Из опыта работы педагогической лаборатории "Поиск"— методического объединения учителей 3-х классов

Разделы: Начальная школа


Работа методического объединения – часть единой методической системы школы. Развитие педагогического творчества является приоритетным направлением методической работы в нашей школе. Педагогическая лаборатория “Поиск” объединяет в своем составе 6 учителей начальных классов. Основная тема работы: организация учебно-воспитательной работы по взаимодействию трех сфер развития личности младшего школьника в процессе обучения: сознания, деятельности, общения.

В результате совместной работы определены и реализуются следующие задачи:

  • обучение и воспитание при сохранении психологической комфортности; чуткость, отзывчивость, толерантность по отношению к учащимся.
  • обращение к ребенку, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации – обеспечение овладения каждым учащимся максимально возможным уровнем обученности и развития в соответствии с его потребностями и возможностями.
  • организация учебно-познавательной деятельности в тесном сотрудничестве с родителями.
  • повышение профессионализма педагогов, вовлечение в непосредственный процесс разработки, реализации и развития всех компонентов учебно-методического комплекса начальной школы.

В соответствии с задачами каждым учителем определены основные темы методико-педагогической деятельности: “Педагогические условия развития ученика”, “Дифференциация учащихся в процессе обучения”, “Использование на уроке современных информационных технологий”, “ Развитие читательских интересов младших школьников”, “Библиотечные уроки”, “Новые подходы к системе оценки качества знаний”. Темы по самообразованию раскрывают единую методическую тему школы “Личностно-ориентированное обучение и воспитание в условиях сельской школы”.

Для решения поставленных задач используются разнообразные формы и методы педагогического сотрудничества: семинары, психолого-педагогический мониторинг, аукцион методических идей, целевые взаимные посещения уроков, педагогические совещания и др. Практикуются открытые мероприятия, интегрированные уроки. ПЛ ведет поиск наиболее эффективных современных форм научно-методической работы для решения существующих проблем. Так ведется разработка методического пособия в помощь классному руководителю “Саха о5ото”, готовится его электронный вариант. Учитель Васильев Б.Н. разработал программу “Индивидуальная программа развития ребенка с ограниченными возможностями в условиях домашнего обучения”. В целях гуманизации образования учителем Новиковой Г.В. практикуются новые принципы оценивания учебной деятельности: безотметочное обучение, оформление индивидуальных диагностических карт, отслеживание влияния рейтинговой оценки на результативность обучения. Перенимая этот положительный опыт, учителя работают над проблемой оценивания деятельности младших школьников без использования отметки, разрабатывают формы тематически-тестового контроля знаний учащихся по приоритетным предметам.

В учебно-воспитательной работе реализуются принципы личностно-ориентированных технологий: построение и становление индивидуальной траектории ученика при его самостоятельной активности и творческом саморазвитии, особое внимание уделяется внедрению методики развивающего обучения, усилению роли индивидуального подхода и самостоятельной творческой работы, активизации познавательной деятельности в урочное и внеурочное время, развитию навыков мыслительной деятельности, самоконтроля и коррекции.

Ведение карты развития учащихся, проведение диагностик, тематический контроль знаний, изучение школьной мотивации проводятся системно в течение года. Учителя фиксируют успехи каждого учащегося в комплексном портфолио: психолого- педагогическом, творческом и портфолио отзывов. Положительные результаты дает применение технологии индивидуализации обучения учащихся, тестовых заданий, проектных работ.

Ведется целенаправленная работа по подпрограммам развития школы “Одаренные дети”, “Дети-сироты”, “Дети с проблемами в обучении”, “Здоровье”. В целях сохранения здоровья школьников и повышения эффективности учебного процесса проводятся динамические физкультминутки, подвижные игры во время перемен. Для обеспечения благоприятной психологической обстановки в учебных кабинетах оборудованы игровые зоны – для настольных игр, шашек, шахматов, домино; обновлена школьная мебель. Каждым учителем системно проводится внеклассная кружковая работа по разным предметам. Так ребята с удовольствием занимаются в кружках “Занимательная математика”, “Информатика в играх и задачах”, “Развитие речи”, “Веселый счет” и др. Учителя много внимания уделяют интеллектуальному развитию учащихся, прививают научно-исследовательские навыки. Наши ученики каждый год успешно участвуют на НПК “Первые шаги”, улусных и республиканских конкурсах и викторинах, в международных олимпиадах “Кенгуру”, “Русский медвежонок”.

Повышение педагогического мастерства педагогов – одно из необходимых условий успешной деятельности образовательного учреждения. Все наши учителя прошли обучение на проблемных и фундаментальных курсах ИПКРО. Учитель Трофимова Д.В. прошла обучение на. курсах Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по проблеме “Деятельностное содержание начального образования в условиях его вариативности” в г.Москве в 2006 г. Алексеева А.Т., Новикова Г.В., Секова Л.Ф. - участники республиканского фестиваля-конференции “Росток” по проблемам предшкольного образования. в г.Якутске и регионального семинара “Деятельностный подход в обучении младших школьников” в с.Верхневилюйске в форме мастер-класса. Секова Л.Ф. достигла высоких результатов в овладении и применении современных компьютерных технологий в учебной и методической работе. Учитель прошла переподготовку на учителя информатики в начальных классах при ИПКРО, обобщила свой опыт применения новых информационных технологий и выступила с докладом на республиканских педчтениях. Васильев Б.Н. принял участие в республиканском конкурсе молодых учителей. Педагоги приняли участие в форме публикаций в открытом педагогическом форуме “Открытый урок” и форуме исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”, проводимых издательским домом “Первое сентября” г. Москвы. Так положительный опыт наших коллег распространен в разных формах.

Таким образом, методическая работа в школе на современном этапе приобретает особую значимость. Развивать педагогическое творчество – это значит повышать мотивацию учителя к педагогическому труду, внедрять научную организацию труда в практику учителя, создавать психологический настрой на творчество, помогать учителю видеть собственные достижения, выявлять проблемы и находить пути их решения.