Применение блочно-модульной технологии при изучении географии Красноярского края

Разделы: География


Красноярский край занимает центр Азиатской части России. Он относится к наиболее крупным административным районам страны. В новых базисных учебных планах средней общеобразовательной школы значительное место уделяется изучению родного края.

Краеведческий подход в обучении географии заложен в содержании программного материала и способствует единому усвоению системы географических понятий.

Более глубокое изучение края осуществляется в рамках программы географии России 8-9 классов. Курс состоит из двух частей: физическая география края (8 класс) и экономическая география края (9 класс). Помимо этого вопросы, касающиеся географии Красноярского края включены в предметы регионального компонента, такие как «Природа и экология Красноярского края», «Основы регионального развития» и разнообразные элективные курсы, предлагаемые учителя географии.

При изучении родного края на уроках географии применяются различные технологии. Одной из новых технологий, вошедших в учебный процесс, является блочно-модульная система. Ее основная идея заключается в том, что школьник должен учиться сам, а учитель осуществляет управление учебной деятельностью. Данная технология направлена на более глубокое изучение Красноярского края, так как поверхностное знакомство с ним осуществляется при изучении районов России.

Помимо этого, блочно-модульная технология открывает следующие возможности:

  • индивидуальная самостоятельная работа учащихся;

  • партнерская работа в парах;

  • работа в группе.

Все три формы играют важную роль, так как для модульной технологии в обучении географии Красноярского края характерна индивидуализация.

По сравнению с другими технологиями у блочно-модульной есть свои преимущества:

  • возможность работать самостоятельно с дифференцированной программой;

  • развитие личностных качеств школьника (самостоятельности; умений ставить цели, планировать, организовывать и оценивать свою деятельность);

  • комфортная обстановка на уроке (индивидуальный темп, ''мягкий'' контроль);

  • консультирование и дозированная персональная помощь от учителя.

Ведущая характеристика модульной технологии – гибкость, способность оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся условиям (путем дифференциации содержания обучения и вариативности методов обучения).

Принцип модульности предполагает целостность, завершенность и логичность построения единиц учебного материала в виде модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов. Например, в представленном ниже уроке по блочно-модульной технологии 5 учебных элементов. В нулевой учебном элементе содержатся основные цели урока, в УЭ1, УЭ2, УЭ3 – рассматриваются основные подтемы урока.

В разработанном уроке происходит сочетание материалов, как по физической, так и по экономической географии. Это дает возможность рассматривать географию края как интегрированную (комплексную) науку.

В результате выполнения представленного модуля каждый ученик самостоятельно может оценить свои успехи, так как в УЭ4 содержится рейтинг баллов за выполнение заданий.

Рассмотрим фрагмент модульной программы по курсу ''География Красноярского края''.

Тема: ''Промышленность Красноярского края''

Учебный элемент

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

УЭ0

Интегрирующая дидактическая цель.

По завершении работы над учебными элементами учащийся должен:

Знать:

1) особенности ЭГП Красноярского края;
2) особенности природы и хозяйственного развития Красноярского края;

Уметь:

1) анализировать карты атласа;
2) формировать выводы по каждому учебному элементу;
3) составлять комплексную характеристику края, делать выводы.
4) осуществлять разные виды контроля;
5) учиться работать в группах, учитывать мнение других, принимать решения.

Вводный контроль:

Ответьте на вопрос:

Какие природные ресурсы характерны для территории Красноярского края?

Сформулируйте цель урока исходя из ответа.

Используйте для своего модуля: учебное пособие Ю.Ф.Лысенко. Социально-экономическая география Красноярского края. – Красноярск, 1998.

Географический атлас: 9 класс.

Географический атлас Красноярского края и республики Хакасия.

Обсудите ответ в группах. Отвечает один человек.

УЭ1

Особенности географического положения, проблемы и перспективы развития Красноярского края.

Цель: Определить особенности ЭГП и перспективы развития Красноярского края.

Ход работы:

1) Изучите с. 17-19 учебного пособия.

Задание А

Ответьте на вопрос:

Можно ли считать, что роль Красноярского края в хозяйстве России – следствие его природных условий и ресурсов?

Задание Б

Закончите предложение:

1. Красноярский край занимает площадь __________.
2. К районам Крайнего Севера относится _________ территории.
3. Неконкурентноспособной стала продукция ______________.
4. Развитие южной части края обеспечили __________.
5. Красноярский край находится в фокусе глобальных связей _____________.

Взаимоконтроль: поменяться тетрадями с соседом, он проверит по образцу и поставит балл.

