Урок математики в 1-м классе по образовательной программе "Школа-2100". Тема "Длина"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Научить измерять длины сторон многоугольников и вычислять их периметры, закрепить знания о величинах и их измерении, отрабатывать навыки счета в пределах 9 и решения текстовых задач.
  2. Развивать логическое мышление, аналитические способности, речь, память, внимание.
  3. Формирование творческой активности детей, воспитание любознательности, отзывчивости.

Оборудование: учебник-тетрадь для 1 класса Петерсон Л. Г., модель домика из геометрических фигур, рисунок снеговика, сигнальные карточки красного и зеленого цвета, рисунок дерева, снежинки голубого, синего, фиолетового цветов, табличка с записью термина “периметр”,

у каждого ребенка наборы геометрических фигур в файлах; магнитофон, аудиокассета.

1. Организационный момент.

Психологическая игра “Дерево”. (Рисунок 1.)

- Ребята, чтобы вы не волновались, настроились на рабочий лад, мы с вами поиграем в одну игру, которая называется “Дерево”. Встаньте красиво, ноги на ширине плеч, руки свободно опусти вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы дерево. Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой березкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги-корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол-тело – ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви-руки – свободно “колышутся” вдоль ствола, листья-пальцы – легко “шелестят”, слегка задевая друг друга. Крона-голова – чиста и свежа. Вы – прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе и спокойны. У вас все получится.

2. Актуализация знаний.

- Начнем наш урок с математической разминки. И называется она “Кто быстрее?” Нужно решить примеры, поднимаясь по ступенькам вверх. Кто быстрее решит, тот снеговика (Рисунок 2.) должен поставить у домика (Рисунок 3).

9-7

6-6   4+0

7-6          8-3

5+3                 2+4

  • А вам, ребята, предстоит проверить правильность решения. Для этого используем сигнальные карточки, если вы согласны с ответом, поднимите карточку зеленого цвета, нет – красного.

Вывод: Кто же у нас быстро и правильно считает?

  • Итак, снеговик на месте, а сейчас посмотрите на наш домик, он у нас не простой. Из чего он состоит?
  • Правильно, из геометрических фигур. Давайте вспомним названия. (Крыша – треугольная, стены дома, окно и труба – прямоугольные).

Моделирование из геометрических фигур.

  • Я предлагаю вам тоже построить у себя на парте модель такого домика по памяти из фигур, которые у вас находятся в конверте с надписью “Построй домик”. Кто сложит быстро и правильно, поможет соседу.

2. Постановка проблемы. “Открытие” нового.

  • По каким признакам можно разбить эти фигуры на части? (треугольники и четырехугольники)
  • Давайте вспомним общее свойство всех этих фигур?
  • Это замкнутая ломаная линия, у них есть вершины, углы и стороны.
  • А являются ли стороны многоугольника отрезками?

Возьмем модель треугольника, разберем звенья нашей ломаной линии. (Демонстрирую модель треугольника с подвижно скрепленными отрезками)

  • Что мы видим? Каждое звено является отрезком, отрезок – часть прямой, с началом и концом.
  • А что мы еще узнали об отрезках? (можно измерять длину отрезка)
  • Что такое длина? (величина)
  • Для измерения длины какой единицей мы научились пользоваться? (сантиметр)
  • Вы умеете измерять длину отрезка, давайте измерим длину каждой стороны у треугольника.

Практическая работа с линейкой.

  • Чему равна длина каждой стороны треугольника?
  • А если замкнутую линию превратить в незамкнутую, что можно заметить?
  • Получился один отрезок (АВ, ВС, СА – части, а весь отрезок – целое)
  • Можно узнать длину всего отрезка? Каким правилом воспользуемся? (части сложить)
  • Чему равна длина большого отрезка?

Вывод: Мы нашли сумму длин сторон треугольника, значит, мы нашли периметр треугольника, т.е. сумму длин всех сторон.

Физминутка

Ритмический счет через 5 (с движениями)

1 – хлопок в ладоши

2 – по коленочкам

3,4 - хлопки с соседом

5 – называем число

  • А можно измерить у других многоугольников длины сторон и найти периметр?
  • Сформулируйте тему урока. (Научить измерять длины сторон многоугольников и вычислять их периметры)

3. Первичное закрепление.

  • Откройте учебники на стр. 4 № 1. Как называется фигура? Измерьте длину каждой стороны и запишите значение в пропущенные “окошечки”.

На доске запись:

АБ= 1 см ВГ= 3 см

БВ= 5 см АГ= 4 см

  • А № 2 выполните самостоятельно по рядам.
  • Давайте проверим. Как называется 1 фигура? 2-я? 3-я? Что вы заметили?

4. Знакомство с понятиями “длина”, “ширина”.

  • А сейчас возьмите из конверта только прямоугольники, покажите эти фигуры, какого они цвета. Рассмотрим прямоугольник красного цвета.
  • Как называются стороны прямоугольника?
  • Сравните их. Что можете сказать о длине, о ширине?
  • Длина – большая сторона, ширина – меньшая.
  • Что можете сказать о противоположных сторонах?
  • Правильно. Они равны. Возьмите красный и синий прямоугольники, сравните их по длине и ширине.
  • Как сравнивали, не измеряя? Покажите наложением друг на друга.
  • Измерьте стороны зеленого прямоугольника. Как он называется? А можно найти у этих фигур периметр? Что для этого нужно сделать? Запишем решение в тетради.
  1. Самостоятельная работа по учебнику.

Стр. 4 № 4 - работа в парах. (Измерение длин сторон многоугольников и нахождение периметра)

Проверка: на доске ответы:

8 см 9 см 8 см

7. Итог урока.

- А сейчас проведем небольшой тест на понимание материала урока. Приготовьте сигнальные карточки, если вы согласны с утверждением, поднимите зеленую карточку, если нет – красную.

ТЕСТ:

  1. Величина – это то, что можно измерить. Да.
  2. Длина – это величина. Да.
  3. Сантиметр – единица массы. Нет.
  4. Периметр – сумма длин сторон многоугольника. Да.
  5. Длина прямоугольника меньше ширины. Нет.

Самооценка собственной деятельности на уроке.

  • Ребята, как вы думаете, мы сегодня плодотворно работали?
  • Довольны вы результатами своей работы?
  • Я хочу, чтоб вы отразили это на деле. Посмотрите на наше дерево (Рисунок 4), снега на ветвях совсем не осталось. А зимой дерево без снежного покрова совсем замерзнет, мы сейчас покроем его снежинками, если у вас сегодня на уроке все получалось замечательно, вы довольны своей работой, возьмите голубую снежинку, если считаете, что у вас есть небольшие сомнения – синюю, а если вам было трудно справляться с материалом урока - фиолетовую.

Молодцы, спасибо за урок.