Цели урока:
1) раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь учащимся осознать истоки нашей победы;
2)совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; составлять связный текст по заданным вопросам; развивать навыки актёрского мастерства;
3) пробудить интерес к истории войны, истории своей семьи; вызвать эмоциональный отклик при беседе о войне; способствовать воспитанию патриотических чувств.
Оформление доски: эпиграфы к уроку, портрет А. Твардовского, иллюстрации В. Л. Гольдяева к поэме; фотография “Памятник автору и его герою в Смоленске” проецируется на экран
Оборудование: кинофильм “Оборона Сталинграда”; аудиокассета с песнями военных лет
Реквизиты: гармонь, шинель, котелок, пилотка, вещмешок и др.
Небольшая сцена в классе оформлена в виде полянки (место отдыха солдат). Роли Твардовского, Тёркина играют сами учащиеся.
Ход урока.
Звучит песня “Дороги” (сл. Л. Ошанина и муз. А. Новикова)
- Устное описание памятника А. Твардовскому и его герою В. Тёркину (подготовленный ученик знакомит с памятником по фотографии)
На одном из тихих и уютных уголков города Смоленска расположен памятник участникам Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. На постаменте высечены имена: Александр Твардовский, Василий Тёркин. (Рисунок 1)
Удобно расположившись на бревне, они увлечённо беседуют, вспоминают дороги пыльные, переправу, схватки боевые, своих друзей… Твардовский сидит, глубоко задумавшись. Он внимательно слушает рассказ об очередном бое, где наши одержали победу, и, возможно, размышляет о своей будущей главе “Книги про бойца”. Тёркин же, как всегда, весел и бодр. Вот- вот закончит свою речь и “заведёт другую песню”: заиграет на трёхрядке, забыв обо всём на свете… А завтра снова в путь-дорожку фронтовую.
Учитель: Давайте и мы прислушаемся к разговору двух современников, двух боевых товарищей - автора знаменитой “Книги про бойца” Александра Твардовского и всенародного героя Василия Тёркина. Они вместе прошагали по дорогам войны, преданно выполняя долг перед Родиной и, несмотря ни на какие трудности и испытания, выжили, потому что любили жизнь, свою родную землю, свой народ и страну.
(Роли Твардовского и Тёркина исполняют подготовленные учащиеся из старших классов)
Твардовский: Я ушёл на фронт на второй день войны. Участвовал в битве за Москву, а позднее – в победоносном походе нашей армии за освобождение от немецких фашистов Белоруссии, Украины, Польши и дошёл до Берлина. Все эти годы работал военным корреспондентом. Писал очерки, стихи, фельетоны, листовки, заметки. Встречи с солдатами, испытанное и увиденное своими глазами на дорогах войны повлияли на моё творчество. Все последние новости с фронта записывал в военную тетрадку и материал помещал в газету. Постепенно сложилась “Книга про бойца” и всеобщий любимец Тёркин.
Я мечтал о сущем чуде:
Чтоб от выдумки моей
На войне живущим людям
Было, может быть, теплей…
Чтение эпиграфа к уроку: “Василий Тёркин”- это лучшее из всего написанного о войне на войне” К. Симонов.
Тёркин:
Грянул год, пришёл черёд
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за всё на свете...
Бой идёт святой и правый,
Смертный бой не ради славы-
Ради жизни на земле.
- Демонстрация кадров из кинофильма “Оборона Сталинграда”
- Инсценирование главы “На привале”
(бойцы расположились на отдых)
Чтец:
И уже, пригревшись, спал
Крепко полк усталый.
В первом взводе сон пропал
На войне насчёт войны
Вёл беседу Тёркин.
Тёркин:
Вам, ребята, с серединки
Начинать. А я скажу:
Я не первые ботинки
Без починки здесь ношу.
Вот вы прибыли на место,
Ружья в руки- и воюй.
А кому из вас известно,
Что такое сабантуй?
Вот под первою бомбёжкой
Полежишь с охоты в лёжку.
Жив остался – не горюй:
Это малый сабантуй.
Хуже, брат, как миномётный
Вдруг начнётся сабантуй
Тот проймёт тебя поглубже.
Это средний сабантуй.
Сабантуй тебе наука,
Враг лютует - сам лютуй.
Но совсем иная штука
Это главный сабантуй.
Вот ты вышел спозаранку,
Грянул – в пот тебя и в дрожь:
Прут немецких тыща танков…
Солдат: Тыща танков? Ну, брат, врёшь
Тёркин:
Ладно, что там триста, двести
Повстречай один хотя б…
1 солдат:
Хорошо, что он попал
Тёркин, в нашу роту.
2 солдат: Теркин- кто же он такой?
Твардовский:
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
Проверка домашнего задания. Сочинение-рассуждение по теме: “Василий Тёркин – обыкновенный парень”.
