"Поучение" Владимира Мономаха

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: книги Древней Руси, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах


 

Цель:

  1. Познакомить учащихся с книгами летописей Древней Руси.
  2. Закрепить знания учащихся о понятиях летописных жанров - «житие», « слово», « похвала».
  3. Познакомить учащихся с жанром - «поучение».
  4. Сравнить древние книги с современными.
  5. Учить выделять основную мысль, тему и нравственные понятия произведения;
  6. Познакомить учащихся с автором древней книги - Владимиром Мономахом;
  7. Выполнять творческие работы в жанре поучений и наставлений для себя и других людей.
  8. Показать интеграцию между уроками литературного чтения, русского языка, окружающего мира и москвоведения.

Оборудование: Учебник "Литературное чтение" 4 класс – Л.А. Ефросинина; рабочая тетрадь, таблицы с пословицами, словарными словами, с литературными жанрами.

1. Оргмомент.

Сегодня к нам на урок пришли учителя нашей школы. Поприветствуйте их.
Проверьте всё ли готово у вас к уроку. Итак, начнём урок.

  • Прочитайте карточку:
  • «СМОТРИ ДЕРЕВО В ПЛОДАХ, А ЧЕЛОВЕКА В ДЕЛАХ».
  • Что это? (пословица).
  • Что вы знаете о пословицах? (жанр фольклора, сочинил народ, содержит народную мудрость).
  • Как вы понимаете эту пословицу? (ответы учащихся)
  • Почему я начала урок с этой пословицы?
  • На уроке мы поговорим о людях, которые прославились своими делами.
  • А к вам можно отнести эту пословицу?
  • Наши гости будут о вас судить по вашим ответам на уроке и оценивать вас.

2. Проверка домашнего задания.

  • О чём мы с вами говорили на прошлом уроке? (о книгах Древней Руси).
  • Сегодня мы продолжим знакомиться с древними книгами и их авторами.
  • Прочитайте тему нашего урока: « КНИГИ ДРЕВНЕЙ РУСИ « (на доске)
  • Что вы узнали дома о древних книгах?
  • Сравните книги древности с современными книгами (рассказы учащихся)
  • В своём рассказе используйте словарные слова (на доске) буквица
  • рукопись, каллиграф.

Обобщение:

  • Книги Древней Руси были рукописными. Их писали от руки искусные переписчики.
  • Это очень долгий и тяжёлый труд. Буквица – заглавная буква. Её называли красная, красивая.
  • Можно ли встретить буквицу в современных книгах? (показ книг)
  • А где мы с вами встречаемся на уроках с буквицей? (пишем предложения с красной строки)
  • Где можно увидеть древние книги? (в музеях, в библиотеках, в фильмах) Мы с вами ездили недавно в музей. Как он назывался? ( Музей Истории Москвы)
  • Вы видели там древние книги?

Назовите авторов древних книг. Игра «Найди пару».

  • (На доске таблицы) монах Нестор, Ярослав Мудрый, Князь Владимир, Владимир Мономах.
  • Чем прославились эти люди? Соедините их имена с делами, которыми они прославились
  • Монах Нестор составил свод летописей - «Повесть временных лет»
  • Когда и где была записана летопись? (в Киеве, Киево-Печерский монастырь, в 12 веке)
  • Как вы понимаете, что такое летопись? (летопись излагает событие, факт, дату, имя)
  • Ярослав Мудрый
  • Почему народ дал ему прозвище Мудрый?
  • Прочитайте из тетради о делах Ярослава.( стр.23 №1)
  • В каком году заложил Золотые ворота Ярослав?

Откройте учебник « Окружающий мир «и посмотрите на ленту времени - в каком веке это произошло? (1037 год , 11век)

  • Прочитайте, как Ярослав относился к книгам (задание №2).
  • Кто из вас подготовил рассказ о Ярославе Мудром? (дополнительное задание)

Обобщение:

  • Ярослав Мудрый нёс просвещение в народ, создавая и распространяя книги, делая переводы иноязычных книг и переписывая их много раз, так как книгопечатания тогда не было. Книги переписывали писцы – каллиграфы.
  • Вам знакомо слово «каллиграф»? (на уроке русского языка у нас чистописание или каллиграфии)
  • Какие пословицы о книгах, о пользе чтения подобрали к уроку?
  • Князь Владимир.
  • О каких славных делах князя вы узнали? (задание №3)
  • В каком году было крещение на Руси? (988 г.) Посмотрите по ленте времени - в каком веке? (10век)
  • Мы прочитали о добрых делах князя Владимира и Ярослава Мудрого, но у каждого из них была своя заслуга перед Отечеством.
  • Какой ответ вы выбрали в задании№4
  • Подумайте, какие родственные отношения связывали этих людей. В каком произведении мы об этом прочитали? («Деятельность Ярослава»)

И много веков спустя мы узнаем об этих замечательных людях и событиях истории. А благодаря чему? Книгам! 2007 год – год чтения. Кто много читает, тот много знает.

3. Новая тема.

На доске таблица «ЖАНРЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ». Вспомним жанры и заполним таблицу.

  • ЖИТИЁ ПОХВАЛА СЛОВО ?
  • Сейчас вы прочитаете произведение нового жанра. Его название и автора вы сейчас сами назовёте.

Словарная работа

  • поучение
  • отрок
  • тиун
  • Владимир Мономах
  • Объясните смысл слова « поучение».
  • Подберите синоним. ( назидание)

 Откройте учебник стр.31.

  • Прочитайте заголовок. Назовите автора.
  • Откройте тетрадь на стр.25. Самостоятельно прочитайте о Владимире Мономахе.
  • Что вы узнали? Учитель рассказывает о князе, используя книгу Н. Головина « Моя первая русская история» стр.42-43 . Показ фото « Шапка Мономаха»

 1. Первичное чтение.

  • Текст читает учитель.
  • Чем интересен текст?
  • О чём говорит заголовок?
  • Какое поучение оставил князь Владимир своим детям?
  • Что он им завещал?
  • Как наставлял поступать?
  • Что бы вы взяли как наказ для себя?
  • О чём он заботился больше всего?
  • Прочитайте строки на стр. 31 « ЛЖИ....»

 2. Работа по учебнику.

  • Чтение по абзацам. Аналитическое чтение.
  • Внимательно посмотрите. Сколько здесь абзацев? О чём говорится? Определим главную мысль.
  • 1 Чтение: НЕ ленитесь, но трудитесь....
  • 2 Чтение: НЕ ленитесь, не надейтесь ни...
  • 3Чтение: быть осмотрительным...
  • 4 Чтение: быть внимательным...
  • 5 Чтение: что умеете хорошо, того не забывайте...
  • - Какими людьми хотел видеть своих детей князь?
  • Чтобы вы взяли как наказ для себя?

 3. Работа в тетради

  • Задание 1.
  • задание 3

 4. Закрепление.

  • О чём прочитали на уроке?
  • С каким жанром познакомились?
  • Что же такое поучение?
  • Это произведение нравственного характера.

4. Домашнее задание.

  • Подготовить выразительное чтение.
  • Задание в тетради №2 и № 3 ( по желанию ) А теперь вернёмся к пословице, с которой начался урок.

5. Рефлексия

  • Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
  • Что бы вы себе пожелали?
  • У меня тоже есть вам наставление:
  • ( на доске плакат ) : «БОЙТЕСЬ, ДЕТИ, ЛЕНИ, КАК ДУРНОЙ ПРИВЫЧКИ, И ЧИТАЙТЕ В СУТКИ, ВЫ ХОТЬ ПО СТРАНИЧКЕ».

Спасибо за урок.