"Плотность вещества"

Разделы: Физика


Этот урок рассчитан на класс, в котором планируется углубленное изучение физики. На этот урок желательно выделить, два академических часа. Если такой возможности нет, то для достижения первой цели затратить один час, а для достижения второй цели выделить час из кружковой работы (существуют и другие варианты).

Подготовительную работу по проведению урока делю на три этапа:

  1. Планирую урок, свою деятельность, как учителя и деятельность учащихся. Как правило цели и задачи формулируются по-разному (для учителя – образовательные, развивающие и воспитательные, то для ученика – мотивационно стимулирующие, занимательные, доступные). Провожу подготовительную работу для достижения цели урока (раздаточный материал, компьютерные слайды, приборы, материалы для работы на уроке).
  2. Урок – как совместная деятельность учителя и учащихся для достижения поставленных целей урока и решения сформулированных задач к уроку.
  3. Анализ проведённого урока, достигнутых целей и решенных задач, успешности и недостатков урока. Планирование и коррекция целей, задач к следующему уроку.

Этап № 1 Планирование урока.

Цели для учителя: углубление, закрепление и глубокого понимания физического смысла знаний о плотности вещества. Получение новых знаний. Способствовать формированию умений применять полученные знания, умения, навыки в новой ситуации при проведении исследовательской работы через метод научного познания.

Используемые на уроке элементы культуры, национальных традиций (НРК – национальный региональный компонент), театральных – сказочных героев создадут живой интерес, эмоциональный подъём. Воспитательный процесс сделают эффективным, познавательным, непринужденным, творческим.

Цели для учащихся:

  • создать таблицу плотностей для овощей,
  • найти способ определения плотности смеси веществ (смесь овощей - салат, аналогия для сплавов металлов).

Тип урока: контрольный, исследовательский при практическом применении знаний.

Методы применяемые на уроке: проблемно – поисковый или метод научного познания.

Средства обучения: Учебник “ Физика -7”[2], справочные таблицы плотности твёрдых тел, компьютер и мультимедийная установка, сухие и свежие овощи (картофель, свекла, морковь), весы с разновесами, два медицинских шприца (вместо мензурок) на 10мл с ценой деления 0,1мл и на 5мл, пластилин, столовая тёрка для овощей, сосуд с водой, раздаточный материал для контроля и отчета о выполненной работе, мягкие игрушки (зайца, поросёнка, гусь можно и других животных).

Элементы используемых педагогических технологий с применением активных форм обучения: компьютерная, проблемное обучение, театрально-игровая.

Раздаточный материал: на каждом столе имеется следующее оборудование - набор овощей, нарезанных средним кубиком (кубики должны входить в шприц для измерения их объёма), большой шприц на пластилиновой подставке с вынутым поршнем, малый шприц для набора воды, весы и разновесы для определения массы кубиков, бланк отчёта для каждого ученика индивидуально, четвертушки для скоростного опроса учащихся (четвертушка – это тетрадный лист делится на четыре равные части, на которых ответ прописывается по строгому алгоритму, за короткий промежуток времени).

[2] – используемая литература

Планирую структуру урока:

  1. Мотивационный момент урока.
  2. Целеполагание
  3. Скоростной опрос, выявление знаний и их коррекция.
  4. Основная часть урока: исследовательская работа (состоит из двух частей по1часу).
  5. Рефлексия по итогам работы.

Этап № 2

Содержание первого урока.

Мотивационный момент урока.

(Диалог учителя – У, детей – Д)

У. К нам в гости на наш урок пришли Поросёнок по имени Хрюшка с картофелем, Зайка с морковью, Гусь со свеклою. (Одновременно эти куклы с овощами выставляются на видное место в классе). Они сегодня заспорили и хотят выяснить, какой овощ самый сытный и самый плотный. Долго они спорили и пришли к единому решению, что “Все овощи имеют одинаковую плотность!”

Как проверить эту гипотезу наших гостей?

Д. Давайте посмотрим таблицу плотности для твёрдых тел в учебнике и ответим на этот вопрос.

Открывают учебник, находят таблицу, но плотности овощей там не находят, нет там и фруктов.

У. Ребята подумайте, а почему в таблице плотностей, нет данных для овощей и фруктов? ….

Компьютерный слайд № 2 презентации урока “Первые цели деятельности учащихся на уроке”

У. Ребята, давайте поможем нашим гостям определить плотность овощей и очень четко определим наши цель для работы на уроке.

