Воспитательная программа "Семейный родник"

Разделы: Химия, Информатика, Классное руководство


Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире производства, бизнеса, общественно-политической жизни, коммуникаций, не потерять при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самосовершенствованию.

Кроме этого, каждый ученик является неповторимой индивидуальностью, источником творческого начала, субъектом жизнедеятельности, имеющим равное с другими право эффективно выступать в каждой из социальных сфер или плоскостей бытия человека.

Моя воспитательная программа “Семейный родник” охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние семьи, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющее воспитательное пространство.

Цели воспитательной программы – поэтапное создание условий для развития личности ребенка. Это значит создание условий для решения каждой личностью четырех задач на каждом возрастном этапе своей жизни.

Моя программа помогает ребенку на каждом возрастном этапе решить все четыре задачи в пяти основных сферах жизнедеятельности:

  1. Сфера познания (учеба, информация, знания).
  2. Сфера практической деятельности (трудовая деятельность, умения, навыки).
  3. Сфера игры (игровая активность, реализация творческих и природных возможностей, способностей).
  4. Сфера физического развития (реализация физических возможностей).
  5. Сфера отношений (познание себя, людей, взаимодействие с ними).

Таким образом, создание мной в классе условий для развития личности ребенка – это процесс создания системы отношений, помогающей ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.

Основной моей целью воспитательной программы “Семейный родник” является: воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной и трудовой деятельности и нравственному поведению.

Отсюда вытекают следующие задачи:

  1. Создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развитию детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений желаний.
  2. Создать благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей.
  3. Связать в единое целое: коллектив детей, учителей и родителей.
  4. Основными принципами воспитательного процесса являются:

    • гуманизация обучения и воспитания,
    • гуманизация и дифференциация учебно-воспитательного процесса,
    • системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход к воспитанию.

Моя воспитательная работа строится, исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности.

Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на:

  • каждом учебном и внеклассном занятии;
  • создание воспитывающей среды во внеурочное время;
  • построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка.

Моя воспитательная программа “Семейный родник” обеспечивает разнообразные потребности личности ребенка. Системный подход к воспитанию реализуется через связи внеурочной деятельности с учебным процессом. За три последних года увеличился процент учащихся, принимающих участие в школьных, районных, олимпиадах от 22 до 65,3%; спортивных соревнованиях от 20 до 44%; а так же увеличилось число учащихся, получающих дополнительное образование от 8 до 45%.

Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося. Каждый второй классный час (или 50%) готовили и проводили сами учащиеся, используя метод проектов, по следующим темам: “Я знаю все”, “Как стать миллионером”, “Молодежь и наркотики”, “Расскажи мне о своих интересах”, “Я и будущая профессия”, “Профессия моих родителей” и др., приучает его к самоанализу, контролю и самоконтролю. Важной частью системы воспитательной работы является формирование и укрепление классных и школьных традиций. Ученики класса активно участвовали в жизни ОУ: “Посвящение в юные химики”, “Вечер школьных друзей”, “Последний звонок”,”Математический бой”.А так же в спортивных соревнованиях по баскетболу, волейболу, армреслингу, легкой атлетике и др.

Системный и деятельностный подход к воспитанию диктуют необходимость выйти за рамки школы, активно участвовать районных, областных мероприятиях. Ребята были инициаторами не только школьных дел, но и местного социума:

  • озеленение школы,
  • озеленение и уход за памятниками в с.Средний Егорлык,
  • встреча с ветеранами войны и тыла,
  • помощь ветеранам войны и тыла,

Таким образом, свою воспитательную работу я строю с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную.

Благодаря моей воспитательной работе у моих учеников в достаточной мере развиты (по результатам педагогической диагностики):

  • личностные качества;
  • нравственные нормы поведения;
  • культура общения в коллективе;
  • потребность к труду;
  • способность к профессиональной деятельности;
  • способность рационально организовывать деятельность;
  • способность к сотрудничеству;
  • сформированность теоретического сознания (научного, художественного, правового).

Мои ученики радуют меня каждый год:

ГОД

КОЛИЧЕСТВО
УЧЕНИКОВ

УСПЕВАЕМОСТЬ

НА “4” И “5”

2003-2004

23

100%

35%

2004-2005

22

100%

39%

2005-2006

21

100%

40%

Сводная ведомость активности учащихся в различных мероприятиях:

 

2003-2004

2004-2005

2005-2006

школьные олимпиады

35%

38%

40%

районные олимпиады

8%

10%

13%

областные олимпиады

3%

5%

12%

участие в спортивных соревнованиях

20%

35%

44%

получение дополнительного образования

35%

41%

53%

Определенные результаты достигнуты в сплочении коллектива. По мнению учащихся и учителей, в классе хороший микроклимат. Ребята доброжелательны, активны, самостоятельны, особенно отличается дух товарищества. Проведенное в середине года социометрическое исследование показало, что в классе нет “отверженных” и у всех ребят существует круг общения. Наличие положительных лидеров обеспечивает высокий уровень самоуправленческой деятельности в классе (велика самостоятельность при планировании, организации и анализе деятельности). Особенно важно, что в классе есть ребята с высокой степенью нравственности, которые существенно влияют на общественное мнение в коллективе.

Возросла активность учащихся в организации и проведении школьных мероприятиях. Ребята делают это с большим удовольствием. Причём они участвуют в организации и проведение школьных мероприятий не только для старшеклассников, но и для школьников младшего и среднего возраста. Им очень интересно и комфортно в классе и школе. Это подтверждается результатами анкетирования “Мое отношение к школе”.

1. Интересно ли тебе в школе?

 

2003 -2004

2004 -2005

2005-2006

Да, интересно

95 %

97 %

100%

2. Что больше нравится?

 

2003 - 2004

2004 - 2005

2005 - 2006

Учеба

30 %

32 %

35 %

Спортивные мероприятия

31 %

33 %

40 %

Школьные праздники

50 %

57 %

75 %

Классные часы

60 %

69 %

70 %

Экскурсии, поездки

80%

93%

100 %

3. Как ты чувствуешь себя в школе?

 

2004 - 2005

2004 - 2005

2005 - 2006

Комфортно

65 %

65 %

70 %

Свободно

30 %

30 %

30 %

Одиноко

5 %

5 %

0 %

Сложились добрые отношения с родителями. В работе с родителями учащихся использую коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причём в том и другом случае реализуются как традиционные (родительские собрания, индивидуальные консультации, посещения на дому), так и нетрадиционные формы работы (родительские вечера, тематические консультации, “Телефон доверия”). В течение года проводились как тематические (например, “Особенности организации учебного труда старшеклассника и роль родителей в этом процессе”), так и итоговые родительские собрания по итогам каждой учебной четверти. Для решения возникающих проблем регулярно собирался на свои заседания родительский комитет. Постоянно проводится индивидуальная работа с родителями.