Связь урочной и внеурочной работы есть путь интенсификации учебно-воспитатального процесса в обучении иностранному языку

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


В основе обучения иностранным языком сегодня лежит коммуникативность.

Важнейшим условием коммуникативности является наличие мотива к осуществлению речевой деятельности на иностранном языке. “Деятельности без мотива не бывает”. (А. Н. Леонтьев).

Важным условием эффективности деятельности является совпадение мотива и предмета деятельности.

Например, ученик читает интересную книгу, предмет его деятельности – содержимое книги, мотив – узнать это содержание. В данном случае, мотив и предмет совпадает, и ученик читает не по внешнему принуждению, а по внутреннему побуждению, потому что ему интересно содержание книги.

Возьмем другой случай. Ученик читает текст из учебника иностранного языка. Предмет в этом случае тот же – содержание книги, текста. А мотив? Мотив другой – либо получить хорошую отметку, либо после прочтения получить разрешение погулять, или же чтобы избежать наказания родителей и т.д.

Как видим, мотив и предмет в этом случае не совпадают, и деятельность ученика выполняется по принуждению или из чувства долга. Казалось бы, в таком обучении нет ничего плохого. Без принуждения мы порой и не представляем себе обучения. С этим можно было бы согласиться. Если бы не один психологический закон, согласно которому результаты деятельности, усвоенные по принуждению, сохраняются лишь до тех пор, пока есть условия сохранять эти результаты; как только изменяются условия, исчезают и результаты деятельности, выполненной по принуждению.

Почему я так подробно остановилась на мотивации? Да потому, что именно ее и можно и нужно искать в разнообразных видах внеурочной работы. Коммуникативный подход к преподаванию англ. языка требует создания реальных ситуаций человеческого общения. В условиях урока это не всегда возможно, вот тут-то на помощь приходит внеклассная работа. Трудно переоценить значение внеклассной работы в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Вне урока дети чувствуют себя более свободно. Окончив школу, бывшие ученики будут вспоминать не бесконечные диалоги и упражнения, а участия в спектаклях, викторинах.

УРОК, ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА, ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ – ЗВЕНЬЯ ОДНОЙ ЦЕПИ

Одним из важнейших средств поддержания интереса к иностранному языку является такая организация обучения, при которой и урок, и домашнее задание, и внеклассная работа были бы звеньями одной цепи. Развивать творчество, как сейчас модно говорить креативность, школьников необходимо уже с первого года обучения иностранному языку.

В обучении иностранному языку огромную роль играет эмоциональный фактор, взаимодействующий с коммуникативно-познавательной деятельностью учащихся. Эмоции связаны и с потребностью общения, эмоции связаны и с жаждой познания; эстетические эмоции, романтические эмоции, эмоции, вызванные успехом деятельности, языковые и интеллектуальные эмоции. Сочетание всех эмоциональных факторов наиболее благоприятно для развития познавательной активности учащихся в процессе овладения иностранным языком. Палитра положительных эмоций распространяется также на формы и характер организации деятельности учащегося вне урока.

Внеклассная работа должна быть естественным продолжением системы уроков, которым свойственна атмосфера сотрудничества учителя и учащихся. Именно в условиях внеурочной работы создается подлинная педагогическая среда непринужденного общения, которую можно условно назвать педагогической иноязычной средой. Во время проведения внеклассных мероприятий в центре внимания постоянно находится сотрудничество и сотворчество учителя и учащихся. В результате проведения внеклассных мероприятий наблюдается повышение мотивации к обучению иностранного языка, и меняется само отношение к предмету “английский язык”.

ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ

Чем чаще и раньше учитель обращается к театральным постановкам на уроке. Тем эффективнее и интенсивнее происходит усвоение лексико-грамматического материала, навыков речевой деятельности. Участвуя в спектаклях, учащиеся видят практическое применение своих знаний и уже не будут сидеть на уроках со скучающим видом и задавать подобный вопрос: “А зачем мне учить английский?”. Отличным стимулом к активному участию школьников в театре является выступление перед учащимися других классов и перед родителями. Немногие ученики остаются равнодушными перед возможностью попробовать себя в актерском амплуа.

Вот уже несколько лет я со своими учениками ставлю сказку “GOLDILOCKS AND THE THREE BEARS” by Oxford University Press. Сказка записана на аудиокассету с прекрасным музыкальным сопровождением. Ученики говорят, поют и танцуют и каждый участник добавляет что-то свое, т. е. проявляет свое творчество. Эта английская сказка похожа на русскую сказку “Машенька и три медведя ”, поэтому, когда дети выступают перед детьми начальной школы, у них не возникает трудности в понимании содержания сказки.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНГЛИЙСКОЙ ПЕСНИ

Музыка и пение оказывают неоценимую помощь в изучении иностранного языка в школе. Песня на уроках английского языка может использоваться в самых разных целях: для развития аудитивных, произносительных и грамматических навыков, пополнения словарного запаса, отработки речевых навыков, а также для ознакомления учеников с элементами культуры страны изучаемого языка. Использовать песни нужно по возможности на всех этапах учебного процесса:

  • для фонетической зарядки;
  • для более прочного закрепления лексики и грамматики;
  • для проведения физкультпауз;
  • для релаксации.