Д. Цель № 1 “ Определим плотности овощей и сравним их”.

Цель № 2 “ Почему в таблице плотностей нет овощей?”

У. Чтобы, мы качественно могли помочь нашим гостям, нам нужно повторить теорию о плотности вещества.

Скоростной опрос:

Возьмите четвертушки, на одной стороне проведём скоростное тестирование, а на другой повторим всю теорию о плотности. (Два ученика работают на крыльях доски)

Компьютерный слайд № 3 презентации урока “Тест”

Цель: Выбрать ответ на вопрос.

1. Сколько килограмм содержится в 250г?

А) 2,5кг, В)25кг, С)0,25кг.

2. Сколько грамм содержится в 3,5 кг?

А) 350г; В)3500г; С)0,35г.

3. Переведите плотность 5000кг/м3 в г/см3

А) 5 г/см3; В)50 г/см3; С)0,5 г/см3.

4. Переведите плотность 6,5г/см3 в кг/м3

А) 65 кг/м3; В)6500 кг/м3; С) 6,5 кг/м3.

Цель: Что такое плотность (ответ по строгому алгоритму)

Ф.И.О. ученика ______________________.

Вопрос – Что такое плотность?

Формула -

Определение: плотность – это физическая величина численно равна отношению массы тела к его объёму и показывает массу тела в единице его объёма. Плотность- это характеристика вещества, из которого сделано физическое тело.

Параметры:

Единицы измерения:

(Проверить работу учащихся на доске всем классом, чтобы повторить материал. Четвертушками учащиеся меняются, осуществляют взаимопроверку, когда один ученик комментирует ответы по слайду. Все работы сдаются учителю).

Устный счет.

У. Наши гости приготовили для вас интересные задачи. Я уверена, что вы с ними, успешно справитесь. (Задачи постепенно усложняются и готовят ребят к выполнению практической части урока).

Задача № 1 Её приготовил зайка. (См. слайд № 4)

Ученый с мировым именем Иннокентий открыл кастрюлю, обнаружил там 400граммов гречневой каши, выразил массу каши в килограммах и быстро съел. Сколько килограмм каши съел ученый? [1]

Задача № 2 Её приготовил поросёнок. (См. слайд № 5)

В мензурку надо налить 26см3 молока. Как это сделать? Покажите на слайде этот уровень.

Д. Ответ: Определим цену деления мензурки по формуле ЦV=1см3 (Смотри слайд № 5)

Задача № 3 Её приготовил умнейший гусь. (См. слайд № 6)

Печальный дядя Боря, колол и складывал в поленницу дрова. Объём, поленицы оказался 4м3, а их масса 2 тонны. Долго дядя Боря думал над тем, из какого дерева он колол дрова? [1]

Д. Ответ: надо найти плотность дров, сравнить её с табличными данными. Плотность равна 500 кг/м3 это сухой кедр или сосна.

Исследовательская часть урока

У. Вернёмся к проблеме, которая возникла у наших гостей и вспомним цели которые мы себе поставили.

Д. Цель № 1 “Определим плотности овощей и сравним их”.

Цель № 2 “Почему в таблице плотностей нет овощей?”

У. Определим строгую последовательность задач, выполняя которые мы достигнем данных целей. План наших действий запишите на бланке отчетности о проделанной работе. Этот бланк лежит перед вами. (Приложение. Бланк отчета выполняемой работы распечатан для каждого ученика индивидуально, демонстрируется приложение через мультимедийный проектор).

Дети формулируют задачи, которые надо будет решить.

Задачи:

  1. Определим массу тела, каждого кусочка отдельно( одного кусочка моркови, свеклы, картофеля) с помощью весов, данные записываем в таблицу отчетности.
  2. Определим цену деления медицинского шприца, при помощи которого будем определять объёмы кусочков овощей. Установить этот шприц вертикально на пластилиновой подставке, при помощи второго шприца залить в него фиксированный объём воды, примерно Vв = 3см3. (Смотри рисунок №1)

Рисунок №1 Схема установки определения объёма тела

img1.gif (2316 bytes)

  • Определить объём тела ( каждого кусочка отдельно), информацию заносим в таблицу. Произвести все измерения для сырых и сухих овощей.
  • Произвести расчеты плотности овощей и заполнить таблицу.
  • Проанализировать полученные результаты и записать выводы к вашей исследовательской работе.
  • После того как задачи полностью разобраны, план деятельности учащихся определён, ученики выполняют работу самостоятельно.

