Урок природоведения по теме "Пустыня", программа "Школа России" с использованием ЦОР

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • ознакомить с климатическими условиями зоны пустынь;

  • формировать представление учащихся об особенностях животного и растительного мира пустынь,

  • коррекция развития речи.

Оборудование: 2 конверта с описанием зон, тесты, раздаточный материал, рисунки детей «Пустыня», слова-карточки, плакат «Зона пустынь», музыка «В мире животных».

Ход занятия

1. Сообщение темы урока, цели. (Звучит музыка)

- Сегодня мы с вами попутешествуем по природным зонам России, узнаем особенности климата и природы одной из них более подробно.

За правильные ответы в течение урока вы будите получать жетоны. В конце урока – сюрприз.

Итак, в путь! Повторим 3 раза: «От топота копыт пыль по полю летит».

2. Проверка домашнего задания. (Звучит музыка)

- Для начала нам нужно вспомнить, какие природные зоны мы уже изучили, продвигаясь с севера на юг. (Арктика, тундра, лесная зона, степь).

- Внимание! Первое задание – вот 2 конверта. Выйдут двое желающих с помощниками. Выбирайте конверты.

1 конверт: Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей родины. Природа здесь суровая, холодная, с морозами выше 50 С. Длится 8-9 месяцев. Снега немного. Поэтому земля промерзает на большую глубину. (Тундра)

2 конверт: Эта зона – бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима здесь короткая, довольно холодная, особенно на востоке. Лето продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного, в основном летом. (Степь)

- Прочитайте описание. Решите сообща, что за природная зона. Найдите изображение и представителей растительного и животного мира. Т.е создайте монтаж.

- Второе задание – для всех остальных – тест (отпечатанные бланки). Ваша задача: прочитав вопрос, обведите в кружок верный ответ.

1. Какие деревья растут в лесу?

а) яблоня
б) дуб
в) вишня
г) сосна

2. Какие ягоды растут в лесу?

а) морошка
б) малина
в) клубника
г) земляника

3. Какие птицы живут в лесу?

а) орёл
б) сойка
в) дятел
г) воробей

4. Какие животные живут в лесу?

а) песец
б) гадюка
в) рысь
г) мышь.

- На работу, вам, 5 минут. (Звучит музыка).

- Проверяем.

ВЫВОДЫ: Обобщим то, что вспомнили тезисами:

  1. Особенности тундры: многолетняя мерзлота, карликовые растения, густой мех животных, белая и серая окраска.

  2. Особенности степи: нет деревьев, много трав, ветры суховеи, пыльные бури, корни в виде луковиц, много птиц и грызунов.

  3. Особенности лесной зоны: самая большая зона, много деревьев, достаточно корма, нетрудно спрятаться и построить дом – гнездо или нору, много разных животных и птиц.

3. Объяснение нового материала.

- Посмотрим на выставку ваших рисунков. К какому слову делали их?

(Пустыня).

- Какой себе её представили?

-Какую зону сменяет?

- Чем отличается эта природная зона от предыдущих зон? (песок).

- Послушайте стихотворение С.Я.Маршака. О чём он говорит?

Вы любите, ребята, пересыпать песок.
В руках у вас лопата, ведёрко и совок
Как нитка золотая, у вас из кулака
Бежит струя густая прохладного песка.
Садовая дорога усыпана песком.
Но плохо, если много песка лежит кругом.

- Так ли плохо, когда много песка… Мы сегодня узнаем с вами.

- Каким цветом на карте показана эта природная зона? (оранжевым).

ВЫВОД: Пустыня – это жаркая засушливая область Земли.

- Прочитаем о её расположении / учебник – с .83, 1 абзац/.

- Какое там лето? / учебник - с.83, 5 абзац, снизу/.

- Как вы думаете, бывает ли в пустыне зима?

- Да, зимой здесь холодно. Даже выпадает снег, только немного. А весной он тает. Тогда земля намокает, и вырастают огромные яркие цветы и травы.

Бывает, осадки ни разу не выпадают за год.

Пустыня бывает – ПЕСЧАНАЯ. Здесь встречаются растения, т.к. на глубине песка бывают грунтовые воды. Встречаются БАРХАНЫ, валы из песка, / учебник – с. 83, верхнее фото/.

Пустыня бывает – ГЛИНИСТОЙ. Это среди барханных песков встречается глина – ТАКЭР.

- Что же растёт в этих условиях? / учебник – с. 83, нижнее фото/.

(плакат « Зона пустынь», верблюжья колючка)

- Послушаем сообщение о растении. / учебник – с. 86/

ВЫВОД: от жары растения имеют вид колючек и очень длинный корень.

- А что же животные? / учебник – с. 86/

ВЫВОД: животные тоже приспособились к условиям жизни.

- Как же приспособились? (учебник – с. 86, последний абзац - с. 87, 1-2 абзац)

4. Итог

- Так с какой природной зоной мы познакомились?

5. Домашнее задание.