При подборе песен нужно придерживаться некоторых принципов:

  • песня должна быть аутентичной;
  • должна соответствовать интересам и возрасту учеников;
  • должна соответствовать уровню языковой подготовки учеников;
  • должна соответствовать учебным программам.

Если будут соблюдены эти принципы, то эффективность в использовании песен будет очень высока. В песне представляет интерес не только текст, но и сама музыка, которая может создать благоприятную, креативную атмосферу в классе, стимулировать воображение учащегося.

Для развития социокультурной компетентности важно наличие в тексте следующих сведений: география и история страны, факты политической и социальной жизни, разговорные формулы, нормы поведения.

В большинстве своем, все эти факты в той или иной степени нашли свое отражение в тексте песен. Например, в песне “Taxman” группы “The Beatles” выражается точка зрения на налоговую политику Великобритании 1960-х годов.

Бытовые привычки раскрываются в некоторых песнях. Привычка британцев пить чай, при этом в определенное время, отражена в песне Стинга “Англичанин в Нью-Йорке” (“Я не пью кофе, я пью чай, мой дорогой”).

Из песен можно узнать о том, как проводят время в стране изучаемого языка. Например, в песнях часто встречается понятие “Party”. Приходится объяснять, что вечеринка в англоязычной стране проводится у кого-либо дома. На вечеринку приглашается большое количество людей, однако без приглашения приходить считается невежливым.

Таким образом, очевидно, что песенный материал действительно богат информацией, необходимой для развития социокультурной компетенции.

Наиболее сложным для российских учеников является изучение английской грамматики. Некоторые песни могут служить отличным подспорьем в изучении какого-либо грамматического материала. Например, знакомство с первым типом условных предложений проходит успешно с песней “If You Go to Rome”.

If you go to Rome
You’ll see the Coliseum.
If you go to London,
Maybe you’ll see the Queen.

В зависимости от возраста учащихся, их уровня владения языком, работу с песней можно организовать по-разному. Можно работать как с целой песней, так и с короткими отрывками песен, которые наиболее ярко представляют тот или иной материал или являются наиболее запоминаемыми.

В начальной школе я работаю по УМК “Welcome” by Oxford University Press. Авторы этих учебников активно используют песни в обучении языку. В конце каждого раздела есть песня на пройденный грамматический или лексический материал.

Еще один вид работы с песенным материалом – ритмические паузы:

– Clap, clap, clap your hands…

– Head, shoulders, knees and toes…

– A pizza hut, a pizza hut…

Итак, применение песен во время уроков, а также во внеурочное время помогает повысить мотивацию к изучению языка, а также является эффективным средством и повышает социокультурную компетенцию.

КЛУБ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ДРУЖБЫ (КИД)

Для повышения интереса учащихся к предмету иностранного языка необходимо в первую очередь усилить и разнообразить его познавательную, страноведческую ориентацию. Одним из средств достижения этой цели может стать деятельность школьного КИДа.

Члены КИДа переписываются со своими английскими и американскими сверстниками, делают первые, пусть робкие, но осязаемые и сопровождаемые радостными эмоциями шаги к осознанию важности и необходимости практического овладения английским языком.

При этом переписка воспринимается с интересом, как в младших, так и в старших классах.

В современных условиях, с появлением компьютеров, электронной почты и Интернета, появились и новые возможности общения. Теперь КИД может называться центром страноведения, который поддерживает постоянные связи со многими зарубежными организациями (детскими, миротворческими, природоохранительными), а также с редакциями периодических изданий США, Великобритании, Канады, Индии, Мексики и других.

Материалы центра пополняются также книгами, буклетами, журналами и газетами, которые привозят сами учащиеся побывавшие заграницей или родители.

Данная информация может быть использована полностью или частично на уроках английского языка. Работа со свежей корреспонденцией, с прекрасно иллюстрированными журналами, с комиксами, с письмами всегда интересна и несомненно способствует повышению уровня знаний, умений школьников.

НАРОДНАЯ МУДРОСТ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Неоценимую помощь в обучении иностранному языку оказывают стихотворения, пословицы, поговорки, загадки, рифмовки, которые способствуют формированию речевых умений и повышению интереса к народной мудрости обоих языков как родного так и иностранного ведь пословицы, поговорки, крылатые выражения, обогащают речь, делают ее живой, выразительной.

“Proverbs – are the wisdom of streets”.

На уроках английского языка во всех классах я часто использую народную мудрость. Многие дети увлекаются данной идеей и заучивают до ста пословиц, очень интересно и полезно проводить такие игры: All the pupils are devided into two teams:

The 1st task: Russian proverb – English equivalent.

