Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.

В связи с этим в нашем дошкольном образовательном учреждении получило широкое применение здоровьесберегающая практика:

  • закаливание;
  • точечный самомассаж;
  • психогимнастика;
  • релаксационные упражнения;
  • двигательные упражнения статического характера ;
  • двигательные упражнения динамического характера;
  • подвижные игры;
  • коррекционная ритмика;
  • пальчиковые упражнения;
  • артикуляционные упражнения ;
  • дыхательные упражнения.

Работа по этому направлению осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, учителя – дефектолога, педагога - психолога, инструкторов по физической культуре и плаванию, музыкального руководителя.

Являясь участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание развитию физиологического и речевого дыхания, так как роль дыхания важна в логопедической практике в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи и голосоведения.

Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем центральной нервной системы. Каждый из органов речи имеет свою функцию, нарушение одной из них отразится на деятельности других органов.

Нарушением функции речевого дыхания считается:

  • подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;
  • слишком большой вдох;
  • учащенность дыхания;
  • укороченность выдоха;
  • неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха;
  • неправильная осанка.

Работой по восстановлению и развитию этой важной функции занимались многое авторы (А. Г. Ипполитова, Е. Л. Пеллингер, А. Н. Стрельникова, М. Норбеков и др.). Ими были разработаны различные методики, суть которых заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.

В практической деятельности с детьми, имеющими недостатки интеллектуального и психического развития, у меня возникла необходимость адаптировать существующие методики и сделать их упражнения доступными и интересными детям.

В работе по развитию дыхания, я использую различное оборудование: стандартное, которое применяю не по профилю специальное, а также изготовленное своими руками.

Все оборудование условно можно разделить на две группы:

  • 1 группа – релаксационная (которая решает задачи опосредованного массажа и релаксации) – сухой бассейн, фитболы, массажные коврики, фонотека.
  • 2 группа – активационная (стимулирует двигательные функции и нервно – психические процессы, тренирует дыхательную мускулатуру, формирует темпоритмические характеристики речи) – подвесные конструкции, игры на дыхание, султанчики и т.д.

Оборудование для развития дыхания, является частью предметно-развивающей среды кабинетов учителя – логопеда, учителя – дефектолога, психолога, музыкального и спортивного залов.

В нашей группе компенсирующего типа одним из условий реализации данного направления является наличие сенсорно – креативного, физкультурного и музыкального центров, частью которых является оборудование для развития речевого дыхания и укрепления здоровья детей.

Данное оборудование использую в зависимости от этапа формирования правильного речевого дыхания, с учетом возрастных и психофизических особенностей дошкольников.

I этап – формирование правильного неречевого дыхания. На этом этапе осуществляю работу по обучению детей длительному плавному (“Султанчик”, “Перышко”) и целенаправленному ротовому выдоху (“Загони мяч в ворота”, “Послушный ветерок”), учу регулировать силу воздушной струи (“Трубочка”, “Капелька”)

II этап – развитие диафрагмально-релаксационного типа дыхания, который направлен на расслабление и напряжение мышц диафрагмы. На этом этапе использую специальные игровые упражнения, направленные на увеличение силы сокращений дыхательных и брюшных мышц, что укрепляет мышечный корсет и вертикаль позвоночника, способствует улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания. Учу выполнять движения напряжения и расслабления в контрасте (“Покачай игрушку”, “Шарик”, “Медуза”).

Переход к следующему (3 этапу) я осуществляю только после того, как у ребенка сформированы навыки и усвоен материал предыдущих этапов.

III этап – развитие речевого дыхания. Работу на данном этапе провожу без использования оборудования, только на речевом материале. Работа осуществляется постепенно с увеличением количества производимых действий и объема речевого материала:

  • произношение гласного на выдохе (от одного звука до всего ряда), а затем шепотом;
  • произношение на одном выдохе одного согласного звука (шипящий или свистящий, если ребенок их произносит);
  • произношение на одном выдохе одного слога (двух – трех слогов);
  • произношение на одном выдохе одного слова (двух – трех слов);
  • рассказывание чистоговорок, поговорок, стихотворных текстов, соблюдая логические паузы.

Использую игры и упражнения: “Отгадай, кто позвал?”, “Назови картинки”, “Повтори слова”.

Рассматривая физиологическое дыхание как один из факторов здоровьесбережения ребенка, а речевое — как фундамент для формирования устной речи, нам удалось закрепить у детей энергетический экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания; обеспечить комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание (мимический и артикуляционный праксис, голосообразование и просодия) и удовлетворить потребности детей в двигательной активности и различных формах деятельности, сообразной их природе; сформировать правильное дыхание в наиболее сжатые сроки и без ущерба с пользой для психофизического здоровья ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Е.Л. Новикова, Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников, М.; 1999
  2. Т.В. Климова, Здоровьесберегающий аспект воспитательно-образовательных программ для детей дошкольного возраста, НГПУ
  3. М.Н. Щетинин, Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей, М.; 2007
  4. Н.В. Лебедева, Нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи, М.; 2000

Л.Н. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шинкова, Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи, М.; 2004