Урок русского языка по теме "Глаголы близкие и противоположные по смыслу", 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: Совершенствование умений правильно подбирать слова близкие и противоположные по смыслу и пользоваться ими для эффективного общения в устной и письменной речи.

Задачи:

  1. Создать условия для активной деятельности учащихся по открытию устройства русского языка.
  2. Помочь осознать необходимость знаний о синонимах и антонимах, раскрыть принцип построения синонимических рядов и антонимических пар.
  3. Закреплять навыки работы со справочной литературой.
  4. Развивать языковой и речевой опыт учащихся, врожденное чувство языка.

Оборудование: М.Р. Львов “Словарик синонимов и антонимов”, В.П. Жуков “Школьный фразеологический словарь русского языка”, В.В. Репкин “Школьный толковый словарь”, Ш.В. Журжина “Дидактический материал по русскому языку”, В. Степанов “Русские пословицы и поговорки от А до Я”, таблица “Носария”.

I. Организационный момент.

II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала..

1. Орфографический диктант.

Размышлять о чем-нибудь. Желать что-нибудь сделать. Придерживаться какого-нибудь мнения./подумать/

Чувствовать сострадание к кому-нибудь. Печалиться, сокрушаться о ком /чем/ либо./пожалеть/

Доставлять что-либо кому-либо по пути, проезжая мимо. Доставить что-нибудь откуда-либо в место назначения. /завезти/

Предложить кому-то для разгадки. Задумать что-то. Замыслить что-нибудь сделать. /загадать/

Двигать, вращать или заставлять скользить по поверхности. Возить для забавы, прогулки кого-либо на чем-нибудь. /катать/

Избавлять кого-нибудь от болезни. /лечить/

Перемещать что-то, взяв в руки или нагрузив на себя. Говорить что-нибудь пустое. /нести/

Заниматься каким-нибудь делом, трудиться. Иметь какое-нибудь занятие, должность. /работать/

- Что вам позволило узнать слово? /его лексическое значение/

2.Части речи.

I вариант – пила II вариант – жгут
Укажите какими частями речи могут быть данные слова.
/пила из кружки /жгут листья
острая пила/ резиновый жгут/

Слова пишутся одинаково, но являются разными частями речи, имеют разное значение.

3. Глагол.

- Какую тему изучаем? /глагол/

- Вспомните о роли глаголов в речи.

- Мы так много знаем о глаголах, но все же иногда приходится редактировать свой текст, так как трудно подобрать нужное слово.

III. Постановка темы и задач урока.

- Сегодня найдем ключик, который поможет разгадать еще одну тайну устройства русского языка. Помощниками будут глаголы близкие и противоположные по смыслу.

IV.Усвоение новых знаний.

1. Как называются слова, противоположные по смыслу? /антонимы/

- Слова каких частей речи могут иметь антонимы?

Коллективная работа

Подберите антонимы.

добро /зло/ смелый /трусливый/
работа /безделье/ аккуратный /неряшливый/
утро /вечер/ верхний /нижний/
тепло /холод/ ленивый /прилежный/

2. Как называются слова близкие по значению. /синонимы/

Родина / отчизна, отечество /

воин / боец, защитник /

застенчивый / стыдливый, стеснительный /

- Научимся подбирать к глаголам синонимы и антонимы и использовать эти умения в речи.

3. Работа с учебником.

- Прочтите, объясните смысл пословиц.

1 вариант. Мир строит, а война разрушает.

2 вариант. Ласточка день начинает, а соловей кончает.

- Как можно назвать эти глаголы? / антонимы /

4. Антипословица.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

- Подберите к каждому слову антоним. / Коротка ночь до утра, если много работы /

5. Работа с учебником.

Стр.199, упр. 535.

- Запишите глаголы парами, выделите приставку.

- Понаблюдайте за корнем каждой пары. / Антонимы бывают однокоренные и разнокоренные. В парах работают антиприставки: в – вы, при – от, под – от./

6. Синонимический ряд.

- Какой словарь поможет отыскать синонимы?

стр. 28, № 64 / словарик синонимов и антонимов /

- Запишите синонимический ряд. / Умолять, просить, клянчить, канючить /

- Докажите, что это синонимы?

- Какое слово выше, благороднее, какие слова ниже, проще?

- В синонимическом ряду встречаются глаголы, которые обозначают не только близкое по значению действие, но и наше отношение к нему.

Стр.40, № 96.

хвалить,
одобрять,
расхваливать,
захваливать

осыпать похвалами

возносить до небес
гладить по головке

- Как расставлены глаголы? / В порядке усиления действия /

- Итак, какие слова могут быть членами синонимического ряда? / Однокорневые и разнокорневые; глаголы, выражающие наше отношения к действию; в порядке усиления действия; в ряде могут стоять фразеологизмы./

7. Фразеологизмы.

Язык русского народа связан с историей страны, с обычаями предков, характером огромной страны. Русский человек остер на язык. Только со словом НОС существует до сорока фразеологизмов. Работа со “Школьным словарем фразеологических оборотов”.

Таблица “НОСАРИЯ”

Повесить нос / огорчиться /
Выше нос / поверь в себя /
Сует нос не в свое дело / вмешивается /
Водит за нос / обманывает /
Оставить с носом / обмануть /
Нос к носу / столкнуться /
Задирать нос / зазнаваться /
С гулькин нос / о малом /
Воротить нос / отворачиваться /
Не видит дальше своего носа / думает о себе /
Клевать носом / дремать /
Утереть нос / сделать лучше другого /
Комар носа не подточит

-Объяснение последнего фразеологизма найдем в книге В.Степанова “Русские пословицы и поговорки от А до Я”.

-Зачем вам эти знания? / Речь должна быть яркой, точной, выразительной.

V. Закрепление изученного.

1. Редактирование текста.

Ш.В.Журжина. Дидактический материал по русскому языку.

1 вариант стр. 134, упр. 474.

2 вариант стр. 135, упр. 477.

2. Работа в группах.

1 группа. Подберите выражения со словом нос, сходные по смыслу с данными словами обмануть, зазнаваться.

2 группа. Добавьте слово антоним, чтоб получилась пословица.

В умной беседе ума наберешься, а в глупой - / растеряешь /.

3 группа. Подчеркните фразеологизмы со значением быстро.

Сломя голову, сидеть сложа руки, во все лопатки, водит за нос.

4 группа. Укажи порядок усиления действия.

Нестись, бежать; хохотать, смеяться.

5 группа. Подчеркни глагол, который выражает наше отношение к действию.

Бродит, слоняется; тащиться, идти.

VI. Итог урока.

- Назовите тему урока.

- Какую цель ставили на уроке?

- Зачем нужны знания о глаголах – синонимах, антонимах?

- Какая справочная литература помогла нам на уроке?

VII. Домашнее задание.

  1. Запишите лексическое значение одного глагола.
  2. Составьте с глаголом синонимический ряд.
  3. Найдите пословицы и поговорки с глаголами – синонимами, антонимами.

Рекомендация. Воспользуйтесь словарями.