Формирование социальной и профессиональной компетентности выпускников школы при обучении математике

Разделы: Математика


Формирование социальной и профессиональной компетентности выпускников школы при обучении математике

В последнее десятилетие привыкли к тому, что выпускник общеобразовательной школы обладает определенным набором знаний, умений и навыков. То есть умеет применять свои знания, полученные на различных уроках на практике. Но как показывают результаты различных мировых исследований, российский ученик не умеет применять свои многочисленные теоретические знания на практике, в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому, основными направлениями модернизации российского образования являются такие, как достижение качественного образования, возрастающая школа, где мы остановимся на старшей школе-школе профессионального самоопределения и компетентностный подход. Для продолжения обучения в ВУЗе школьнику, учителю необходимо уделить особое внимание формированию социальной и профессиональной компетентности учеников.

Профессиональная компетентность – интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. В указанных условиях меняются роль и функции науки, в частности математики. Из-за теоретической “сухости и трудности” у многих людей и школьников возникает пренебрежительное отношение к изучению математики. Ученики не понимают каким образом им в будущей жизни пригодится тема интеграл, производная, график квадратичной функции и т.п.

Математика является неотъемлемой и существенной частью общечеловеческой культуры. Изучение математики оказывает существенное влияние на развитие личности, на её формирование, обогащает и совершенствует её. Она даёт определённый круг знаний, совершенствует мышление, помогает выработке мировоззрения, влияет на нравственное и духовное воспитание учащихся.

Говоря о социальной компетентности школьника, то видим, что если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельно приложение этих сведений.

В процессе обучения нами используются следующие методы:

  1. Переход с позиции носителя знаний в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся.
  2. Мотивация познавательной деятельности.
  3. Организация творческих и самостоятельных работ.
  4. Использование коллективных способов обучения.
  5. Организация работы ученика с учеником или с источником знаний.
  6. Организация помощи в деятельности ученика, проявление внимания к его деятельности.
  7. Создание ситуации успеха.
  8. Применение компьютера в обучении.
  9. Создание обстановки, вызывающей положительные эмоции.
  10. Организация положительных эмоций в общении учитель-ученик-учитель.
  11. Организация самоанализа собственной деятельности.

Формирование истинных мотивов способствует социализации (а в последствии социальной адаптации) личности.

Социализация – процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путём усвоения социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, то есть, способность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Понятие “социализация” тесно связано с такими понятиями как “воспитание”, “обучение”, “развитие личности”. Через воспитание и обучение формируются у ребёнка социально желательные стереотипы поведения, качества личности. Ребёнок социализируется лучше через собственную активную деятельность. Основные направления социализации соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, межличностной. Дети обучаются тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства; каким образом познавать окружающий и природный мир; как организовать свой быт; каких морально-этических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Социализация -расширение влияния совокупности условий, в которых живёт и развивается человек, сферы деятельности и общения, процесс самореализации и активности личности.

Рассмотрим опыт организации образовательного процесса, обеспечивающего социальную адаптацию обучающихся, с точки зрения деятельности учителя в учебном процессе по математике. Субъектами педагогического процесса являются учитель и учащийся, их взаимодействие, сотрудничество. Деятельность учителя входит в состав учебной деятельности, и её результаты содержатся в результатах деятельности ученика. Ученик стремится к внешним результатам, учитель – к внутренним, к изменениям личности ученика.

Основой педагогической технологии является самостоятельная учебная деятельность учащихся. Цель педагогической деятельности учащихся – формирование готовности учащихся к самостоятельной учебной деятельности.

При продолжении обучения в ВУЗе ученик обладающий социальной и профессиональной компетентностью, сформированными с стенах школы, никогда не скажет, что выбрал не ту профессию или специальность, никогда не будет нуждаться в смене вида деятельности и будет отдавать себя полностью изучению наук в дальнейшем и “любимому делу”.

Библиография:

  1. Слепухин А.В. Компетентностная педагогическая диагностика профессиональной направленности личности школьника с использованием новых информационных технологий. – Екатеринбург, 2006. – С.10-11.
  2. Лобацкая Р.М. и др. Целевая интеграция общего, профессионального и дополнительного образования на базе IT технологий, как среда формирования инновационной личности в системе профильного обучения. – Иркутск, 2006.