Конспект урока по математике в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Учебник: Истомина Н.Б. Математика 1 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.

Тип урока – изучение нового материала.

Оборудование к уроку.

  1. Герои урока: “Закрепляйка”, “Узнавайка”.(Приложение№1)
  2. Выполненные из картона - “летающая тарелка” и “инопланетянин Вася”.(Приложение№2)
  3. Предметные картинки: берёза, роза, машина, самолёт, попугай, петух, волк, заяц, корова, овечка.(Приложение №3)
  4. Индивидуальные пособия: “Геометрические фигуры”.(Приложение №8)
  5. У каждого ребёнка на столе геометрические фигуры, выполненные из картона: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

    Фигуры выполнены в трёх цветах каждая: синий, зелёный, красный. Каждая фигура большого размера и маленького. Всего 24 фигуры.

  6. Аналогичный набор демонстрационных геометрических фигур у учителя.

Ход урока.

1. Начало урока.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Вы на парты посмотрите –
Всё в порядок приведите.
(детям даётся на это время)
А теперь тихонько сели
И на доску посмотрели.

2. Закрепление изученного материала.

- Кто же пришёл к нам на урок?

- Закрепляйка!

- Что же мы будем делать в начале урока?

- Закреплять изученный материал.

- А что мы с вами уже умеем делать?

- Считать предметы, называть каким предмет стоит по порядку, сравнивать предметы.

-Ребята, какие волшебные буквы помогают нам сравнивать предметы и что эти буквы обозначают?

-Ц – цвет.

Р – размер.

Ф – форма.

( на доску вынесен №27 страница 14 из учебника)(Приложените№4)

- Пронаблюдайте по стрелочкам, что изменяется, а что нет.

(ответы детей)

- Таким образом, мы с вами смогли ответить на вопрос: “Как изменяются предметы?”

3. Закрепление изученного материала с элементами опережающего обучения (использование при ответе слов: перед, за, между).

За хорошее выполнение задания Закрепляйка хочет подарить вам сказку. Слушайте.

Далеко-далеко отсюда в другой галактике жил-был маленький инопланетянин Вася ( на доске появляется Вася). Он узнал, что на замечательной планете Земля есть школы, где дети много нового и интересного. Ему так захотелось к нам попасть, но родители боялись отпускать его одного. А следует сказать, что Вася был не очень послушным ребёнком, поэтому он решил нарушить запрет родителей. Когда никого не было рядом, он забрался в летающую тарелку (на доске появляется тарелка) и включил систему управления. Загорелись кнопки. Сосчитайте, сколько их?

- Здесь 7 кнопок. (Приложение №5)

- “Ой – ой – ой! Что же делать?” - подумал Вася. - “Ведь их должно быть 10”.

Как вы думаете, ребята, сколько кнопок не зажглось?

- 3, так как 10 это 7 и 3.

- Найдите закономерность и из фигур, которые у вас на партах, покажите, какие кнопки должны быть следующими.

( При появлении разногласий оба варианта обсуждаются, выбирается верный ответ.)

Васе предстоит дальний полёт, предлагаю помочь ему сосредоточиться.

ф/м на внимание.

- Если я говорю: “Пожалуйста!”, - вы выполняете движения, а если нет, то спокойно стоите. ( Например: “Пожалуйста! Руки вверх. 5 наклонов вправо. Пожалуйста! 5 наклонов вправо.”).

- Молодцы, благодаря вам Вася взлетел. Но что это впереди? Какие-то метеориты из предметных картинок. Какие задания с ними вы можете предложить?

- Посчитать их в прямом и обратном порядке.

- Давайте посчитаем. (Дети считают хором в прямом и обратном порядке).

Что ещё можно сделать?

- Описать расположение картинок.

- Хорошо. Кто стоит вторым, пятым и так далее. Что находится между коровой и овцой; розой и волком? Кто стоит перед самолётом; за машиной?

Опишите сами какую-нибудь картинку, используя слова: “перед”, “за”, “между”, а дети попробуют угадать, какую картинку вы описываете. (Учитель спрашивает трёх учеников).

А теперь закройте глаза. ( Учитель меняет местами берёзу и самолёт, корову и зайца). Откройте глаза. Что изменилось? Постарайтесь аргументировать свой ответ.

Что ещё можно сделать с картинками?

-Объединить их по паром.

- Хорошо, попробуем это сделать.

(Дети называют пару, доказывая свой ответ, а учитель на доске ставит эти картинки напротив друг друга). Получаются следующие пары:

заяц – волк – дикие животные;

машина – самолёт – транспорт;

петух – попугай – птицы;

корова – овца – домашние животные;

роза – берёза – растения.

Ну вот, дорога свободна, и Вася может лететь дальше.

ф/м Вася предлагает отдохнуть и поиграть в музыкальную игру “Буги-Вуги”.

3.Изучение нового материала.

- Вася продолжает свой путь, но он не может понять навигационную карту. На ней не хватает указания направлений. Предлагаю её восстановить, чтобы Вася не потерялся во Вселенной. ( На доске открывается карта.) (Приложение№6)

Покажите рукой, где верх, низ, слева, справа. ( Учитель после каждого показа прикрепляет на карту стрелку и слово.)

 4.Закрепление нового материала

Расскажите, что у нас расположено в классе вверху, внизу, слева, справа.

Молодцы, Вася всё понял и уже подлетает к школе. Ему надо приземлиться, а для этого надо выложить узор на взлётной полосе.

Попробуем выложить этот узор. ( Дети работают с индивидуальным геометрическим раздаточным материалом, выкладывая на парте узор.)

- Положите перед собой большой красный квадрат.

- Справа от него – маленький синий круг.

- Слева от квадрата – большой зелёный треугольник.

- Над треугольником положите маленький красный квадрат.

- Под синим кругом – большой зелёный круг.

- Справа от синего круга положите большой красный круг.

- Между синим кругом и красным кругом положите маленький зелёный прямоугольник.

А теперь проверьте такой ли узор у вас получился. ( Учитель открывает узор на доске, осуществляется самопроверка.)

Встаньте, пожалуйста, те, у кого получился точно такой же узор.

А вот и Вася. Он обрадовался ласковому солнышку, зелёной травке и начал выполнять космическую зарядку.

ф/м

* повернитесь направо;

* Сделайте вправо 5 шагов;

* влево – 4 шага;

* прыгните влево 5 раз.

* прыгните вправо 3 раза;

* повернитесь налево;

* нагнитесь вправо 6 раз, а влево – 5 раз;

* подпрыгните на правой ноге 3 раза, а на левой – 7 раз.

5.Рефлексия

- А вот и Вася. Предлагаю показать ему наши знания, полученные на уроке. Выполняем №29 на странице 15.(Приложение №7)

( Учитель задаёт вопросы по рисунку. Например,

- Кого вы видите слева от стрекозы; справа от бабочки; внизу?

- В какую сторону ползёт муравей на левом рисунке, а бабочка?

- Посмотрите внимательно на правую картинку, что изменилось?

-Вы сегодня очень старались. Что нового вы узнали на уроке? ( Дети подводят итог урока).

Мы с вами не прощаемся с Васей. Сегодня он останется с нами, а завтра на уроке мы отправим его домой, к родителям.

( В конце урока учитель отмечает жетонами наиболее активных детей жетонами)