Методические рекомендации по изготовлению сувениров из древесины

Разделы: Технология


Способность - это совокупность всевозможных психических процессов и состояний, представляющая уровень развития и обеспечивающая быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование знаний, умений и навыков.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес известный психолог Б. М. Теплов. Он считал, что способности человека не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям мы поддерживаем у ребенка и развиваем дальше соответствующие способности.

В соответствии с требованиями государственных стандартов, учащиеся на уроках технологии должны освоить первоначальные навыки обработки различных конструкционных материалов, получить теоретические сведения об инструментах, оборудовании, приемах безопасного труда; научиться проектировать простейшие изделия и разрабатывать простейшие технологические цепочки (процессы), т.е. развить свои технические способности.

А. В. Петровский в своих работах выявляет ряд слагаемых большого комплекса технических способностей. Сюда относится быстрая ориентировка в общей схеме и взаимодействии частей механизма или любого другого изделия. Немаловажны и "комбинаторские" (конструкторские) способности, которые позволяют из деталей конструировать новые объекты, представляющие собой оправданное объединение имеющихся элементов.

Природа конструкторских способностей такова, что их появление нельзя спровоцировать, но для этого можно создать условия и способствовать их развитию и раскрытию внутренних возможностей.

Автор делает вывод, что технические способности и умения формируются лишь в таких условиях, когда педагог активизирует конструкторскую мысль учащихся. Такие способности называются специальными. Эти способности начинают формировать с детства с освоения сложных предметных действий и выполнения операций с инструментом и оборудованием.

Для развития технических способностей важно знать устройство и принципы действия различных приборов и машин, уметь их разбирать, собирать, ремонтировать и конструировать.

Поскольку конструирование предусматривает не только разработку технической документации (т.е. умение составлять и читать чертежи и схемы), но и изготовление конкретных моделей, то кроме конструкторских задач, учащиеся должны решать и задачи технологического характера (как делать? нем делать? на чем делать?). Это объясняется тем, что в каждом конкретном случае одну и ту же деталь можно изготовить, используя различное оборудование, режимы обработки, приспособления, инструменты и т.п. Для определения уровня развития применяются методы исследования: анализ выполнения учащимися диагностических заданий, анализ продуктов деятельности, беседа (интервью), анкетирование, наблюдение. Характер заданий весьма разнообразен.

Знание и использование педагогом психолого-педагогической диагностики дает возможность оценивать эффективность педагогического процесса, вести мониторинг уровня развития и образованности на индивидуальном и коллективном уровнях, выявить оптимальные условия педагогического процесса и определить программу коррекции, способность к необыкновенным сочетаниям элементов и понятий.

Эта способность предполагает спонтанные действия с идеями, оттенками, формами - жонглирование элементами и составление из них невероятных сочетаний, выдвижение гипотез, превращение одной формы в другую. Именно в результате этой работы вырастает интуиция, творческое видение нового и существенного в жизни.

По этим причинам процесс обучения ребенка и процесс развития творческих способностей должны идти параллельно, неразрывно, дополняя и помогая друг другу, При этом большое внимание должно уделяться гуманизации образования, учету индивидуальных особенностей каждого ученика, возрастных особенностей и других факторов.

Целью данных методических рекомендаций является развитие конструкторских способностей учащихся на примере изготовления сувениров из древесины.

Задачами данной работы являются:

  • закрепить умения и навыки учащихся при выполнении ручных и механических работ;
  • дать представление о создании декоративных игрушек, сувениров из дерева.

Необходимое оборудование: токарные станки, комплекты ручного столярного инструмента, образцы изделий.

Материалы: заготовки из разных пород древесины, клей ПВА, красители, лак.

Общие указания к работе:

  1. Прежде чем приступить к работе, внимательно ознакомьтесь со всеми разработками. Выберите тот вариант, который вам больше нравится.
  2. Разработайте эскиз игрушки - сувенира. В эскизе необходимо: продумать конструкцию всей игрушки, учитывая возможности древесины, возможности токарной обработки, физические особенности и умственные способности учащегося.
  3. На первоначальном этапе обучения рекомендуется конструировать "плоские" сувениры из кругляков-дисков, напиленных из веток деревьев, цилиндрических заготовок, получаемых в результате пробной работы на станке. Такими сувенирами могут быть снеговики, птички, лошадки:

    img1.jpg (25563 bytes)

    img2.jpg (25423 bytes)

    img3.jpg (28237 bytes)

Большим плюсом таких сувениров является то, что возможно изготовление большого количества разных вариаций с использованием одинаковых деталей. Например:

img4.jpg (27129 bytes)

img5.jpg (30273 bytes)

img6.jpg (24846 bytes)

На следующем этапе обучения возможна работа с объемными деталями: шарами, эллипсами, конусами, цилиндрами и т.д. Принципиальный подход остается таким же, как и на предыдущем этапе, т.е. возможность компоновки деталей сувенира. Для изготовления таких сувениров могут использоваться тренировочные токарные работы учащихся. Их также можно разделить на части, необходимые для изготовления сувенира.

img7.jpg (35470 bytes)

img8.jpg (27559 bytes)

Опытные ученики добавляют в сувенирные изделия специально сделанные элементы различной формы и изготавливают сувениры высокой сложности (приложение 1). Возможна сборка композиций из нескольких фигур (приложение 2). Сюжеты для композиций можно взять из книг, например, учащимися была изготовлена серия сувениров "Ягоды Урала" по произведению П. П. Бажова "Хрупкая веточка" (приложение 3), а также несколько композиций на библейскую тему (приложение 4).