Примерное рассуждение учащихся: Твардовский с первой главы знакомит нас с взводом молодых солдат. Они вовсе не герои от рождения, а простые ребята с “вихрастыми висками” и мальчишечьими глазами. Тёркин ничем от них не отличается, только, может быть, чуточку смелее, находчивее. В этом его обыкновенность.
Тёркин – настоящий патриот земли родной, как и большинство русских солдат. Свою любовь к Родине доказывает неустанным ратным трудом и подвигами. Кровь, смерть, испытания не смогли заглушить силу жизни, бодрость духа героя.
Понятно, что Тёркин достоин награды. Но скромный человек даже не пытается говорить о своих заслугах. В этом его простота и обыкновенность.
Рисуя образ Василия Тёркина, автор воплотил в нём лучшие черты русского воина: мужество и самообладание, душевная открытость и щедрость, сметливость и непоказная удаль.
- Обсуждение вопроса. А каких людей считаете необыкновенными, незаурядными. Можно ли причислить нашего героя к данному типу людей? Почему?
- “в муках тверд и в горе горд”; “то серьёзный, то потешный” ; “святой и грешный русский чудо- человек”; похож на былинного богатыря или солдата из сказок; на все руки мастер: то он боец, то плотник, то печник, то гармонист.
- Инсценирование главы “Гармонь” (Тёркин подходит к 2 танкистам, берёт в руки гармошку и заводит с ними беседу)
- Так сыграть бы на дорожку?
- Да сыграть - оно не вред.
- В чём же дело? Чья гармошка?
- Чья была, того, брат, нет…(снимают шапки)
- Да нельзя так уж нельзя
Я ведь сам понять умею,
Я вторую, брат, войну…
И опять же, посудите,
Может, завтра- с места в бой…
- Знаешь что. Ну, сыграй ты, шут с тобой.
(Тёркин садится за гармошку и начинает играть)
Чтец:
И от той гармошки старой,
Что осталось сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
(Звучит песня “Три танкиста” - сл. Б. Ласкина, муз. Дм. и Дан. Покрассов)
Под звуки мелодии исполняют солдатский танец, а затем под звуки песни “Случайный вальс”- сл. Е. Долматовского, муз. М. Фрадкина - солдаты приглашают девушек на вальс.
Вывод учителя: На примере яркой, самобытной личности В.Тёркина Твардовский показал человека “на войне, в быту суровом, в трудной жизни на войне”. Автор глава за главой рассуждает о том, без чего нельзя прожить на войне и побеждать, идя “на бой святой и правый”: полевая кухня, солдатская шинель, гармонь, землянка, шутки- прибаутки, дружба.
Поэма “Василий Тёркин” - настоящая повесть огненной страды, вобравшая в себя всё:
Что изведано горбом,
Что исхожено ногами,
Что испытано руками,
Что повидано в глаза … такими отважными бойцами
“из Рязани, из Казани, из Сибири, из Москвы”
- Назовите наших земляков- Героев Советского Союза. (Б. Давлетов, Г. Хадимухаметов, Х. Заманов, С. Фадеев, Г. Минаев)
Поверка имен по “Книге Памяти”
- Минута молчания.
Учитель: Наши земляки-участники войны были такими же мужественными и бесстрашными, как легендарный Тёркин. Говоря о собирательном образе Тёркина, современный писатель Г.Бакланов справедливо заметил: (чтение эпиграфа к уроку) “Только большие художники способны в одну судьбу вместить судьбу всего народа; потому каждый, читая книгу, находит в ней и самого себя”
- Беседа с учащимися (проверка индивидуального домашнего задания). Были ли на войне у ваших дедов встречи с Тёркиным? Что нового узнали о войне из рассказов дедушек и бабушек?
Обобщение учителя: У каждого солдата Великой Отечественной своя война, выпавшая на его долю, и в сердце каждого она оставила вечно незаживающий рубец. У одних- это контузии и ранения, у других- потеря любимого человека, родного дома… У поэтов же – вдохновенные и проникновенные строки. Они и сегодня звучат торжественно, весомо и значимо:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем…А. Твардовский
- Домашнее задание (учащиеся выбирают по желанию):
- подготовить статью в газету “По боевым дорогам отцов и дедов”;
- написать небольшой рассказ “Встреча Тёркина с поэтом через 60 лет”;
-конкурс на лучший памятник Василию Тёркину в нашем селе (подготовить рисунок и его защиту)
- Общая фотография на память с “героями поэмы “Василий Тёркин” и её автором”.
Рекомендуемая литература.
- Гришунин А. Л. Творчество Твардовского. – М., 1998
- Романова Р. М.Александр Твардовский. Страницы жизни и творчества. – М., 1989.
- Турков А. М. Твардовский – М., 1970.