Рефлексия по итогам урока.

У. Наши гости утверждали в начале урока, что “Все овощи имеют одинаковую плотность!”, так ли это?

Д. Нет. (Доказывает это, при помощи результатов своей работы).

У. Почему в таблице плотности твёрдых тел нет списка овощей, фруктов?

Д. Их там нет потому, что у них плотность меняется.

У. Почему плотность овощей, фруктов меняется?

Д. Потому что вода находящаяся в овощах испаряется, их влажность меняется, меняется масса и объём.

Этот диалог можно продолжить, но и на этом можно ограничиться для первого часа занятия.

Содержание второго урока.

Мотивационный момент урока.

У. Наши поросёнок, зайка и гусь решили всех угостить салатом. На терке они натёрли морковь, свёклу, картофель и отдельными кучками всё уложили на блюдо. Я им помогу и при вас все овощи смешаю. Получился салат, его в народе называют – винегрет, из сырых овощей. (Блюдо с натёртыми овощами и процесс смешивания демонстрируется).

Снова у наших гостей возник спор, как определить плотность этого салата. Долго спорили или коротко, ни кто не знает. Но они пришли к единому мнению, решили, что плотность смеси можно определить по формуле (слайд № 7):

смеси = к + с + м ?

Я в справедливости их утверждения сомневаюсь.

Привожу примеры, что смеси бывают не только из овощей и фруктов. Сплавы металлов – бронза = 8800 кг/м3 , дюралюминий = 2800 кг/м3 чугун = 7000 кг/м3.

Пластмассы и пластики со средней плотностью = 1350 кг/м3[3]. Компьютерный слайд № 7 презентации урока “Цели деятельности учащихся на втором уроке”

У. Ребята, давайте поможем нашим гостям определить плотность смеси овощей и очень четко определим нашу цель для работы на уроке.

Д. Цель “ Определим плотность смеси овощей ”.

У. Как вы будите действовать, для того чтобы достичь этой цели?

Учащиеся, как правило, предлагают воспользоваться тем же методом, что и на первом уроке. Моя цель, не отвергать эту возможность, позволяю слабым учащимся определить плотность смеси ( из двух компонентов), а сильные ученики занимаются определением плотности смеси через математический метод научного познания.

Предлагаю ученикам определить плотность смеси двумя математическими способами, решать задачу в общем виде и запомнить ход рассуждений. ( Ученики работают в тетради).

Способ № 1

Введём обозначения: с – плотность смеси; 1- Плотность моркови; к- плотность картофеля. (См. слайд № 8)

Способ № 2

У. Предлагаю рассчитать плотность салата из двух и трёх компонентов, сделать выводы о величине плотности и сравнить с плотностью овощей.

Д. учащиеся приходят к выводу, что плотности складывать нельзя.

Предлагаю решить задачи повышенного уровня сложности и олимпиадные.

Задача № 4 Её приготовил зайка. (См. слайд № 9)

Чему равна плотность сплава, полученного из одной медной и двух алюминиевых монет? Объёмы монет одинаковые. Плотность меди и плотность алюминия возьмите в таблице. (Решите задачу двумя способами.)

Задача № 5 Её приготовил поросёнок. (См. слайд № 10)

Ученый с мировым именем Иннокентий решил плотно пообедать и с аппетитом съел комплексный обед из трёх блюд. Масса первого блюда – 550граммов, объём – 0, 0005м3. Масса второго – 150 грамм, объём – 0,0002 м3. Масса компота – 1кг100 грамм, объём – 0,0011 м3. Как вычислить среднюю плотность плотного обеда, который ученый с мировым именем съел без хлеба? [1]

Рефлексия по итогам урока.

У. Последняя задача взята из задачника по физике Григорий Остера ( показываю учебник). Эта задача с шуткой о серьёзном, предлагаю решить дома.

Проведите домашнее энциклопедическое исследование, подготовьте сообщение о практическом применении известных сплавов – латунь и бронза. [3]

(См. слайд № 11) Спасибо за урок.

Приложение 1

Приложение 2

Используемая литература:

  1. Остер Григорий Физика: задачник. Наглядное пособие. Москва “Росмэн” 1997г.
  2. Пёрышкин Ф.В. Физика 7. Учебник. Дрофа Москва 2003г
  3. Кошкин Н.И. Справочник по элементарной физике. Издательство “Наука” Физико-математическая литература. Москва 1976г.