The 2nd task: English proverb – Russian equivalent.

The 3d task: Say the thirst half of the proverb – Say the second half of the proverb.

The interpretation of a proverb is “Happiness has nothing to do with money”. Why? This proverb helps me to live.

You know I want to be happy, but I haven’t got enough money. And I often use this proverb and it becomes easier to live and to overcome difficulties and troubles.

My pupils like the following set-phrases by Mark Twain: “When angry – count four? When very angry – swear!”

“The reports of my death were exaggerated.”

And even junior pupils say: “Sink or swim” and “East or West – home is best”.

АНГЛИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Такие английские праздники как “Halloween”, “Christmas”, “St. Valentine’s Day” все больше внедряются в нашу жизнь. Ученики не хотят оставаться в стороне и активно принимают участие в проведении праздничных мероприятий в школе на английском языке.

Цель таких мероприятий – расширить знания о традициях и обычаях англоязычных стран, активизировать умения и навыки учеников, таким образом повысить интерес к языку.

День святого Валентина в нашей школе празднуется уже много лет. Мы стараемся приурочить проведение предметной недели к какому–либо английскому празднику.

Обычно среди учащихся организуем инициативные группы, которые знакомят детей с праздником как на русском, так и на английском языках.

Другие готовят представления и также в течении предметной недели ходят по классам и показывают свои мини-спектакли.

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ АЧЕСТВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Культура поведения – как ее недостает нашим учащимся и какую значительную лепту в ее формирование может внести учитель иностранного языка. Иностранный язык как предмет охватывает в основном все стороны жизни людей. На своих уроках учитель заостряет внимание учеников на нормах поведения дома, в общественных местах, на природе, в гостях и за столом; учит вести переписку с друзьями и близкими, как вести деловую переписку, как составить резюме и написать заявления или объявление в газету, т.к. задача не только научить детей предмету, но и содействовать становлению личности ребенка, воспитанию в нем нравственных качеств.

Знакомство с правилами поведения должно побудить школьников задуматься над своим поведением, стремиться к самовоспитанию и вести себя так, как бы он хотел, чтобы окружающие вели себя по отношению к нему: быть вежливым, приветливым, доброжелательным.

Особое место уделяется телефонному этикету, т.к. дети и на своем родном языке не могут общаться по телефону, особенно если речь идет о деловом разговоре.

“Умный первым снимет шляпу” – эти слова часто слышат учащиеся в кабинете английского языка. Это относится и к спорам, и к дракам, и к отношениям между девочками и мальчиками.

Мы стараемся привлечь интерес к иностранному языку всеми возможными средствами и приемами работы.

Тщательно продумывая содержание каждого занятия, стремимся к тому, чтобы сделать его информативным и интересным.

ВИКТОРИНЫ

Викторины обладают большими возможностями, которые необходимо использовать в учебном процессе по созданию благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учащегося, повышению учебной мотивации и положительного отношения к предмету; использованию возможностей межличностной коммуникации учащихся; развитию умений сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию, убеждать и соотносить свои действия с действиями своих товарищей.

Данная форма работы сочетает в себе элементы познавательной игровой деятельности. Наличие элемента соревнования в викторине отвечает потребностям различных возрастных групп учащихся.

Разнообразные по содержанию и форме викторины открывают простор для творчества, как школьников, так и самого учителя.

Хорошо подготовленная и проведенная викторина становится настоящим праздником для ее участников.

ИНТЕРНЕТ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Интернет создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, т.е. он создает интенсивную языковую среду.

Коммуникативная компетенция в современном ее понимании предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию.

В наше время именно эта цель является и наиболее востребованной учащимися и студентами изучающими иностранный язык. Даже если дальнейшая специализация выпускника не связана с зарубежными поездками, контактами с иностранными специалистами, пользование всемирной сетью Интернет становится все более необходимым условием получения и передачи информации по любой специальности. Основная же информация в сети на английском языке. Образованный человек, который может быть востребован должен владеть информацией в своей области.

Интернет предполагает свободное владение не только компьютерными технологиями, но и иностранным языком.

Это реальность, с которой приходиться считаться.

ВЫПУСК ГАЗЕТ

Одной из эффективных форм внеклассной работы является периодический выпуск стенной газеты.

Это красочная газета где учащиеся находят статьи, посвященные знаменательным датам, об учебе школьников в других странах, об общественных организациях, а также короткие юмористические рассказы. Дают советы по изучению языка, предлагают литературу для чтения.

Особый интерес у учащихся вызывает раздел “Our Mistakes” – это своеобразная коллекция ошибок учащихся разных классов, допущенных в устной и письменной речи.

Работая активно на уроках, участвуя во внеклассных мероприятиях учащиеся приобретают самостоятельные навыки изучения, которые им так понадобятся в будущем, когда понадобится использовать язык на практике.