Урок обучающей грамоте, 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель:

1) закрепить знание о звуке [ц] и букве, которая его обозначает.
2) учиться отличать звук [ц] и букву, которая его обозначает.
3) учиться читать слоги, слова с изученной буквой.
4) воспитывать любовь к чтению, развивать речь, учить читать выразительно.
5) развивать логическое мышление, память.

Ход урока

Наглядность: буквы, картинки животных, картинка циркача, карточки слогов, тетрадь, “Пиши, читай, рисуй”, схемы слов.

1. Речевая гимнастика.

•Запомни!

Посмотри на ряд букв, назови их и запомни порядок расположения:

Х, К, У, М, Я, Ц

(учитель закрывает буквы, дети говорят по памяти.)

- Назовите гласные звуки, согласные звуки.

- Как вы их различили?

- Назовите звонкие согласные.

-Непарные согласные.

•Скороговорка

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

(Прочитать про себя, затем вслух медленно, потом быстрее, затем хором)

- Какой звук слышится в каждом слове этой скороговорки?

- Дайте характеристику звука [ц]

•Игра “Буква потерялась”

Молоде_, кузне_, солн_е, послови_а, _ирк, оте_, мотто_икл, коль_о, огуре_.

-назовите слова, которые состоят из одного слога, из двух слогов.

- Как вы определили?

- Какая же буква потерялась в этих словах?

2. Сообщение темы урока, опираясь на задание в речевой гимнастике, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Д. Тема урока звук ц буква Ц, ц

У.Сформулируйте цель нашего урока, отталкиваясь от темы.

На доске слова в помощь ученику:

  1. Закрепить знания…
  2. Учиться отличать…
  3. Учиться читать…
  4.  

3. Работа по теме урока

К нам на урок пришел циркач (картинка) Он принес цирковые кольца и просит вас сформулировать к ним задание.

Вот эти кольца:

Д. Надо сначала прочитать слоги с буквой ц и гласными буквами.

- После этого надо прочитать слоги состоящие из буквы ц, гласной и согласной.

Д. ЦА ЦО ЦУ ЦЫ ЦИ ЦЕ

Д. ЦАН ЦОР ЦУС ЦЫД ЦИМ ЦЕГ

У. Циркач нас с вами приглашает в цирк на представление. А кто знает, что такое цирк? (Цирк- это здание с ареной (манежем), где даются цирковые представления.)

•Прочитайте текст на доске.

Цирк- какое веселое, яркое волшебное слово! Мы любим его за чудеса, фокусников и смелость гимнастов, за ловкость жонглеров и озорство клоунов, за мастерство артистов- животных.

- Прочитайте восклицательное предложение

- Скажите, за что вы любите цирк?

•Прочитайте слова в столбиках по слогам

Циркач
Цирк
Кольцо
Борцы
Цапля
Акробат

У. Найдите лишнее слово

Д. Цапля. Это слово не относится к теме “Цирк”

У. Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв

Д. Кольцо

У. Найдите слово, которое относится к этой схеме

Д. Цирк

4. Физкультминутка

В своем очередном задании циркач предлагает вам задание. Когда звучат слова со звуком ц , вы качаетесь из стороны в сторону, если в славах нет звука ц, вы приседаете.

(утро, цинк, продавец, земля, оценка, тишина, цель, цена, дождик, цинга)

5. Закрепление изученного

•Работа с тетрадью “Пиши, читай, рисуй” с.24

Назови по картинке слова с буквой ц. Напечатай их. Поставь в словах ударение (один ученик печатает на доске)

Цирк, кольца, птица, циркач, лица, пуговицы, пальцы.

•Чтение “Азбука” с.176

Сначала прочитать слова в столбиках

у/хит/ри/ли/сь
ка/на/то/хо/де/ц
и/н/дий/с/кий
гла/ди/ть
ж/о/н/г/л/е/р
фа/р/фо/ро/ва/я
под/бра/сы/ва/ет

У. Найдите слова с буквой ц. Кто такой канатоходец?

Д. Человек который ходит по канату

•Дети читают стихотворение с. 176 “Азбуки”.

Ухитрились люди в цирке
Обучить медведя стирке,
А морскую черепашку-
Гладить мытую рубашку.
Вот слон, индийский гастролер,
Канатоходец и жонглер!
Подбрасывает сразу
И ловит он шутя
Фарфоровую вазу
Бутылку и дитя. (С. Маршак)

-Чему обучился медведь в цирке?

-Зачитайте, что делала морская черепаха?

-Кем выступал слон?

-Зачитайте, с кем выступал слон?

•В цирке выступает много разных животных сейчас вы должны составить из слов предложения и узнать, кто еще сегодня выступал

Красиво, на, лошади, арене, танцевали

Д. На арене красиво танцевали лошади.

У. Сколько слов в предложении? В каком слове встречается изучаемая буква?

Д. 5 слов в предложении. Буква ц встречается в слове танцевали.

•У. И вот сейчас мы выполним последнее задание циркача, прочитаем стихотворение и попробуем его выучить.

Цок, цок, цок, цок! Посмотри, как я красива.
Я лошадка - серый бок! Хороши и хвост и грива.
Я копытцем постучу, Цок, цок, цок, цок!
Вас до цирка – прокачу! Я лошадка - серый бок!

6. Итог урока:

У. О какой букве мы сегодня говорили?

Д. Мы читали слоги, слова, предложения с буквой ц.

У. Дайте характеристику звука ц.

Д. Звук ц - согласный, глухой, твердый.

7. Рефлексия:

А сейчас наш гость- циркач желает узнать с каким настроением вы уходите с урока. Он вам дарит мячики. У кого хорошее настроение, раскрасьте мячик в красный цвет, а если у кого что не получилось раскрасьте мячик в синий.