Открытый урок по теме "Координатная плоскость". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.

Цели:

  • отработка навыков построения точек на координатной плоскости и умение находить координаты точек, построенных на плоскости;
  • развитие мышления, активизация познавательной деятельности;
  • воспитание самостоятельности, патриотизма, экологического мировоззрения.

Оборудование:

  • Таблички с номерами 1, 2, 3;
  • Компьютер;
  • Транспортир;
  • Линейка;
  • Карточки с заданиями;
  • Карта НСО;
  • Географическая карта;
  • Герб РФ, НСО, Доволенского района;
  • Рисунки с изображением животных, находящихся под охраной в НСО.

Ход урока

Оргмомент. Цель. Урок проводится с использованием презентации (Приложение 1). Все задания, ответы, таблицы, рисунки воспроизводятся через мультимедийный проектор на экране.

Устная работа. Назвать координаты точек, из которых образуются буквы.

(-4; 1), (-4; 5), (-2; 5), (-2; 2), (-4; 2) —> Р;

(1; 2), (1; 6), (3; 6), (2; 4), (3; 2) —>Е;

(5; -3), (5; 1), (7; 1), (7; -1), (7; -3), (5; -1) —> Б;

(-3; -5), (-3; -1), (-1; -1) —> Г.

Из букв составляется слово … ГЕРБ. (Описание и объяснение символики см. Приложение 2)

II. Отработка навыков построения на координатной плоскости.

*Задания с элементами повторения

Правила: После выполнения задания учащимся предлагается три варианта ответа (* -означает свой вариант ответа). Учащиеся поднимают карточку с выбранным номером. Затем – учителем сообщается правильный ответ.

Задание №1

Постройте на координатной плоскости четырехугольник ABCD, если A(-2; 4) ,B(6; 4), C(6; -2), D(-2; -2). Что за фигура получилась? Измерьте стороны получившегося четырехугольника и найдите его площадь и периметр. Затем проведите отрезки AC и BD и найдите координату точки пересечения этих отрезков.

Площадь

1. *
2. 12 см?
3. 48 см?

Периметр

1. 14 см
2. 7 см
3. *

Точка пересечения

1. (1; 2)
2. (2; 1)
3. *

Задание №2

Отметьте на координатной плоскости точки M(4; -3), N(3; 2) и K(-2; -2). Проведите лучи MN и MK . Измерьте угол MNK .

Какова градусная мера угла NMK?

1. 40°

2. *

3. 140°

Задание №3

На координатной плоскости отметьте точки А(-3; -2), В(6; 1) и С(2; 3). Проведите прямую АВ, а через точку С прямую перпендикулярную АВ. Найдите координату точки пересечения перпендикулярных прямых.

Каковы координаты точки пересечения перпендикулярных прямых?

1. * 2. (0; 3) 3. (3; 0)

Разминка для глаз

Дети при появлении овала( на экране) делают круговые движения глазами по часовой стрелке, затем следят за появлением ромба, прямоугольников.

Все эти же движения делают головой.

* Межпредметная связь

В географии положение точек на земной поверхности тоже определяют двумя числами географическими координатами: широтой и долготой.

Задание №4: Определить название города по широте и долготе, если его координаты - 83? в.д. и 55? с.ш. (НОВОСИБИРСК.)

* Работа у доски

Задание №5. На координатной плоскости отметьте точки, последовательно соединяя их друг с другом. Получится рисунок животного, которое обитает на территории НСО.

(-8,5; 7), (-9,5; 6), (-10; 4), (-10; 3,5), (-9; 3), (-8; 3,5), (-7,5; 2,5), (-6,5; 2,5), (-3; -7),

(-2; -7), (-2; -3), (-1; -1), (0; -1,5), (2; -1,5), (3; -7), (4; -7), (5; 1), (5,5; 1), (5,5; 2), (5; 3),

(3; 4), (1; 4,5), (-2; 5), (-3; 6), (-4; 6,5), (-6,5; 7), (-4; 8), (-2; 10), (-4; 9), (-4; 10), (-5; 9),

(-6; 9,5), (-7; 8), (-8; 8), (-9; 9,5), (-10; 9), (-11; 10), (-11; 9), (-3; -10), (-11; 8), (-9; 7).

Глаз (-8,5; 5,5).

Сообщение.

Благодаря принятым мерам численность этих животных заметно возросла. В Новосибирской области обитает во всех районах, кроме районов безлесной степной зоны. В различные сезоны года употребляют не одинаковые корма. Летом они питаются сочными болотными растениями и их корневищами, а так же листвой, побегами и молодыми ветвями деревьев. Зимой же переходят на грубые корма – ветки древесных пород (особенно осины или ивы), кору, древесные лишайники и частично хвою. В неволе быстро приручаются и привыкают ходить в упряжке. Что это за животное?

  1. Северный олень
  2. Косуля
  3. Лось

Показ на карте НСО районов, где обитают эти животные. Затем просмотр рисунков других видов, обитающих на территории НСО и находящиеся под охраной.

IV. Итог урока.

  • Анализ проделанной работы.
  • Выставление оценок (самоанализ).

Домашнее задание.

Карточка

По координатам точек составить рисунок животного и приготовить о нем сообщение, включая данные о том, в каких районах Новосибирской области это животное обитает.