ,когда учитель разгадает их проделку? Дети-психологи. Сложная гамма чувств.

Что произойдет дальше?

  1. Ожидали ли дети наказание?
  2. Чем поразил их ход Субоча?
  3. Чем был обижен учитель?
  4. Имеет ли право учитель на обиду?
  5. Как было достигнуто примирение?

Вывод: Вырисовывается истинная картина отношений между учителем и классом.

Изменился ли учитель сегодня? Какие качества присущи учителю прошлого, а какие учителю нашего времени?

КАЧЕСТВА

УЧИТЕЛЬ ВЧЕРА УЧИТЕЛЬ СЕГОДНЯ
   
   
   
   
   
   

3. Размышление

Закончен рассказ? Нет. А что будет дальше? Неизвестно. Попробуйте закончить
рассказ по вашему усмотрению. ( 5 минут)