Интегрированный урок в 7-м классе по теме "Древние образы в народном искусстве"

Разделы: Информатика, МХК и ИЗО


Цели:

  • Формировать эстетическую культуру через знакомство с образцами изделий народного творчества краеведческого школьного музея.
  • Научить создавать художественный образ вещи на основе повтора, импровизации, умению выразить свое отношение к искусству и действительности.
  • Применить компьютерные технологии для создания творческой композиции в традициях русского Севера, используя возможности графического редактора Paint.
  • Воспитывать бережное отношение к творчеству народных умельцев и современной компьютерной технике.

Тип урока: интегрированный.

Оборудование и наглядность: компьютеры, экспонаты из школьного краеведческого музея (рубахи мужские и женские, полотенца, пояс, скатерть), ММП.

Оформление: выставка музейных экспонатов, ММП.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Демонстрация и анализ музейных экспонатов; знакомство с символическими знаками и художественными средствами вышивки.
  4. Объяснение задания.
  5. Творческая работа за компьютером.
  6. Показ и анализ работ учащихся.
  7. Итог урока.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Учитель информатики. Сегодня у нас необычный урок – интегрированный, поэтому вести его будут два учителя: учитель информатики (...) и учитель изобразительного искусства (...).

Тема нашего урока “Древние образы в народном искусстве”. [Приложение1: слайд 1] Наш урок я хотела бы начать словами: “К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать, воспринимать всей душой, их надо осваивать”. А.Б. Салтыков.[Приложение1: слайд 2]

3. Демонстрация и анализ музейных экспонатов; знакомство с символическими знаками и художественными средствами вышивки.

Учитель изобразительного искусства. Перед вами предметы, вещи из краеведческого музея, выполненные мастерами родного края. Что объединяет эти предметы? [Приложение1: слайд 3]

Ученик: вышивка, узор в полосе, красная нить, повторяющиеся элементы.

Учитель изобразительного искусства. Культура Севера складывалась веками. Отражение мировоззрения, эстетики и характера народа можно найти в его костюмах и вещах, которые необходимы были человеку. По поверью народов Севера, злые духи могли сильно повлиять на человека, вызвать разные болезни, дурные поступки. Узоры на одежде, вещах способствовали укреплению здоровья, духа человека. Вышивка, используемая в одежде, “мешала” проникновению нечистой силы. Наиболее распространена вышивка гладью, или крестом.

Какие мотивы использовали мастера в этих изделиях?

Ученик: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.

Учитель изобразительного искусства. Вышивка северного народа имеет свой характер, свои особенности. В этом сказывается зависимость народного искусства от природы, труда человека, его быта.

Узоры на одежде поражают разнообразием геометризованного и геометрического орнамента. В начале 19 века создатели вышивок еще помнили смысловое значение узоров и могли пояснить смысл. Со временем содержание народного узора стало забываться. Но в настоящее время ученые исследуют русскую старину.

Язык русской народной вышивки – это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяет холст и, чаще всего, красная нить. Понятие “писать” в древности имело значение “украшать” и “изображать”. “Строчить письмо” значило вышивать “строкой” один за другим ряд символических знаков. Например: [Приложение1: слайд 4]

круг – символ солнца, луны;
квадрат – символ плодородия;
ромб – символ плодородия;
ромб и крест – образ дерева;
треугольник – знак оберега;
человеческие фигурки с опущенными руками – изображение богини-матери;
с поднятыми руками – “дева”.

И все эти знаки – символы жизни и защиты семьи.

Узоры на вещах называют орнаментом. А что такое орнамент?

Ученик: орнамент – это узор из ритмично повторяющихся или чередующихся элементов. [Приложение1: слайд 5]

Учитель изобразительного искусства. Обратите внимание, какой орнамент чаще всего применяется в северных вышивках? Какие символы используются в узоре? [Приложение1: слайды 6-8]

Ученик: геометрический, с изображением ромбов и квадратов.

Учитель изобразительного искусства. Большое значение и характер узору придает ритм. Ритм – одно из важнейших художественных средств создания произведения. С ритмическим началом человек постоянно сталкивается, наблюдая природные явления:

  • в смене времени года;
  • чередовании дней недели.

Приведите еще примеры ритма.

Ученик: в течение суток, в естественном распределении листьев и цветов на стеблях растений.

4. Объяснение задания. [Приложение1: слайд 9]

Учитель изобразительного искусства. Сегодня вы должны нарисовать с помощью компьютера линейный орнамент из геометрических форм для вышивки полотенца, используя символические знаки.

Учитель информатики. В настоящее время люди многих профессий используют в своей работе компьютер, не исключение и дизайнеры. Прежде чем приступить к вышивке, дизайнеры выполняют эскиз орнамента с помощью компьютера. Почему?

Ученик: на компьютере можно создать один элемент эскиза, а потом его копировать.

Учитель информатики. И не только. Посмотрите на эскиз вышивки [Приложение1: слайд 10]. Работу над эскизом следует начать с создания половины элемента. Далее, используя копирование, отражение слева направо, получим элемент целиком, из которого в дальнейшем будем создавать орнамент.

Посмотрите на следующую композицию вышивки [Приложение1: слайд 11]. Работу над эскизом следует начать с четверти элемента. Далее, используя копирование, отражение слева направо, сверху вниз, получим элемент целиком, из которого в дальнейшем будем создавать орнамент.

Рассмотрите образцы орнаментов, выполненных на компьютере. [Приложение1: слайд 12]

5. Творческая работа учащихся.

Учителя во время выполнения эскиза учащимися оказывают помощь, разъясняя принципиальные моменты работы.

6. Показ и анализ работ учащихся.

Учащиеся демонстрируют свои работы через мультимедиа проектор и объясняют смысловое значение орнамента.

7. Итог урока.

Учителя. Составим из узоров полотенце с многоярусным орнаментом. [Приложение1: слайд 13]

Вывод.

Учитель изобразительного искусства. Народный орнамент по сей день не утратил своего практического значения. “Крестьянское искусство” - та горячая и здоровая кровь, которая необходима новому искусству... Эти вечные черты бытового искусства, данные гениями художественно одаренного народа..., продолжают питать творчество современных художников. [Приложение1: слайд 14]

Литература.

  1. Дурасов Г.П., Яковлева Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. М.: изд. “Советская Россия”, 1990.
  2. Терра-Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Терра, 1998.
  3. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1980.