  • Разработайте технологическую карту изготовления деталей изделия.
  • Ознакомьтесь с чертежами, подберите заготовку нужного размера.
  • Разметьте детали и просверлите их. Сборка осуществляется на шкантах и клею. При сборке клей наносится в минимальных количествах.
  • Выбор способа отделки полностью зависит от вкуса и художественных способностей учащегося. Это может быть лакирование, обработка поверхности морилками, разные виды росписи красками. Рекомендуется использовать лакирование только для сувенирных изделий из древесины с красивой текстурой: сосны, лиственницы, кедра, вяза, ясеня и др. В нашем случае чаще всего используется тополь, имеющий некрасивую текстуру, нередко попадаются участки с пятнами коричневого и черного цвета, поэтому мы обычно применяем роспись. Роспись применяется двух типов: классическая и фантазийная. Для росписи и окрашивания чаще всего используется гуашь, разведенная клеем ПВА. Такие изделия быстро сохнут и не пачкаются.
  • Подведение итогов работы. Для подведения итогов работы и оценивания продукта деятельности учащихся автор использует следующие критерии оценки:

    Уровень

    Оценка

    Критерии оценивания

    1

    3

    (удовлетв.)

    Учащийся изготовил сувенир из заготовок в форме диска, скопировав форму и отделку образца.

    4

    (хорошо)

    Учащийся изготовил сувенир из заготовок в форме диска по образцу, внеся изменения в конструкцию, размеры и способы крепления отдельных элементов, в отделку изделия.

    5

    (отлично)

    Учащийся изготовил сувенир из заготовок в форме диска, внеся существенные изменения в конструкцию образца.

    2

    3

    (удовлетв.)

    Самостоятельное изготовление заготовок плоской формы, копирование конструкции и отделки образца.

    4

    (хорошо)

    Самостоятельное изготовление заготовок плоской формы, внесение изменений в конструкцию, размеры, способы крепления и отделки деталей.

    5

    (отлично)

    Самостоятельное изготовление заготовок плоской формы и внесение существенных изменений в конструкцию, способы крепления и отделки изделия.

    3

    3

    (удовлетв.)

    Изготовление объемных заготовок, имеющих форму вращения, машинным или ручным способом и полное копирование образца.

    4

    (хорошо)

    Изготовление объемных заготовок, имеющих форму вращения, машинным или ручным способом и внесение изменений в конструкцию, способы крепления и отделки изделия.

    5

    (отлично)

    Изготовление объемных заготовок, имеющих форму вращения, машинным или ручным способом и внесение существенных изменений в конструкцию, способы крепления и отделки изделия.

    4

    5

    (отлично)

    Самостоятельная разработка конструкции изделия и способов отделки и технологии изготовления.

    5

    5

    (отлично)

    Самостоятельная разработка конструкции изделия и способов отделки и технологии изготовления и использование накопленного материала и изготовленного изделия для участия в олимпиадах и НПК

На современном этапе развития общества, в век невиданной еще в истории человечества “научно-технической революции”, когда жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее, от человека требуют не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению различного рода задач.

Особенно это ощущается на производстве, в новых технологиях, где появляются новые профессии, новые подходы, компьютеризированная техника. Поэтому, в наступившем XXI веке научно-производственному комплексу России нужны специалисты для НИИ, заводов, конструкторских бюро и испытательных комплексов, которые могут проявить творческое отношение к труду, новаторство и инициативу в своей работе.

Уникальность каждого человека не вызывает сомнений и каждый имеет свой, только ему присущий "шаг" творческого развития, замедление или ускорение которого может привести к нежелательным последствиям. Поэтому, требуется лишь "разбудить" в ребенке то, что в нем уже есть, помочь ему развиться и направить это развитие в определенную сторону.

Данная методическая разработка позволяет заложить основу в развитие творческих, конструкторских способностей ребенка, т.е. подготовить "почву" для дальнейшего формирования личности.

Первыми итогами данной работы можно считать неоднократное награждение учащихся гимназии №18 грамотами и дипломами за лучшие работы на ежегодных, традиционных выставках детского технического творчества "Рождественский сувенир", "Детского технического и прикладного творчества", "Пасхальный сувенир", "Славянский собор", "Уральский хоровод"; неоднократные победы на олимпиадах по технологии и защите творческих проектов на НПК.

Одним из немаловажных итогов работы является и экономическое воспитание. В этом учебном году учащиеся гимназии выставили свои работы на благотворительной выставке-ярмарке в УГТУ-УПИ и успешно их реализовали.