Урок чтения в 4-м классе по теме "Басни Крылова. Обобщение"

Разделы: Начальная школа


Форма проведения: урок-концерт.

Цель: показать учащимся правильность утверждения, что басни И.А.Крылова вполне подходят для детского чтения.

Задачи:

образовательные: систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых басен;

развивающие: развивать умение выразительно читать, пересказывать, инсценировать басни;

воспитывающие: воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры.

Оборудование: ПК, медиапроектор, презентация в программе Microsoft Power Point, у каждого ученика учебник “В океане света” Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой 4 кл., ч.1; сборники басен И.А.Крылова; выставка рисунков к басням, викторина “Басни И.А.Крылова”.

Предварительная подготовка: учащиеся иллюстрировали басни, отвечали на вопросы викторины “Басни Крылова”, готовились к инсценированию басен или выразительному чтению.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с жизнью и творчеством великого русского баснописца И.А.Крылова. Еще раз обратимся к его произведениям, почитаем их и инсценируем.

Слайд 1.

Ученик ведущий. Трудно представить себе русского человека, который не знал бы имени Ивана Андреевича Крылова, русского писателя начала 19 века.

Слайд 2.

Его перу принадлежат разнообразные произведения. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но сильнее всего его талант проявился в баснях. Великого русского баснописца наш народ зовёт дедушкой Крыловым. Иван Андреевич Крылов – известный всему миру баснописец. Задача, которую он поставил перед собой, - казнить безжалостным смехом всякие недостатки людей – жадность, лень, лож , глупость, хвастовство, приписывая эти недостатки животным. Задача выполнена Крыловым с таким талантом, которого не достиг ни один другой баснописец.

Есть стихи, написанные и о самом Иване Андреевиче. Стихотворение П.Вяземского прочтёт Марина П.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по - русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

Ученик ведущий. Что вам известно о детстве и первых шагах учёбы И.А. Крылова?

(Высказывания учеников).

Пересказ ученицы. И.А.Крылов родился 2-го февраля 1768 г. в Москве. Отец Крылова был армейский офицер, по обязанностям службы часто вынужден менять место своего жительства. Занятый службой, отец Крылова не имел времени заниматься воспитанием сына, и все заботы о воспитании и образовании маленького сына падали на долю его матери. Мать сама ежедневно занималась с ним, стараясь передать ему хоть те небольшие познания, которыми обладала сама. Мария Алексеевна, мать будущего баснописца, придумывала разные способы, чтобы заохотить ребёнка к учению. Так, например, когда он хорошо заучивал заданный ему урок, мать каждый раз в награду давала ему по несколько копеек.

После смерти отца Иван в 10 лет начал служить переписчиком, чтобы кормить мать и младшего брата.

Точно не знаем, кончал ли он какое-нибудь, хотя бы скромное учебное заведение, но знаем, что с детства и до конца жизни он непрестанно учился сам, жадно читая множество книг, и стал одним из образованнейших людей своего времени. Много помогли развитию мальчика книги, оставшиеся после отца. Книг этих был целый сундук, и молодой Крылов с усердием перечитывал их без разбора. Это усердное чтение пробудило в нем литературные наклонности, и на пятнадцатом году он сочинил первое своё произведение – комическую оперу “Кофейница”.

Ведущий ученик.

Слайд 3.

Неподалёку от входа в Летний сад в Петербурге на тенистой площадке стоит бронзовый памятник. Какой необычный памятник! В кресле грузный добродушный дедушка, а внизу, вокруг постамента, разные звери.

Слайд 4.

С правой стороны – Мартышка, осёл, козёл. Постойте-ка, ну, конечно! Это герои басни “Квартет”. Ничего не понимает в музыке эта компания, но самоуверенно берётся сыграть квартет. Предлагаю послушать эту басню. Читает Настя Б. Мораль будем читать все вместе.

(Выразительное чтение басни “Квартет”).

Ведущий ученик. Про зверей ли написал басню Крылов? Нет, конечно. Он имел в виду невежественных, самоуверенных людей, берущихся за дела, в которых ничего не смыслят. Но сделал Крылов это в иносказательной форме. К таким иносказаниям прибегал ещё древнегреческий баснописец Эзоп.

Слайд 5.

Этот талантливый и умный человек был рабом и не мог прямо поднять голос против своих хозяев. Осуждая пороки, он представлял это в виде забавных историй о животных. Отсюда пошло выражение “эзоповский язык”.

Многие басни Эзопа, жившего много веков до Крылова – стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Например, “Ворона и Лисица”. Кроме того, переведенные им, они стали нам понятнее и ближе, потому что Иван Андреевич наделил персонажей Эзопа русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

Сейчас ребята прочитают одну из самых известных классических басен Крылова, которую знает каждый русский человек, уважающий себя и любящий русскую литературу. В этой басне автор обличает лесть.

Слайд 6.

(Инсценировка басни “Ворона и Лисица”.)

Ведущий. И.А.Крылов переводил также и басни Жана де Лафонтена. Это французский поэт 17 века.

Слайд 7.

Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы. Но прославился своими баснями. Басню “Волк и ягнёнок” Лафонтена мы знаем благодаря переводу И.А.Крылова.

Известно более 200 басен Крылова. Из этого числа ( по собственному показанию) только 30 таких, содержание которых он заимствовал у других поэтов, а остальные принадлежат ему и по вымыслу, и по рассказу. Послушаем некоторые из них.

