Урок развития речи в 6-м классе

Разделы: Русский язык


Сочинение юмористического рассказа на основе услышанного или увиденного (без обрамления)

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся со средствами создания комического.
  2. Формировать умение находить их в художественных текстах и использовать в собственной речевой практике.
  3. Развивать творческие способности учащихся по созданию рассказа (повествовательного текста).
  4. Возбуждать интерес к русскому языку и литературе.

Оборудование урока: ксерокопии рассказов и отрывков рассказов Н. Вторушина (см. Приложение. Баранов М.Т. Русский язык: учебн. для 6 кл. общеобр. учр./ М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский.- М.: Просвещение, 2001.- 240 с.)

ХОД УРОКА

1. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.

Если был бы я девчонкой

Если был бы я девчонкой,-
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмел,
Перемыл бы чашки-ложки,
Сам начистил бы картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего ж я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
- Молодчина ты, сынок!

Э. Успенский

- Прочитайте стихотворение Э. Успенского про себя и определите его тему (упражнение 487).

- Можно ли это стихотворение назвать юмористическим? Почему?

- Что такое юмор?

(Юмор – изображение героев в смешном виде. Смех веселый, доброжелательный, помогает человеку освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого. Юмористы намеренно смешат читателя, показывая смешных героев, описывая забавные события и ситуации. Смех помогает увидеть, понять, критически оценить, какое-то событие, человека или себя самого, одним словом, “смехотерапия”)

- Что вызывает улыбку при чтении стихотворения Э. Успенского?

- Какой прием автор использует для создания комического эффекта?

еожиданная концовка, мальчик помог бы маме, если был бы девчонкой, но в то же время хочет, чтобы мама похвалила его как сына)

- Какое местоимение в этом стихотворении повторяется? Как это характеризует героя стихотворения?

- Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

2. РАБОТА ПО ТЕМЕ

1. – Цель нашего сегодняшнего урока – написать, сочинить юмористический рассказ на основе услышанного или увиденного. Для этого вначале выясним, с помощью каких именно средств писатели и поэты создают комический эффект в своих произведениях, проанализируем несколько рассказов Ханты-Мансийского автора Николая Вторушина. Запишите тему урока.

- С какими юмористическими рассказами вы познакомились в этом году? (А. П. Чехов

“Лошадиная фамилия”, “Пересолил”; М.М. Зощенко “Галоша”, “Встреча”)

- Отличается ли юмор А. Чехова от юмора М. Зощенко? Что высмеивает М. Зощенко в рассказе “Галоша”?

(А. Чехов по-дружески смеется над героями, их недостатками. М. Зощенко высмеивает недостатки общественной жизни: бюрократизм и волокиту государственных служащих.)

- Итак, юмористические рассказы создаются для борьбы с недостатками в окружающей жизни или в самом человеке. Юмористы смехом помогают понять какое-нибудь событие, человека или даже самого себя.

- А какие средства создания комического используют в своих произведениях писатели?

(часто используют неожиданную развязку, поступки героев, необычность ситуаций, “говорящие” фамилии и др.)

2. - Прочитайте текст и определите, какое средство использует Николай Вторушин для создания комического.

Северный ветер властвовал в вечернем городе. Было очень холодно, и редкие прохожие, пряча лица за ворот, торопливо перебегали улицу.

На автобусной остановке скопилась большая толпа народу. Автобус опаздывал, и Галя, предвидя давку, загодя достала из кошелька пятирублёвую монету, переложив её в карман пальто. В это время показался долгожданный транспорт, народ бросился на штурм распахнувшихся дверей. Галя была так зажата со всех сторон, что ей даже не понадобилось прилагать никаких усилий для того, чтобы оказаться в салоне: её буквально внесли на заднюю площадку.

Когда автобус тронулся и пассажиры стали с трудом доставать и передавать деньги на билеты, Галя протиснула руку в карман, где к величайшему своему удивлению обнаружила … чужую руку. Рука вора, вероятно мужская, крепко сжимала её пятирублёвку! Возмущённые Галины пальцы тут же вцепились в монету. Но пальцы карманника ухватили монету ещё крепче. Однако такая наглость вора только добавила решимости владелице наличности. Поняв, что силой ей не вырвать деньги, Галя по-кошачьи – всеми ногтями – вцепилась в мужскую руку. Чужая рука тут же выпустила монету и покинула карман. Галя победоносно вынула пятирублёвку и передала кондуктору.

Выйдя на своей остановке, Галина поспешила домой. “Вот жулья развелось”,- думала она о происшествии.

Потом машинально сунула руку в карман и вдруг остановилась от изумления: монета, её пятирублёвая монета, лежала там в целости и сохранности!.

(Н. М. Вторушин “Борьба за наличность”)

(Здесь автор использует неожиданную концовку, развязку. Галина была уверена в том, что вор, пользуясь давкой, хочет её обокрасть. Она и предположить не могла, что сама залезла в чужой карман и вытащила чужие деньги. Название рассказа тоже вызывает смех.)

-Итак, одним из средств создания комического является неожиданная развязка.

3. - В основе юмористических рассказов может лежать забавная ситуация, в которую неожиданно попадают герои. Определите, в какой ситуации оказались наши герои.

У Ивана Максимыча – мужика с крепким здоровьем и крутым характером – было три сына. Учились они с четвертого по восьмой класс. Своеобразность крутого характера Ивана Максимовича выражалась в особой “методе”, применяемой им в воспитании детей.