Задание В

Сделайте вывод об особенностях географического положения Красноярского края:

Положительные                             Отрицательные
________________                        ________________
________________                        ________________
________________                        ________________
________________                        ________________
Контроль: работу проверяет учитель.

 

 

 

 

 

Задание обязательно для всех.

Максимум – 5 баллов.

 

Учебники и атласы закрыты. Задания выполняются в тетради.

Максимум – 10 баллов.

 

 

 

 

Максимум – 8 баллов.

УЭ2

Состав и природные условия Красноярского края.

Цель: определить состав территории, выделить основные полезные ископаемые Красноярского края, охарактеризовать природные ресурсы, сделать выводы об особенностях природных условий и ресурсов района.

Ход работы:

1) Внимательно изучите текст учебного пособия на с. 23-33.
2) Изучите карту атласа.
3) Выполните одно из двух заданий:

Задание А

Выполните тест:

1. Красноярский край славится запасами:

А. нефти и газа
Б. каменного угля
В. алмазов

2. Бурый уголь добывают:

А. месторождение Черемхово
Б. Новокузнецкий бассейн
В. Канско-Ачинский бассейн

3. К сельскохозяйственным культурам Красноярского края относятся:

А. кукуруза
Б. сахарная свекла
В. соя

4. Крупнейшая водная артерия района:

А. Енисей
Б. Ангара
В. Обь

Самоконтроль по листу ответов на столе учителя.

Задание Б

Ответьте на вопросы:

1. Каковы запасы угля края?
2. Назовите наиболее крупные из разведанных месторождений нефти.
3. Какое место в России занимает край по запасам нефти и газа?
4. Назовите крупнейшие месторождения марганцевых руд в крае.
5. Какими запасами полезных ископаемых обладает Норильский регион?

Самоконтроль по листу ответов на столе учителя.

Задание В (обязательно для всех)

На контурную карту нанесите границу Красноярского края, административные единицы, входящие в его состав, крупные города.

Контроль осуществляет учитель.

 

 

 

 

 

 

Учебник и атласы закрыты. Задание выполняется в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Максимум – 4 балла.

 

 

 

 

 

Максимум – 5 баллов.

 

 

Максимум – 10 баллов.

УЭ3

Специализация хозяйства и перспективы развития.

Цель: понять взаимосвязь между природными ресурсами и специализацией края, оценить влияние природных условий и ресурсов на хозяйственное развитие края, выявить хозяйственные проблемы Красноярского края и наметить пути их решения.

Ход работы:

1) Изучить текст учебного пособия с. 103-105.
2) Изучить таблицы на с. 104, 105.
3) Выпишите в тетрадь отрасли специализации Красноярского края.
4) Выполните одно из двух заданий.

Задание А

Выберите правильные ответы (знаками ''+'' или ''-")

Отраслями Красноярского края являются:

1. Цветная металлургия
2. Топливная промышленность
3. Электроэнергетика
4. Рыбная промышленность
5. Нефтехимия
6. Производство минеральных удобрений
7. Лесной комплекс.

Контроль: сверить свой отчет с образцом, который находится у учителя.

Задание Б

Сформулируйте проблемы и перспективы развития Красноярского края.

Контроль осуществляет учитель.

 

 

 

 

 

 

 

Учебник и атласы закрыты. Задание выполняется в тетради.

 

 

 

Максимум – 7 баллов.

 

Максимум – 10 баллов.

УЭ4

Резюме

Самостоятельно оцените, достигли ли вы цели. Для этого вернитесь к началу модуля и прочитайте, какие пред вами стояли цели.

Подсчитайте общее количество баллов.

Определите по шкале баллов свою оценку.

Оценки:
''5'' – 35-40
''4'' -29-34
''3'' -23-28
''2''- 22 и менее.

Ответы:

УЭ1 . Задание Б –

1. Площадь – 2339,7 тыс.кв. км
2. 90.6 %
3. Лесной комплекс, угольная промышленность, строительная индустрия.
4. Транссибирская и Южно-сибирская магистрали.
5. Из Западной Европы в Японию, из Северной Америки в Южную и Юго-восточную Азию.

УЭ2. Задание А. 1) А; 2) В; 3) Б; 4) А.

Задание Б. 1) 70 %; 2) Юрубчено-Тохомское, Собинское, Оморинское; 3) 2 место; 4) Порожинское; 5) Медно-никелевые.

УЭ3. Отрасли специализации: электроэнергетика, цветная металлургия, лесной комплекс.

Литература:

1. Душина и.В., Таможня Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе: Пособие для учителей и студентов пед. н-тов и ун-тов. – М.: ООО Астрель, 2002. – 203 с.
2. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе: учеб. пособие для студентов вузов. М.: АСТ: Астрель ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 382 с.