В какой басне Крылова героиня хотела попасть в большие забияки, чтобы о ней все говорили лучше, чем она того заслуживала? (“Слон и Моська”).

Слайд 8.

(Инсценировка басни “Слон и Моська”).

Слайд 9.

(Выразительное чтение басни “Свинья под дубом”).

Слайд 10.

(Выразительное чтение басни “Лебедь, Щука и Рак”).

Ведущий. Крылов умел писать интересно и смешно. Многие персонажи вызывают у нас улыбку.

Слайд 11.

Басню “Кукушка и петух” читают по ролям Юля и Максим.

Слайд 12.

“Демьянова уха”. Роли исполняют Демьян – Максим К., Фока – Дима С., слова автора читает Аркаша С.

Ведущий. С какой целью вводит Крылов в действие басен комические эпизоды?

Ответ учеников (С помощью смеха писателю легче довести до детского ума мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера).

Ведущий. Крыловские басни читались всюду, а выступления самого Ивана Андреевича были огромным событием. Вот что писал один из современников: “Впечатление, производимое его коротенькими творениями, было неимоверное: часто не находилось места в зале, гости толпились около поэта, становились на стулья, столы и стулья, чтобы не пропустить ни слова”.

Успеху Крылова завидовали многие. Но лишь немногие знали о том, как живёт и как работает Иван Андреевич. Об этом расскажет Наташа М.

(Пересказ статьи “Заветный сундучок” по И.Сергееву).

Слайд 13.

Ведущий. Басню “Стрекоза и Муравей” прочтёт Коля Л.

Ведущий. О том, как праздновали пятидесятилетие литературной деятельности, Крылова расскажет Вика С.

(Пересказ статьи “Лавровый венок” по И.Сергееву).

Ведущий. Я думаю, вам будет интересно послушать басню “Зеркало и обезьяна” в исполнении профессионального актёра.

Слайд 14.

Ведущий. Дедушка Крылов – великий русский поэт баснописец. Почему великий? Его басни знают не только русские. Они переведены на разные европейские языки. Почему мы говорим русский? Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными выражениями, сравнениями.

Слайд 15.

Ведущий. В Санкт – Петербурге в Летнем саду, в том месте, которое чаще всего посещают дети, на гранитном пьедестале поставлен памятник. Бронзовая статуя изображает Крылова в его обыкновенном сюртуке, сидящего в креслах и окруженного множеством зверей, птиц и насекомых, постоянных действующих лиц в его баснях. На барельефах изображены эпизоды из лучших его басен. Памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России.

Если вам когда-нибудь придется побывать в Праге на Вацлавской площади, то непременно увидите скульптурную группу, которая сильно напоминает что-то подобное в Летнем саду в Петербурге. В Летнем саду это был памятник русскому баснописцу И.А.Крылову, а в Праге скульптурная группа - памятник баснописцу, но уже французскому - Лафонтену.

Есть и другие памятники Ивану Андреевичу.

Слайд 16.

Ведущий. С того дня, когда Крылов писал басни, прошло больше 100 лет , а они живут, их знает, любит и ценит наш народ. Басни не могут состариться, потому что настоящее, поэтически сильные и правдивые слова не стареют. Они становятся достоянием всего народа. Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо прямо сказать, пока он никем не превзойден. Дедушка Крылов по-прежнему царствует над басенным миром. Недаром еще А.С.Пушкин сказал: “...Крылов превзошел всех нам известных баснописцев”.

Учитель. Сегодня мы говорили о великом баснописце Иване Андреевиче Крылове, читали его басни. А сможете ли вы отличить басню от других жанров. Так что же такое басня и каковы её особенности? Слайд 17.

- Докажите утверждение, что басни И.А.Крылова пригодны для детского чтения. (У басен Крылова интересный сюжет, в нем много действия и диалогов. Басни Крылова можно читать в лицах. Их можно представлять со сцены в театре. Басни похожи на сказки. Характеры героев яркие, понятные. Басни интересно иллюстрировать).

Творческое задание.

Учитель. Соотнесите русские народные пословицы с баснями Крылова.

Слайды 18, 19, 20, 21.

Подведение итогов викторины. Награждение победителей.

Викторина

Кто лето красное пропел? (Cтрекоза)

Кто нашел жемчужное зерно? (Петух)

Какие грызуны щуке хвост отъели? (Крысы)

На кого лягушка хотела быть похожа? (Вол)

Кто наделал славы, а моря не зажег? (Синица)

Кому осел посоветовал познакомиться с петухом?

Какую ягоду не смогла достать лиса в саду? (Виноград)

Кто насолил всей деревне? (Волк)

Кривляки в баснях Крылова (Обезьяны)

В какой басне лев воевал и с кем?

Учитель. Да, Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с басней Крылова - значит, стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

Посмотрите, какая цепочка получается.

Слайд 22.

Три великих баснописца греческий, французский и русский. Конечно, баснописцев было больше, но эти вошли в мировую литературу как баснописцы – классики.

В 19 веке писал басни в прозе Лев Николаевич Толстой.

В наше время интересные басни пишет Сергей Владимирович Михалков.

III. Итог урока.

Какие виды работ сегодня на уроке вам больше всего понравились?

Заключительное слово учителя.

И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.

Спасибо за урок!