Он регулярно их порол ремнем за двойки, каждый раз регистрируя факт наказания в специально заведённой тетради. Однако и сыночки тоже были не глупцами и в ответ на действия родителя придумали свой защитный метод. Стоило ребятам увидеть, что отец ушёл в школу на родительское собрание, они сразу же натягивали на себя по несколько штанов и смело дожидались разъярённого папашу из школы.

Придя домой, отец доставал ненавистную ребятам тетрадку, снимал ремень и любезно приглашал на экзекуцию:

- Ну, вундеркинды, подходи по одному, расчёт буду проводить. Так, что мы здесь имеем? Васька: четыре двойки и кол? За него вдвойне! Итого – шесть! Петька? У Петьки получается восемь … А у тебя, Ванька, вроде одиннадцать?! Ну вот и готов расчет…

Выдав сыновьям положенное, отец тыкал пальцем в тетрадь:

- Распишись вот тут, что получил сполна.

И пока отец порол одного, двое других исподтишка хихикали над притворными стонами братца. Вот так и шёл этот воспитательный процесс – от собрания до собрания.

Но однажды Иван Максимович зашёл в школу без приглашения учителей, где, понятно, выслушал немало “добрых” слов в адрес своих детей. А после этого выдал не подготовленным к порке сыночкам по полной программе.

С неделю сидели братцы на краешках стульев, но успеваемость у них заметно повысилась. Видимо, отцовская метода на сей раз сработала безотказно. (Н. М. Вторушин “Расчёт”)

(Отец “воспитывал” детей по-своему, и они придумали свой защитный метод. Сыновья рассчитывали, что отец никогда не узнает об их “методе”, но родитель зашёл в школу раньше времени. Сколько верёвочке ни виться, а конец-то будет …)

- Средством создания комического в данном случае является ситуация, которая, можно сказать, взята из жизни. История не только смешная, но и поучительная.

4. – Возьмём теперь другой отрывок и попробуем определить, какое средство для создания комического здесь использует Николай Вторушин.

…Придя на болото, ягодницы занялись привычным делом… Вдруг на противоположном краю появился … громадный медведь. Он постоял, понюхал воздух, повернув морду в сторону цынгалинцев [жители поселка Цынгалы, Тюменской области] , и неторопливо направился прямо на них… женщины с визгом бросились прочь. Глухой охранник тем временем миролюбиво продолжал собирать ягоду. Мимо него промелькнула тень одной женщины, потом другой… Заподозрив неладное, Петр привстал, чтоб осмотреться по сторонам, и тут же опрокинулся на задницу. Медведь двигался точно в его сторону.

Мгновенно оценив ситуацию, ягодник бросился вслед за женщинами. Громадными прыжками он догнал крайнюю и, схватив её за воротник, отбросил прочь с пути. При этом он издал такой рык, что медведь, не обращавший на беглецов никакого внимания и занятый сбором ягоды, вынужден был снова поднять голову… Пётр же, как молодой олень, несся вперёд, сметая с дороги своих подопечных. Только оставив всех позади, он сбавил темп, перешёл на шаг и наконец, обессилев, присел на пенёк посреди поляны… (Н. Вторушин “Охранник”)

втор, для создания комического эффекта, использует гиперболу: Пётр, испугавшись медведя, убегает от него так, что перегоняет и раскидывает всех женщин со своей дороги. Бег охранника сравнивается с бегом молодого оленя)

- Для создания комического эффекта автор использует гиперболу.

5. – Запишем в тетрадях:

Средства создания комического:

1. Комическая ситуация.

2. Языковые и изобразительно – выразительные средства:

  • гипербола (преувеличение);
  • литота (преуменьшение);
  • неожиданное сравнение;
  • буквальное толкование фразеологизмов и слов с переносным значением;
  • перечисление несоотносимых предметов как однородных;
  • столкновение в одном контексте прямого и переносного значений слов и др.

3. Название, начало и концовка рассказа.

6. – Попытайтесь по данному началу и концовке юмористического рассказа Н. Вторушина “Нелетающий рябчик” предположить его содержание.

Начало: Два приятеля пошли на охоту за рябчиками. В бору, где, по их мнению, могла водиться дичь, они разошлись в разные стороны.

Концовка: Сами сюда летите, проклятые перья!

(Прослушиваются 3-4 работы.)

- Сравните с авторским текстом.

Нелетающий рябчик.

Два приятеля пошли на охоту за рябчиками. В бору, где, по их мнению, могла водиться дичь, они разошлись в разные стороны. Побродив немного по лесу, первый охотник уселся на валежину и время от времени стал дуть в манок, призывая птицу. Лес безмолвствовал. Но когда, потеряв всякую надежду на желанный ответ, приманщик стал прятать манок в карман, где-то поблизости вдруг отозвался рябчик. Охотник, воодушевлённый долгожданным призывом, запиликал почаще, но и невидимый рябчик тоже участил призывную серенаду. Причём он не приближался, не подлетал, а отзывался с одного и того же места. “Какой-то дурной набор для супа попался – или старый, или уж слишком молодой?”- подумал охотник и прокричал раздражённо:

Да что ты не летишь ко мне, чёртово мясо?!

Рябчик, видимо не ожидавший такой наглости, сначала притих, а потом громко ответил голосом второго охотника:

Сами сюда летите, проклятые перья!

3. ЗАДАНИЕ НА ДОМ Используя различные средства создания комического, написать юмористический рассказ на основе увиденного или услышанного.

Литература

  1. Вторушин Н. М. Просто курьёзы: рассказы / Н. М. Вторушин. – Екатеринбург: Пакрус, 2005. – 71, [1] с.
  2. Литература. 6 кл. Учеб. Хрест. для общеобраз. Учр. В 2 ч. / Авт. – сост. В. П. Полухина. – 6-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1999.- 255 с.